В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Методики в СМИ • Статьи • Россия

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

По-английски он профессор, а по-русски — Коля

Учительская газета

, №3, 1995


Учительская газета

Опять Зайцева нет. То он в Ижевске, то в Перми, то в Краснодаре. А как-то в Америку укатил. Там, в штате Индиана, уже есть его кубики на английском. И склад, который вместо слога считает Зайцев единицей письма и чтения, за неимением подходящего термина назван в методической литературе ЗАЙ. Сейчас американцы хотели бы купить сам принцип систематизации и распоряжаться им по своему усмотрению. Зайцев не соглашается. Опыты пяти лет, прошедших с тех пор, как мы впервые написали о его кубиках (УГ от 13 июля 1989 года), показывают, что по этой методике можно эффективно обучать почти любому языку.


На кубики и в таблицы Зайцева уже переложены не только английский, но казахский, татарский, украинский... Что касается русского, у нас кубики — нарасхват. На курсы к нему желающие записываются в очередь. Сам Николай Александрович не каждый раз может провести полностью все занятия. У него уже есть ученики и последователи, которым он доверяет обучение новичков и в Санкт-Петербурге, и в других городах. Для них он мэтр, светило, хотя сам мэтр о некоторых говорит с восхищением: лучше меня работают!

Теперь мы с улыбкой вспоминаем, как встретились с Зайцевым впервые. Хотя тогда это выглядело не забавно, а, скорее, трагично. В компании таких же одиночек-новаторов, бродивших по Ленинграду со своими альтернативными идеями образования, Зайцев казался странным фокусником. Город бурлил митингами, собраниями, стихийными конференциями и семинарами. Создавался союз просвещения. Обиженные администрацией учителя собирались по клубам. Пафос свержения — директоров, заведующих, а также всех академиков и докторов педагогических наук вместе с академией — кружил головы. Обсуждались проблемы исключительно глобальные. А Зайцев, с чувством поругав академию, заканчивал свои выступления всегда предложением сугубо практическим: хотите на ваших глазах за двадцать минут научу читать сто слов любого иностранца, не понимающего по-русски? А любой малыш у меня научится читать за три-пять занятий! И он разворачивал перед ошарашенной публикой километры таблиц, принимался показывать схемы, пропевать склады, пританцовывать, прихлопывать. Публика реагировала по-разному. Иногда его высмеивали. Иногда поднимали на щит, как живого гения, страдающего от бюрократизма прогнившей системы. И в том, и в другом случае смысл его методики никого не интересовал. Эффективные приемы, абсолютно беспроигрышные с точки зрения здравого смысла, в образовательных учреждениях встречали недоверие: так просто и быстро? Зачем?

... Опять же случайно номер газеты со статьей о кубиках попал в руки предпринимателя из Казахстана. А на казахском языке можно сделать такие? — загорелся он. Инженеры — к Зайцеву. А тому — чем задача сложнее, тем интереснее: почему не попробовать? Сделал. К счастью, в Казахстане сразу заинтересовался новинкой институт языка, подключились ученые. Обучение малышей по новой методике стало системой республиканской. Сейчас в городе Чимкенте, например, около 180 детских садов, и почти в 150 из них дети учатся читать и по-русски, и по-казахски одновременно с помощью кубиков. Оба языка усваиваются одновременно, и общение детей органично идет тоже на двух языках.

Но в Казахстане, как теперь и в Киеве, интерес объясняется, скорее, политической ситуацией. Два языка стали там условием стабильности. Нетерпение американцев тоже пока объясняется мотивами выгоды: быстрое обучение языку эмигрантов, особенно из стран Азии, Африки, — залог благополучной адаптации их и получения дешевой рабочей силы.

А что в России? Мощный центр, где методике Зайцева обучаются педагоги Сахалина, Приморья, Еврейской автономной области, некоторых районов Сибири и Бурятии, сложился в Улан-Удэ по инициативе Николая Буракова и Игоря Носкова. В Краснодарском крае Зайцевым давно заинтересовался центр педагогической инноватики под руководством Веры Пермяковой. Сейчас в педвузах края и некоторых педагогических училищах методику Зайцева преподают как обязательную. Именно там педагоги заметили, что дети, которые знакомятся с русским словом при помощи кубиков, начинают очень интересно рисовать, связывая рисунки с рассказами собственного сочинения, с музыкой, песенками. Пропевание складов помогает справиться с заиканием. А в 9-м интернате города Краснодара по этой методике удается обучать даже детей с глубокой степенью дебильности.

Включили в свои программы методику Зайцева Пермский и Соликамский пединституты. Причем в Перми вместе с педагогами работают психологи и медики — врачи, которые занимаются обучением слепых, глухих, слабослышащих детей в центре Социум. В Екатеринбурге центр Перспектива успешно использует кубики для обучения детей с тяжелыми поражениями речи. В Ижевске Людмила Штабская и Ольга Поликова вместе с логопедами и психологами успешно работают по Зайцеву с детьми, которые страдают от церебральных параличей. В Новосибирске кубики берут на вооружение дефектологи, объединившиеся в центре Татьяны Елезовой. Центр Елезовой активно привлекает сейчас ученых, чтобы разобраться в механизмах восстановления пораженных функций мозга у детей.

Зато в Санкт-Петербурге, колыбели этой методики, при огромном спросе на нее со стороны родителей и воспитателей во многих районах администраторы пока еще крепко держат оборону. Недавно во Фрунзенском районе, например, родители получили в департаменте образования ответ, что с кубиками Зайцева работать не рекомендуется, потому что они развивают левое полушарие. Тот же аргумент приводится в Василеостровском районе, в городском методическом центре дошкольного воспитания. Слух о таинственном и страшном развитии левого полушария ширится, завораживает научностью и непонятностью.

По случайному стечению обстоятельств, я знаю, как он родился. Лаборатория нейрофизиологии и нейропсихологии ребенка института образования взрослых РАО единственная в Петербурге занимается изучением функций мозга детей дошкольного и младшего школьного возраста. Здесь действительно есть некоторые данные, позволяющие говорить о преимущественном левополушарном развитии детей, которые рано начинают читать. Однако методика Зайцева оказалась причастной к этому случайно, только потому, что в центре Талант, где проводились исследования, она применяется довольно широко. Но насколько грамотно и как долго занимались именно по Зайцеву обследованные дети, неизвестно, поскольку нейробиологов интересовал совсем другой вопрос. Напомним, что левополушарное доминирование характерно для большинства из нас, так как и центр речи в левом полушарии, и ведущая правая рука им управляется, и интеллектуальная деятельность. Поэтому развитое левое полушарие — еще не беда. Другое дело, что, по мнению ученых, детство — пора бурного развития чувств (они, как известно, регулируются правым полушарием), которые следует особенно культивировать, чтобы в дальнейшем достичь максимальной гармонии в деятельности обоих полушарий, активизировать способности человека, по возможности максимально. И тут методика Зайцева, если бы ею всерьез заинтересовались специалисты, может быть особенно интересна как раз потому, что опирается не только на интеллект и память, а на сенсорику, ощущения.

Накоплено достаточно практических результатов для того, чтобы начались серьезные научные исследования не только в связи с обучением по Зайцеву детей с дефектами, но и детей здоровых.

Однако Мазай — организация, которая до сих пор, пропагандируя Зайцева, жила только на хозрасчетных началах. Нанимать ученых, обеспечивать фундаментальные исследования — задача для нее непосильная. Рынок не позволяет превращать товарищество с ограниченной ответственностью в НИИ. А надо бы! Что делать? Отправлять Зайцева в новый поход по приемным академиков, ректоров, заведующих лабораториями? Уже ходил. Вся надежда, пожалуй, на дискуссионность наблюдений, сделанных нечаянно петербургскими нейробиологами. Вполне возможно, выводы их коллег, сделанные в Перми или Новосибирске, будут прямо противоположными. Может быть, если в духе нашего времени довести эти рассуждения до скандала, хотя бы так удастся привлечь внимание большой науки к работе Зайцева? Это ведь только в Америке он — профессор, только для восторженных учеников — мэтр, а для остальных-то по-прежнему просто Коля, чудак, отверженный крупнейшими университетами и академией...

Нина Пижурина


Методики в СМИ • Статьи • Россия • Учительская газета, По-английски он профессор, а по-русски — Коля

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet