В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Методики в СМИ • Статьи • Россия

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Волшебные кубики

Материнство

, №6 (21), июнь, 1998


Материнство

Мы в разных контекстах упоминали на страницах нашего журнала о системе обучения Николая Александровича Зайцева. Наша корреспондентка побывала на недавно прошедшем семинаре, посвященном методике этого известного педагога.


Взгляд за окно.

Быстро бежит время, подходит к концу отпуск по уходу за ребенком, бабушки и дедушки работают, и нам с дочкой предстоит выход в большой мир. Что ожидает среднестатистических родителей 2-летнего ребенка и его самого в ближайшие годы, связанные с обучением в различных образовательных учреждениях? Кто-то с ностальгией вспомнит советское время с его предсказуемостью жизненного пути — от детсада до пенсии.

Ныне сами знаете, какое разнообразие всего. Однако большинство родителей в воспитании, образовании и общем развитии малышей по-прежнему полагаются на помощь простых муниципальных садов. Там, где прошло наше детство, многое сохранилось, но немало произошло и перемен: в программу вводятся новые предметы и методики, интересные и детям и родителям. Прибавьте к этому занятия с ребенком дома — картина получается неплохая.

Три счастливых дня...

...и три ночи подряд мне снились звенящие кубики, буквы, поющие свои имена, замысловатый хоровод чисел. Это я побывала на семинарах по методике обучения чтению, письму и счету Hиколая Александровича Зайцева, опирающейся на игру как форму познания и образования.

Методика опробована во многих регионах России и за последние 8 лет получила немало положительных отзывов от теоретиков и практиков педагогики. Победитель конкурса Педагог года Магаданской области — 96 Гинара Вячеславовна Жупаненко пользовалась в своей работе системой Зайцева при отработке с детьми навыков скорочтения. Несколько детских садов работают по этой методике в Санкт-Петербурге и Москве, организована школа нового типа Непоседы, возникли они в Перми, Ижевске, Краснодарском крае, Москве, Коврове, Екатеринбурге, Новосибирске. Отдельные энтузиасты занимаются с группами малышей на дому.

В январском номере журнала Материнство за этот год появилось сообщение о предстоящих семинарах для родителей и педагогов по методикам Зайцева, Шаталова, Никитина. Я пошла на семинар: имена знакомые, а тут представился случай узнать все из первых рук. По природе я не то чтобы скептик, но и доверчивой себя назвать не могу.Слишком хорошо, чтобы быть правдой, — вспомнила я английскую пословицу, выходя с занятия в первый вечер.

Семинар по методике Зайцева проводила его ученица, Елена Григорьевна Афанасова. 13 часов занятий пролетели незаметно. Так бывает, когда рассказчику интересно, а аудитория полна желания внимать — рождается замечательное ощущение сотрудничества.

В основе метода — игра в кубики, на которых изображены не просто две буквы и даже не слоги в обычном понимании слова, а склады (сочетание двух знаков). Например, кубик Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ и параллельный ему БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ. Таким образом обыграны все возможные сочетания согласных и гласных звуков, встречающиеся в русской речи. Вам это что-нибудь напоминает? Правильно, бормотание младенца, все эти его дя-дя-ду-ду-ля-ля-ма-ма-ба-ба.

Кубики дома

Что такое кубики, если вдуматься? Конечно, коробочка. Зайцев чудесно обыграл этот момент: снаружи кубик как кубик, буквы на нем нарисованы, а внутрь помещен, по идее автора, металлический или деревянный предмет, чтобы получить соответствующий звук при встряхивании: звонкий или глухой. Потряси, малыш, кубик и вспомни любимую погремушку.

Методика сочетает в себе научные открытия и народную мудрость, но главное — не перечит природе ребенка, а сотрудничает с ней. Хочешь бегать — бегай, хочешь лежать на полу — пожалуйста, играть — непременно! Учишься как бы между прочим. А преподаватель вроде бы и не преподаватель вовсе: поет, играет с родителями и ребятами, никогда не ругает...

Зайцев детально рассказывает о своей методике на проводимых им семинарах, а также в своей книге Письмо. Чтение. Счет. Учебник нового типа для родителей, воспитателей, учителей. Книгу интересно прочитать хотя бы потому, что это не просто учебник, сборник игр и задач, а памфлет, направленный не столько против традиционного подхода к обучению, сколько против бюрократов от педагогики.

На одном из занятий учительница показала любительскую видеозапись, сделанную на одном из подобных семинаров: Элиста, детский садик, сияющие глаза детей и изучающе-заинтересованные взгляды воспитателей и педагогов.

А в последний день семинара мне не с кем было оставить Машу, и мы пришли на занятие вместе. То, как она взялась за ни разу до того не виденные кубики, стало последним аргументом во внутреннем споре между Сомневающимся и Любознательным.

...В нашей квартире теперь висят таблицы Зайцева, кубики мы с Машей клеили и складывали вместе, таблица счета закрыла собой дверь, а под потолком тянется ряд чисел от нуля до девяноста девяти (почему не до 100? Потому что 100 — это граница, а 99 — горизонт).

Учимся дома

Гений — парадоксов друг?

В мою задачу не входит агитация и пропаганда нестандартного метода. Мне хотелось лишь поделиться имеющейся информацией со всеми, кто хочет предоставить своим детям как можно больше возможностей познавать.

Позволю себе небольшую цитату из учебника Зайцева:

Многие великие люди научились читать в два-три года. Никто с уверенностью не может ответить: научились ли они читать, потому что родились великими, или стали великими, потому что их раньше начали учить?

Одни скажут: а нужно ли растить великого человека? Им можно возразить: а разве не надо развивать таланты, раскрывать личность ребенка, показать ему, на что он способен, дать возможность раньше познакомиться с миром? Ведь если ваш ребенок станет лидером, он подтянет за собой товарищей, ему будет легче лавировать в потоке информации. А в перспективе — насыщенная впечатлениями жизнь, наверняка — интересная карьера, и ваша спокойная, радостная старость.

У родителей возникает и другой вопрос: а что я буду потом с этим делать? Ну станет мое чадо в 7 лет считать в уме десятками тысяч, писать без единой ошибки на родном и паре иностранных языков, читать в оригинале, скажем, Канта — а дальше-то что? Опять-таки — денег на всякие лицеи-колледжи нет и не предвидится, за рубежом и своих вундеркиндов достаточно... И пойдет мое не в меру развитое дитя в среднюю общеобразовательную школу. В лучшем случае его ждет непонимание со стороны учителей и одноклассников, в худшем — не оберешься проблем: ребенок расслабится, решит, что все уже об этом мире узнал. Нет, лучше уж со всеми, не выделяться...

Привожу полярные мнения намеренно, на их стыке и можно найти приемлемое для . себя и своего ребенка решение.

А вот еще одна точка зрения, почти полностью отвечающая на поставленные вопросы. Это цитата из рецензии на учебник Зайцева доктора педагогических наук Я.С.Турбовского из Института теории образования и педагогики :

...нам — семье и школе — нужно поздравить себя с представлением методики, использование которой принесет огромную радость учителям, родителям, детям, заставит задуматься (в том числе и тех, от кого это зависит), как уже сегодня начать все это, а также о том, какой должна быть школа, в которой будут учиться дети, подготовленные по методике* Н. А. Зайцева.

Предлагаю оставить теоретические споры специалистам, а самим искать рациональные подходы всюду — будь то сказки народов мира или опыт семьи Никитиных, потому что в конечном итоге никто, кроме родителей, не сделает выбора наиболее подходящей дороги для своего ребенка.

О.Фост
Фото: Игоря Порхомовского


Методики в СМИ • Статьи • Россия • Материнство, Волшебные кубики

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России