В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Методики в СМИ • Статьи • Россия

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Звенящее чудо

Лиза. Мой ребенок

, ноябрь, 2000


Лиза. Мой ребенок

Кубики Зайцева — самая популярная методика обучения чтению,
при этом дети могут даже и не подозревать, что они учатся


Мама с четырехлетним сынишкой идут по улице и пытаются читать все вывески, которые попадаются на их пути.

    — Мама, что здесь написано?

    — Пожалуйста, читай.

    — Слово какое-то длинное...

    — А ты по складам попробуй.

    — Ко-н-ди-те-р-с-ка-я.

Такой вот диалог многодетной мамы с одним из детей. Однажды познакомившись с системой педагога Н. А. Зайцева, Марина до сих пор считает ее самой эффективной и увлекательной: Я уже не умею учить детей читать по-другому. Просто потому, что не умею общаться с ними по-другому, кроме как с уважением, не умею с ними по-другому жить, кроме как интересно.

Занимаемся с другом

Склад вместо буквы

В основе системы Н. А. Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилия может явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под основанием челюсти и произнеся что-нибудь вслух. Наш речевой аппарат устроен так, что все, что бы мы ни произносили — это комбинации из пар согласный-гласный,— поясняет Николай Александрович. За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили ъ в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Гласный же обязательно предваряется согласным. Это не всегда отражено на письме, но, держа руку на горле, произнесите о-а-зис. Вы почувствуете усилие связок и перед о, и перед а. Складовой принцип обучения имеет нечто общее с тем, как ребенок начинает говорить: он ведь не произносит отдельные буквы м и а, он говорит ма. Так и на кубиках — понятно и естественно.

Разбираем картинки

Хочу все — и сразу!

По методике Зайцева весь русский язык в складах дается ребенку на кубиках и настенных таблицах. Все — и сразу. Раз — и навсегда. Не боясь, что ребенок растеряется, не воспримет, перенапряжется. Зайцев уверен, что дитя гораздо сильнее утомляется от примитивной развлекаловки. Его кубики — это русский язык, в который можно поиграть. Его можно взять в руки, он весом и зрим. Эти необычные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу. Кубики, то есть склады, делятся на большие и маленькие, железные и деревянные и два золотых кубика с гласными. Большие — это те, что в официальном русском языке носят название твердые. Маленькие — это склады мягкие. Николай Александрович с этой терминологией решительно не согласен. Ну что здесь твердого и мягкого? — сердится он. — А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите БА и БЯ,У и Ю, О и Ё. На звонком большом золотом кубике с гласными, который заполняется монетками, маленькими наперстками или колокольчиками, для наглядности нарисована клубника. Так, с клубникой во рту, и произнесем: А-О-У-Ы-Э. Другие большие кубики: Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ и т. д. У маленького золотого кубика своя песня, с земляникой во рту: Я-Ё-Ю-И-Е. Другие маленькие кубики: БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ и т.д. Отдельно стоят пять двойных кубиков: это склады с теми согласными, которые не со всеми гласными дружат. Железные и деревянные — это (на привычной терминологии, которую мы еще в школе проходили) звонкие и глухие склады. Начинка железных кубиков — крышечки-пробки от кока-колы или пива. В маленьких железных — по четыре крышечки, в больших — по шесть, и один тяжелый, весь железный кубик со складом Й — в нем восемь крышечек. Начинка деревянных кубиков — кусочки дерева или фасоль. Теперь все в порядке: золотые кубики звенят, железные гремят, а деревянные глухо постукивают.

Девочка с кубиками

Сначала... пишем

Итак, у вас в руках инструмент — кубики, таблицы, кассета с напевками и методичка, которая обязательно входит в комплект Кубиков Зайцева. Что со всем этим делать?

  • Смело начинать писать! Кубиками и указкой по таблице, понимая под письмом не пачкание бумаги, а процесс превращения ЗВУКОВ в ЗНАКИ. Мы думаем, что учим ребенка читать, а он идет к чтению через письмо. Ему нужно понимать, как слова делаются, разбирать на части и вновь собирать. Начните писать с того, что ребенку дороже всего — его имя, фамилию, отчество (он будет рад почувствовать себя большим), любимые блюда, игрушки, имена близких людей.
  • Составив в одном конце комнаты МАМА, на столе установив БАБУШКА ОЛЯ, а у окна ДЯДЯ КОСТЯ, поиграйте: А теперь беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто приехал, — ДЯДЯ КОСТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой! Так перед вами раскроются возможности кубиков — обучать ребенка в движении, не принося в жертву грамотности зрение и осанку.
  • Теперь, чтобы можно было работать с кубиками, ребенку надо познакомиться с ними. Не прекращая чистить картошку (помешивать кашу), попросите: Принеси, пожалуйста, из комнаты любой кубик, какой тебе нравится! И, поворачивая кубик к ребенку той гранью, которую вы называете, пропойте все склады: А-О-У-Ы-Э! Теперь найди еще большой кубик! Еще деревянный! Теперь маленький!
  • Пропойте любой столбик складов по таблице и предложите ребенку найти такой же кубик. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.
  • Но почему пропойте, а не прочитайте? Композитор Георгий Струве, руководитель хора Пионерия в г. Железнодорожный, и его жена Любовь, работающие с дошколятами, давно сотрудничают с Зайцевым и видят, что обучение чтению с пением идет веселее и продуктивнее.
  • Не расстраивайтесь, если с кубиками детки занимались минут 15, а потом целый час катали машинки: они свое уже взяли. Десяти таких занятий достаточно, чтобы четырехлетка начал читать.
Девочка с кубиками

Не только кубики

Вы найдете множество игр и заданий с кубиками в книге Николая Зайцева Письмо. Чтение. Счет. У кого дежурный детектив на ночь, а я перед сном этой книгой зачитывалась. Открывала с любого места и каждый раз находила что-то новое, — это откровение одной из последовательниц системы Зайцева. Но тем не менее вы скоро обнаружите, что готовенького мало и ваша совместная с ребенком деятельность будит фантазию и подсказывает вам новые идеи. Вообще система Зайцева — это не только кубики. Попробуйте занять одну из стен квартиры под таблицы Стосчет, и призрак страшной математики никогда не будет мучить вашего ребенка. И пусть сначала счет методом тыканья пальчиком в каждую клетку кажется непродуктивным, зато он нагляден, понятен и дает реальное представление о количестве. В Стосчете каждое число дано в цифровом и количественном выражении. Если это 98, значит, рядом ребенок увидит 98 кружочков или квадратиков, расположенных в определенной системе. Очень скоро родной сын или дочь удивят вас тем, что им в сотне уже тесно. Все методики Зайцева, выстроенные по принципу от наглядно-образного через конкретно-действенное к абстрактно-логическому, развивают не только детей. Родители, прошедшие школу Зайцева, сохраняют здоровую вредность и критичность. Имея четкие критерии, они всегда могут выбрать для своего ребенка хорошую школу и педагога. Есть один простой тест, чтобы понять, все ли вы делаете правильно: вам и вашему ребенку должно быть хорошо. Кубики и таблицы должны стать частью вашей жизни, а сами занятия быть почти незаметными, минутными. И не забывайте одну простую истину: это методика Зайцева для вас, а не вы для методики. Играйте в нее так, как нравится вам, и польза обязательно будет!

Методика удивления

Что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать. Стройная продуманная система — уже половина дела. Чего бы стоила таблица умножения, не будь она таблицей?! Но сами по себе кубики без вдохновенной мамы (няни, бабушки, учителя) ничего не сделают. Идею обучения по Зайцеву и подхватывают именно те родители и педагоги, которые не устают удивляться способностям детей, но чувствуют, что традиционные методы работы со школьниками совсем не годятся для дошколят. Система Зайцева — для тех, кто верит, что жизнь с детьми дана нам для радости и творчества.

Фото: И.Кудрявцева


Методики в СМИ • Статьи • Россия • Лиза. Мой ребенок, Звенящее чудо

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet