В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Методики в СМИ • Статьи • Россия

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Грамота как часть жизни

ДТС. Улица Сезам для родителей

, №2, февраль, 1999


Дтс. Улица сезам для родителей

Я удивилась, когда на семинаре Николай Александрович Зайцев играл с моим старшим сыном (ему тогда было 3 года 10 месяцев) в складовые карточки — и здорово играл! Аркаша, не умевший тогда читать, запоминал сразу десяток написанных слов и узнавал их.

Я удивилась, когда в четыре года и два месяца сын написал первое письмо дедушке, потому что, по моим понятиям, я занималась с ним преступно мало.

Я удивилась, когда случайно выяснилось, что он знает алфавит, потому что эту таблицу я просто повесила на стену и раз пять пропела ее на мотив Подмосковных вечеров.

Зайцев Н.А.

Я удивилась, когда обнаружила, что он уверенно различает глухие и звонкие согласные и обозначает их на письме: глухие выводит коричневым, звонкие — синим, как в зайцевских таблицах.

Я удивилась и смеялась, когда в один прекрасный день он дрожащим от волнения голосом спросил: Мама, ну почему ты прячешь от меня таблицу умножения?! Мне же так интересно!

Нет, мои дети не ангелы, со старшим в его раннем детстве у меня всегда были проблемы: он требовал много внимания и не хотел ничем заниматься сам. Но тут словно прорвало: он научился читать по Зайцеву, очень быстро — писать по Зайцеву, если что-то не понимал — сам рассматривал таблицы. Потом вдруг появилось желание рисовать, раскрашивать, вырезать, клеить — без всякого нажима. Мне кажется, с ним произошло что-то очень важное: получили толчок мощная природная любознательность и тяга к самостоятельной работе, которые есть у каждого ребенка.

Кого щадим?

...Вот вопрос: если вы будете учить малыша играть в шахматы, с чего начнете? Ну фигуры покажете, назовете, расставите, объясните, как ходят, в чем задачи игры. Или, может быть, одного короля продемонстрируете (чтобы не перенапрячь ребенка), на следующий день — ферзя, к концу недели до пешек доберетесь?

А в карты? Сразу колоду выложите или только шестерки, чтобы, опять же, не перенапрягать?

Интересно, что применительно к шахматам и картам такой щадящий подход смешным кажется, а применительно к родному языку и счету — нормальным.

Грамота такая же часть жизни, как и все остальное. Пособия питерского педагога Н.А. Зайцева по обучению чтению, счету, письму, грамотности построены на принципе: все — и сразу. Все элементы письменной речи и счета предоставляются в распоряжение ребенку раз и навсегда. А точная систематизация позволяет уловить закономерности, не засоряя голову всякого рода научностью. Ребенку, как любому человеку, интересно там, где он видит перспективу роста и раскрывается до потолка своих возможностей.

Что показано — о том рассказано.

Способность к игре и непрерывному развитию роднит пособия Н.А. Зайцева с развивающими играми Б.П. Никитина. Недаром Борис Павлович включил их в свое развивающее пространство. Зайцев исходит из жизненного факта: дети 3-4 лет обычно стремятся научиться читать, а после шести считают это излишним. Но чтобы эффективно осваивать грамоту, трех-, четырехлетке нужно играть, двигаться, радоваться. Это нормальная реакция организма: во время интеллектуальных усилий накапливается дух движения, и его надо выпустить — прыгнуть, крикнуть, кувыркнуться. Ну а раз так, зачем же тогда портить зрение и осанку, сидя за столом? Пусть обучающие пособия будут наглядные, понятные, большие, чтобы вдоль них и побегать можно было, и чтобы обязательно потрогать.

Кубики дома

Идея системы Зайцева проста: что хорошо показано, о том не надо долго рассказывать. Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а уж потом подводить определения. При этом соблюдается святой принцип обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к абстрактно-логическому.

Простейшим элементом чтения Николай Александрович считает не букву, ибо из букв слово не сложишь (а ну-ка — эм-а-эм-а), не слог (ибо русский слог — понятие растяжимое, от одной до десяти букв), а СКЛАД, или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Ощутить это усилие можно, обхватив рукой верхнюю часть шеи. Слова И-РА, ША-Р, ТА-НЯ, МЫ-ШЬ произносятся в два явственно ощущаемых усилия; СО-С-НА, КА-ЧЕ-ЛИ, С-ТО-Л — в три усилия; МА-К-СИ-М, ДЕ-ДУ-Ш-КА — в четыре.

Именно складам, а не одиночным буквам предлагает Зайцев сразу обучать ребенка. Алфавит тоже учим, но это, скорее, параллельный процесс. При этом исчезают муки слияния, когда буквы знает — читать не может. Именно склады даются ребенку на кубиках и на столь же важных настенных таблицах. Причем цвета, размер букв, начинка кубиков, расположение складов в таблицах, даже пустые места на них — все имеет значение, все несет информацию.

Звуки и знаки

Кубики Зайцева делятся на большие и маленькие, золотые, железно-золотые, одинарные и двойные и один белый кубик со знаками препинания.

Золотые — это кубики с гласными. Большой золотой А-О-У-Ы-Э и маленький золотой Я-Ё-Ю-И-Е. Их наполняют монетками, жестью от консервных банок или маленькими колокольчиками. И, по аналогии, все кубики с твердыми складами (Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, В-ВА-ВО-ВЫ-ВЭ и т.д.) — большие, все кубики с мягкими складами (БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ) — маленькие. Это обусловлено фонетически: при произнесении твердых складов у нас раствор рта большой, при произнесении мягких — маленький.

Железные — это кубики со звонкими складами. Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. На них согласный выделен холодным серо-голубым цветом, и наполняются они крышечками от бутылок.

Кубики К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ и прочие с глухими складами составляют деревянное семейство. Согласный выделен коричневым, и наполняют их кусочками деревяшек.

Двойные — кубики с теми согласными, которые не со всеми гласными сочетаются. Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЁ)-ЖУ-ЖИ-ЖЕ,Ш(ШЬ)-ША-ШО(ШЁ)-ШУ-ШИ-ШЕ, Ч(ЧЬ)-ЧА-ЧО(ЧЁ)-ЧУ-ЧИ-ЧЕ, Щ(ЩЬ)-ЩА-ЩО(ЩЁ)-ЩУ-ЩИ-ЩЕ.

Составляем слова

Кубиками и указкой по таблицам начинаем писать — превращать звуки в знаки. Поначалу материализация звуков ребенку гораздо интереснее, чем чтение — обратный процесс, превращение знаков в звуки. Об этом давным-давно еще Мария Монтессори догадалась.

Начинаем с себя

Начинаем с имени, фамилии, отчества. Потом — мама, папа, бабушка, дедушка.(Король и его свита.) Пишем имена знакомых. Любимых героев сказок. Любимые блюда. Зверюшек. В своих методиках Зайцев дает описания множества игр с кубиками, умных, веселых, интересных.

По настенным таблицам еще и поем: БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (до-ре-ми-фасоль), БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ (соль-фа-ми-ре-до). Или вот так: БА-БЯ-ВА-ВЯ-ГА-ГЯ-ДА-ДЯ-ЖА-ЗА-ЗЯ (три-та-тушки-три-та-тушки-три-та-та).

Сначала, слушая Зайцева, не вполне веришь: а будут ли дети распевать все эти БА-БО-БУ-БЫ-БЭ? Распевают. Более того, обучение чтению с пением идет легче, веселее, дружнее. Я еще не встречала ребенка, который отказался бы проехать на поезде через железную и деревянную страну, т.е. составить стулья паровозиком и, глядя на таблицу, пропеть сначала все железные (звонкие) склады, а потом все глухие (деревянные).

Даже если кто-то откажется дисциплинированно сидеть на стульчике и залезет под стол — пусть, под столом слышно ничуть не хуже, а все попевки обладают свойством легко запоминаться.

Бывают такие дети, — говорят педагоги, давно работающие по Зайцеву, — которые усиленно делают вид, что им все равно. Мы их не неволим. Такой ребенок может сидеть под столом, висеть на спорткомплексе, катать машинки в углу — все равно читать выучится вместе со всеми.

Не хочу учиться!

Но что делать, если на ваше домашнее заигрывание вроде принеси мне какой хочешь кубик, я тебе его песенку спою или давай сложим из кубиков твое имя ребенок отвечает: А я не хочу! Мой второй сынишка именно так и заявлял. Как я сейчас понимаю, это была самозащита от обиды: брат так ловко играет в кубики, а у него ничего не выходит. И он эти кубики по-своему использовал: поезда из них строил. Ну и я тоже хитрая: из пальцев человечка сделаю, и мой человечек начинает метаться по платформе с криком: Ой-ей-ей! Поезд отходит через две минуты! У меня билет в вагончик МО! Помогите мне его найти!

Еще одна игра собственного сочинения. Кубики-папы (большие) П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ (для первого раза трех вполне достаточно) пошли гулять и взяли с собой деток — маленькие кубики ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ, КЬ-КЯ-КЮ-КИ-КЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ. Папы посадили деток на плечи (маленькие ставятся на большие) и пошли с ними в парк. В парке малыши бегали и потерялись. Надо помочь каждому малышу найти своего папу, ведь малыши, конечно, плачут.

Здорово играть в чепуху. Предложить ребенку — поставить кубики как попало. Читать, что получилось, и хохотать.

Можно начать новую жизнь, в которой кубики — неотъемлемая часть. Едим кашу — делаем из кубиков КАША, пришла в гости бабушка — составим БАБУШКА, купили велосипед — пожалуйста, ВЕЛОСИПЕД, прочитали про колобка — ...ну и так далее.

Безотказное средство — приглашать в гости друзей по песочнице и играть вместе с ними.

Как ни много готовых игр с кубиками и таблицами предлагает Н.А. Зайцев, но обязательно требуются — и придумываются! — свои.

Отвечаем на воросы

А считать хочешь?

Одновременно с чтением и письмом надо давать и счет. Когда ребенок начинает с интересом учиться, открывается столько новых каналов — только успевай пищу для ума подсовывать.

И если при чтении по Зайцеву основные принципы — обучение складам и путь от письма к чтению, то при работе по Стосчету главное — связать воедино звуковой, количественный и цифровой образы числа.

Лента со Стосчетом на стене делает расположение чисел от маленьких к большим для ребенка таким же привычным, как и для нас. Любое число предстает в совокупности признаков: видим цифры, слышим звуки, видим, сколько предметов представлено (кружочков, квадратиков), как они скомпонованы.

И опять идем от ребенка. Сколько тебе лет? А маме? А папе? Бабушке? А в каком доме ты живешь? А номер квартиры знаешь? И пусть сначала считать, тыча пальцем в каждую клеточку, кажется неэкономно и нерационально, но зато это — по силам, понятно и потому интересно.

— Хочешь еще считать?

— Да! Только такое, чтобы было много и чтобы долго считалось!

— Примеры мне написала? Что? Три всего? Пять давай!

Это невыдуманные диалоги из нашей семейной жизни.

Можно ли обойтись без Зайцева

Спрашиваю у милой девушки, аспирантки пединститута, чем привлекает ее система Зайцева.

— В ней все — от ребенка. И никакого насилия.

— Как по-вашему, есть ли у Зайцева шансы завоевать мир?

— Думаю, нет, потому что система требует творческого подхода и умения перестраиваться на ходу, а всем лень напрягаться.

Можно ли обойтись без Зайцева? Можно. Но лично мне и моим детям удобнее — с ним. Потому что это — система. Продуманная. Работает. Есть готовые пособия, и их можно купить. Есть методические рекомендации, их можно прочитать и им следовать.

М.Глушенкова


Методики в СМИ • Статьи • Россия • ДТС. Улица Сезам для родителей, Грамота как часть жизни

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet