В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Методики в СМИ • Статьи • Россия

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Кубики имени Зайцева

Обучение в России

, №4-5, июль-август, 2002


Обучение в России

Кубики Зайцева заполонили страну.
С их помощью поборники раннего развития учат своих крошек
читать, писать, считать и осваивать английский.
А в продвинутых детских садах обучение по этой методике давно уже включено в джентльменский набор, наряду с компьютером, иностранным, бассейном и художественным творчеством.


Не слог, а усилие связок

В стремлении обогнать время многие сегодняшние родители пытаются научить детей читать чуть ли не с пеленок. И подрастающий человечек под ликование взрослых легко запоминает буквы, а затем наступает остановка — складывать их в слова никак не получается. Почему? Да потому, что знание букв отнюдь не влечет за собой умения читать — так же как знание шахматных фигур не дает возможности виртуозно играть в шахматы. Малышу сложно научиться читать по буквам, а освоить хитрости звукобуквенного анализа, который сейчас принят в школе, еще сложнее.

А как раньше учили читать? По складам. Что оказалось методом более эффективным, чем соединение между собой символов-букв. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-З, А-И-С-Т и так далее. Складовой принцип чтения стал той основой, на которой педагог из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев и построил свою знаменитую систему обучения детей. Более всего она известна как кубики, носящие имя их создателя.

Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, — поясняет Николай Александрович. — За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть. Наши предки чувствовали это и ставили ъ в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Гласный же обязательно предваряется согласным. Это не всегда отражено на письме, но произнесите, например,: о-а-зис, держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед о и перед а. Элементарной частицей речи, считает Зайцев, является не буква, не слог, а склад, или мускульное усилие речевого аппарата. Складовой принцип обучения имеет нечто общее с тем, как малыш пытается произносить первые слова: не мама — целиком и полностью, а по складам — ма-ма. Так и на кубиках написано, чтобы все было привычно и естественно. В обучении детей Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения, поняв, что отсутствие абстрактного мышления и логики компенсируются у ребенка обостренным восприятием импульсов, идущих от органов чувств.

Приступаем?

Почему дети скучают над азбукой и букварем? И почему они с таким восторгом хватаются за кубики Зайцева? Да все очень просто — в кубики можно играть, а по методике Зайцева все обучение чтению строится на кубиках и настенных таблицах. Родители, желающие приохотить чадо к чтению, должны купить в специализированном детском магазине набор заготовок, из которого всего за несколько вечеров можно склеить кубики. По стенам надо развесить входящие в набор таблицы, а затем уже можно приступать к освоению методички и заучиванию кассет с попевками. Спросите, причем тут попевки? Притом, что вы вместе со своим ребенком будете не произносить нарисованные на кубиках склады, а петь их. По мнению Николая Александровича, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него. А некоторых детей в нежном возрасте иначе и не научишь читать.

А внутри у них крышки от пива

Обучающие кубики отличаются не только от обычных, но и друг от друга. В наборе есть кубики большие и маленькие, тяжелые и легкие, железные, деревянные и даже два золотых! Одни звенят, другие гремят, а третьи постукивают. На больших кубиках нарисованы склады, обычно именуемые твердыми. На маленьких — мягкие. Впрочем, с такой терминологией Николай Александрович решительно не согласен: Ну что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите БА и БЯ, У и Ю, О и Ё. По этому принципу и кубики и различаются. На больших кубиках нарисовано Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ и т. д. На золотых нарисованы гласные. На большом — А-О-У-Ы-Э (это его песня-попевка), на маленьком — Я-Ё-Ю-И-Е. А на других маленьких кубиках нарисовано: БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ и т.д. Есть еще пять особых двойных кубиков: это склады с теми согласными, которые не со всеми гласными дружат.

Как уже было сказано, кубики звучат по-разному. Именно по звуку их разделяют на железные, деревянные и золотые. Железные и деревянные — это глухие и звонкие склады. Наполнены они соответственно крышечками от пива (или кока-колы) и кусочками дерева (или фасолью). В маленький железный кубик кладут четыре крышечки, в большой — шесть. Но есть среди них и такой, в который запихивают целых восемь крышечек — это кубик со складом И. Он самый тяжелый. А большой золотой кубик с гласными заполняется монетками (недаром он все-таки золотой!), маленькими наперстками или колокольчиками. В результате все встает на свои места: золотые кубики звенят, железные гремят, а деревянные глухо постукивают.

Песня кубика

Когда заботливые родители кубики смастерят, настает пора показывать их ребенку. Для начала пусть выберет кубик, который приглянулся больше других. Возьмите его, и, поворачивая к ребенку той гранью, которую называете, пропойте все склады: А-О-У-Ы-Э.

Теперь пусть кроха выберет большой деревянный кубик. Затем маленький. Золотой. Железный. Когда будут освоены все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.

Дальше, согласно методике, надо начинать писать. То есть как? — удивится читатель — Ребенок ведь еще и ручку в руках не держит! А кто сказал, что писать можно только ручкой на бумаге? Можно нажимать на клавиши компьютера и видеть, как появляется сказанное слово. А можно водить указкой по таблице Зайцева, напевая: Ба-бо-бу-бы-бэ, Ма-ша, мо-ло-ко. Малышу ведь нужно понимать, как слова составляются, разбирать их на части и вновь собирать.

Начните писать с того, что ребенку дороже всего — с имени. Кстати, можно написать КО-ЛЯ, но лучше — НИ-КО-ЛА-Й А-ЛЕ-К-СЕ-Е-ВИ-Ч (ребенок будет рад почувствовать себя большим). Потом составляйте названия игрушек, имена близких людей. Собрав в одном конце комнаты слово МАМА, на столе — БАБУШКА АНЯ, а у окна — ДЯДЯ КОСТЯ, начинайте подвижную игру в слова: Скорее беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто к нам приехал, — ДЯДЯ КОСТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой! Таким образом можно обучать чтению в движении, не принося в жертву грамотности зрение и осанку.

Ну и где здесь учеба?

В книге Зайцева Письмо. Чтение. Счет есть масса интересных игр и заданий с кубиками. Тем не менее вы скоро обнаружите, что готовенького там мало, надо придумывать свое. Кстати, во что любит играть ваш ребенок? В железную дорогу? Что ж, собирайте из кубиков ПА-РО-ВО-З с ВА-ГО-НА-МИ. Строить города? Составьте ЗА-МО-К ВО-Л-ШЕ-Б-НИ-КА. С девочками, которые любят крутиться на кухне, можно готовить КО-Т-ЛЕ-ТЫ или, допустим, КО-М-ПО-Т. Только, чур, все по-всамделишному, пусть мама всерьез играет и время от времени просит дочку искать продукты-склады, без которых ничего не получится. Пока малыш ищет нужный кубик, он вновь и вновь перебирает десятки других, запоминая по ходу дела склады, которые на них изображены. А кубики-то все разные, большие и маленькие, звенят, гремят, постукивают, да еще и цветом различаются — словом, каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия.

Ну и где здесь, спрашивается, учеба? Одна сплошная игра. Вы разочарованы? Напрасно: даже если дошколенок позанимался с кубиками 15 минут, а потом целый час машинки катал, он уже взял свое. Десятка таких занятий достаточно, чтобы четырехлетка начал читать. Кстати, воспитатели детских садов, где применяется система Зайцева, в один голос утверждают, что кубики настолько увлекают малышей, что к чтению приобщаются даже те, чье умственное развитие никак нельзя назвать ранним.

А теперь учимся счету

Система Зайцева — это не только кубики. Займите одну из стен квартиры под таблицы Стосчет, и призрак страшной математики никогда не будет мучить вашего ребенка. Иным родителям счет методом тыканья пальчиком в каждую клетку поначалу кажется непродуктивным, зато он нагляден, понятен и дает реальное представление о количестве. В Стосчете каждое число дано в цифровом и количественном выражении. Если это 54, значит, рядом ребенок увидит 54 кружочка или квадратика, расположенных в определенном порядке. Занимаясь по методике Зайцева математикой, дети знакомятся сразу с первой сотней, находят любое число на числовой ленте, решают задачки на сложение и вычитание в пределах ста, а особенно любопытные быстро приучаются считать в уме, подбираются к умножению и делению и выходят за пределы первой сотни.

Кубики Зайцева forever!

Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с полугодовалого возраста. Но некоторые-то дети без этих самых кубиков уже успели отпраздновать свой трех— или даже пятилетний юбилей! Им-то каково? Не поздно ли осваивать чтение по кубикам? Не поздно. Система не привязана к определенному возрасту. И даже больше — все методики Зайцева, выстроенные по принципу от наглядно-образного через конкретно-действенное к абстрактно-логическому, развивают не только детей. Они применяются, например, и для обучения иностранцев. Можно не расставаться с таблицами и кубиками, даже когда ребенок уже пойдет в школу, — просто задания станут более сложными.

А если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной скорой помощью. Выстроена она таким образом, что в ней легко разобраться и легко работать. В идеале кубики и таблицы должны стать частью жизни, а сами занятия незаметными. Пусть каждое их них продолжается всего несколько минут — результат не заставит себя ждать! И время при этом экономится — все ведь происходит как бы между делом. А сегодняшние родители — люди сплошь занятые, просиживать вечера напролет вместе с детьми за приготовлением уроков им некогда.

В заключении хочется сказать, что, хотя эта система выстроена гармонично и продумана до мелочей, без вдохновения и фантазии взрослого, взявшегося ее применять, сами по себе кубики чуда не сотворят. Правда, идеей обучения по Зайцеву обычно загораются те родители и педагоги, которые чувствуют, что традиционные методы работы со школьниками совсем не годятся для дошколят.


Методики в СМИ • Статьи • Россия • Обучение в России, Кубики имени Зайцева

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet