В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Методики в СМИ • Статьи • Россия

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Мы читаем по складам

Русский семейный журнал Аистенок

, май, 2007


Обложка: Русский семейный журнал. Аистенок.

Кубики рассчитаны на все органы чувств малыша. Они помогают сохранить зрение — ведь они объемные, а не плоские, как текст книги, и крохе не придется напрягать лишний раз глазки. Кубики интересно и по-разному звучат: железные гремят, деревянные стучат, а некоторые еще и шуршат. Также они отличаются по цвету и по весу — вот сколько помощников для определения и нахождения нужных частей слова!

Методика петербургского педагога Н. А. Зайцева позволяет приобщиться к чтению даже самым маленьким. В этом детишкам помогут замечательные кубики Зайцева. Чем же они так хороши? вы помните, как малыш учился говорить? Ба-ба-ба, ня-ня-ня, гу-гу-гу. Карапуз говорил не буквами, не слогами, он говорил — складами. Этот же принцип используется при обучении чтению по методике Зайцева. Ребенку не нужно учиться разделять звуки, а потом соединять их заново. Звучащее по складам слово прочесть гораздо легче.

Для тех, кто не знает или забыл, еще со времен Л. Н. Толстого (и даже раньше) складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоте), согласная со знаком.

Проверьте себя: Е-ЛЬ, МЯ-Ч, О-К-НО, КУ-К-ЛА, С-ЛО-НЫ… Детское ухо слышит после каждого согласного гласный, даже если в слове его нет. Как, по-вашему, напишет ребенок слово мотоцикл? Правильно, матацыкал, и совсем не потому, что маленький человечек неграмотный, просто пишет, как слышит, а слышит он гораздо чутче, чем взрослый…

Наконец, в кубики можно просто весело играть — что мы и будем делать на наших уроках: строить из них башни и мосты, мосты и туннели, использовать их как метательные снаряды и кроватки для зверят. С ними можно петь, танцевать, кувыркаться. Ребенок не заметит, как научится складывать слова: сначала — маленькие, затем — побольше. И недалек тот день, когда любимую сказку кроха будет гордо читать маме сам.

Часто родители спрашивают: С какого возраста надо начинать заниматься?

Правда ли, что по кубикам можно научить читать в 2-3 года? По этому поводу можно сказать следующее. Прежде всего, вы должны четко понимать разницу между складыванием слов и чтением. Последнее предполагает ОСМЫСЛЕНИЕ прочитанного текста. Именно это не под силу малышам лет до пяти — у них еще не настолько развито ассоциативное и абстрактное мышление, чтобы улавливать смысл. Поэтому ждать, что ребенок действительно будет ЧИТАТЬ до этого возраста, бессмысленно.

А вот складывать слова и даже простые фразы кроха вполне способен.

Единственное но здесь — заниматься надо весело и увлекательно, чтобы у малыша не возникло негативной реакции на чтение. В этом вам помогут предлагаемые ниже игры. Только запомните: никакого насилия!

Занимаемся с кубиками

Размещение Кубиков

Чтобы занятия приносили пользу с точки зрения здоровья, важно грамотно расположить пособия и учесть особенности интерьера. Самое компактное и удобное расположение, как показывает практика, таково: вдоль наиболее длинной стены выше уровня глаз, но в районе досягаемости детей прикрепляем длинную двойную полку для кубиков (подробно об этом сказано в инструкции), где они используются и хранятся. Это очень удобно: кубики долго находятся в рабочем состоянии, всегда под руками и не создают беспорядка в помещении. Таблицы крепятся на стене над полочкой, что не создает помех при чтении их с любого расстояния независимо от количества детей и величины помещения.

Не располагайте полку ниже уровня глаз! Ведь если читаемая грань кубиков, лежащих на столе или на полу, располагается вертикально, в поле зрения попадает и верхняя, которая невольно запоминается вместо нужной. Чтобы не создавать себе проблем, поднимите игровое пространство выше уровня глаз ребенка.

Игры с кубиками

Как и любые кубики, зайцевские предназначены, в первую очередь, для игры. Не стоит сразу говорить малышу, что его ждут занятия. Предложите ему просто поиграть. И вы сами не заметите, как через несколько месяцев ваш сынишка или дочурка будет читать все подряд.

Предлагаю несколько очень простых игр для занятий с кубиками. Когда вы с крохой их освоите, вам будет легко придумать новые.

Озвучим кубик

Надо сказать, что эта игра может заинтересовать педагогов, занимающихся с детьми ясельного и младшего дошкольного возраста. Она часто выводит не говорящих малышей в речь. Суть игры такова: ребенок из кучи кубиков на столе достает по одному на свое усмотрение, несет и показывает маме, которая называет склад, написанный на этой конкретной стороне, после чего кубик заменяется следующим (Принеси другой…). В эту игру с бурным восторгом и довольно долго играют как трехлетки, так и первоклашки, и даже умудренные опытом пятиклашки. Здесь важно соблюсти определенные условия:

  • Игра должна занимать как можно больше пространства. Стол с хаотично разбросанными кубиками расположите в противоположном от вас конце комнаты. Чем дальше детям придется бегать между вами и столом, тем лучше.
  • Ваши с малышом лица и кубик должны быть на одном уровне. Для этого маме лучше присесть, левой рукой взять за запястья обе детские ручки, сложенные лодочкой, а правой поворачивать пропеваемые грани кубика к лицу крохи в том порядке, в каком они написаны в таблице 1 сверху вниз и одновременно петь. Например: БУ-БО БА-БЭ-БЫ-Б (мелодию и слова см. в таблице, ноты в книге — все это есть в наборе).
  • Напоминаю, кубик должен быть выбран самим ребенком, а не взрослым. Если малыш принес маленький железный, исполняем соответствующую песенку: ЙЮ-ЙО-ЙА-ЙЯ-ЙЕ-ЙИ-Й.
  • Не допускайте искусственно замедленного темпа при пропевании. Интерес поддерживается во время быстрой, почти мелькающей демонстрации материала. Не забывайте, что установки на запоминание не было и не будет, рассчитываем исключительно на эмоциональную память и не требуем повтора. Но если малыш непроизвольно запел или просто замычал вместе с вами, поздравляю! Это значит, что вы на правильном пути. Поощряйте, но не настаивайте! Есть детишки, которые должны много раз услышать от других, прежде чем сами захотят воспроизвести — позвольте им получить в достатке эту радость. Просто будьте готовы поддержать, когда это произойдет естественно!
  • Не ограничивайте детей во времени. Дайте наиграться всласть. Бывает, что игра продолжается 10-15 минут, и даже больше.
Занимаемся с кубиками

Пропевание таблиц

В этой игре, как и в предыдущей, происходит знакомство сразу со всем многообразием родной письменности.

Много радости и пользы приносит пропевание всей таблицы 1 уже с первых занятий любыми попевками. Для совсем маленьких — попевка первая. Детишкам постарше можно сразу предложить вторую, а вскоре и третью. Исполним ее увлеченно и не медленно, это займет не более 2 минут.

А вот. собственно, игра. Предложите малышам совершить путешествие на поезде. Вспомните, как начинает путь поезд: сначала медленно, потом все быстрее, а, подъезжая к станции, ход его замедляется (можно помочь себе притопываниями). Теперь левой рукой с указкой показываете и посте склады: У-О-А-Э-Ы-ЫМ; Ю-Ё-Я-Е-И-ИМ (постепенно ускоряя). ЙЮ-ЙО-ЙА-ЙЕ-ЙИ-Й… Где есть сочетания согласных с твердым знаком — не забудем исполнить.

Не пропустим и БУМ-БОМ-БАМ-БЭМ-БЫМ-ЫМ и БЮМ-БЁМ-БЯМ-БЕМ-БИМ-ИМ в конце которые можно прохлопать, протопать, присесть и быстро встать и т.д. На складах …ЖА-ЖЕ-ЖИ-Ж замедляемся (остановка), затем вновь продолжаем путь по глухим складам, начиная с У-О-А-Э-Ы-ЫМ…, ПУФ-ПОФ-ПАФ-ПЭФ-ПЫФ-ЫМ и т.д.

Цепочки слов

Как вы думаете, какое слово для детишек самое важное? Я тоже была уверена, что мама. А оказывается Нет слаще звуков собственного имени! (Карнеги). В этом у Вас будет возможность убедиться.

Добавьте к этому предложение написать по таблице любое любимое слово. О, это большой труд — выделить из арсенала знакомых слов самое любимое! Зато мы, взрослые, сможем лучше узнать внутренний мир ребят, их взаимоотношения.

Как удивительно обнаружить (в процессе такого показа), что Александр Сергеевич Пушкин — это один человек, но 3 разных слова! Что у меня есть имя, отчество и фамилия, и у мамы, и даже у брата Борьки, хотя ему всего полгода!.. Что любое слово можно написать!..

Еще интереснее писать имена кубиками. Правда, может остро встать проблема их нехватки, так как чтобы собрать очередное имя, иногда приходится вынимать определенные кубики из предыдущего слова.

Когда имена (ребенка, мамы, папы, кота) или несколько любимых слов написаны, предложите малышу следующие игры:

  • показать чье-то имя;
  • вспомните знаменитую игру Чего не стало?, когда слова меняются местами, и надо узнать их в другом порядке, а может, и расставить, как было; или Что изменилось?, когда слова изымаются и надо догадаться, какое слово спряталось;
  • найти знакомое слово среди незнакомых, вами составленных;
  • переставить слово из горизонтали в вертикаль.

Классификация

Занимаемся с кубиками

Наверняка, в ходе предыдущих игр дети увидели разницу между кубиками. Что ж, самое время обратить особое внимание на их классификацию.

Так же как и раньше, полагаться будем в первую очередь на сенсорику и эмоционально-ассоциативную память. С научной терминологией торопиться не стоит, дадим ее тогда, когда навык будет прочно закреплен.

Бесконечный круг

Предложите малышам, собравшимся вокруг столика с кубиками, поднять по одному железному кубику. Внимание! Заранее показывать и объяснять, что это такое — не следует! Можно самим поднять соответствующий кубик, не более. Состояние собственного открытия невозможно заменить никакими объяснениями! Вариации заданий:

  • поднимите деревянный,
  • покажите маленький,
  • поднимите большой,
  • поднимите золотой,
  • покажите двойной.

Строительные и сюжетные игры

Из кубиков дети всех времен и народов первым делом строят домики. Замечательно, если играет не один, а несколько малышей. В крайнем случае, можно подключить домочадцев (только, когда играют взрослые, не надо специально выстраивать слова — ребенок будет чувствовать себя не очень хорошо, если у всех слова, а у него абракадабра). Попробуйте строить выборочно: одна бригада возводит дома из маленьких кубиков, другая — из больших. При строительстве обратите внимание на фасадную часть зданий (здесь не бойтесь пользоваться этими почти профессиональными терминами, со временем ребята быстро с ними разбираются): на ней кубики должны располагаться так, чтобы их можно было прочесть, т.е. не вверх ногами и не боком. После этого погуляйте группой по новому городу, почитайте, кто где, на каком этаже живет, сходите друг к другу в гости. В конце дайте детям возможность обыграть постройки самостоятельно.

Компьютер

Предложите малышам, собравшимся вокруг стола с кубиками или стоящими у полки, выбрать любой кубик и независимо от его положения показать пальчиком (нежно нажать кнопочку), другую руку лучше спрятать за спину. вы при этом, изображая компьютер, озвучиваете программу: проходя сзади ребят слева направо и поглаживая каждого по плечам, произносите склад, который нажимает конкретный ребенок. Читающим можно предложить озвучить самостоятельно. Уже озвученные программы допустимо менять (т.е. после озвучивания нажимать другие кнопочки) — в этом случае можно много раз проходить у детей за спинами и произносить не повторяющийся смешной текст.

Если таблицы висят так, что малыши могут достать их руками, или у вас имеются указки, игру целиком можно проиграть на таблицах, только теперь ребята будут стоять лицом к таблице и нажимать на выбранные клеточки. Ваши действия те же.

Еще более веселый вариант — нажимать на две кнопочки. Предложите детям указательными пальчиками обеих рук (или двумя указками) нажимать на две разные кнопочки. Здесь необходимо введение правила: нельзя перекрещивать руки — ни свои, ни с соседом. Получаемые таким образом тексты вдвое больше, ярче, веселее. А у вас есть возможность ненавязчиво закрепить грамотное направление чтения. Ведь при прохождении сзади малышей вы будете, попеременно нажимая то на левое плечико, то на правое, говорить, что показывает пальчик левой, а потом правой руки.

Веселые слова

Это самая веселая и долгоиграющая игра начального этапа. Она дана в развитии и может служить различным целям. Предложите ребенку найти себе друга или подругу (можно использовать плюшевых друзей). Раздайте каждому по три кубика, стараясь, чтобы в каждую тройку входили маленькие и большие, железные и деревянные. Пусть пары выберут место на общей полке и расставляют кубики в различных сочетаниях. Получатся слова-бессмыслицы, приводящие детишек в восторг. Ваши действия: подходите к каждой паре и громко, для всех, читайте полученные слова, приговаривая: Ну, надо же, какое интересное слово! На каком же языке вы разговариваете? Разрешается искренне удивляться и радоваться за подопечных. После прочтения очередного слова дайте добро на составление новой комбинации из этих же кубиков.

Творческой вариацией может служить задание на развитие речи: предложите придумать толкование своих слов. И вы услышите массу интереснейших вещей.

Бывает так, что бывшие пары не хотят разрушать первоначальных слов, а просто сдвигают их. Ну что ж, это их право. Но чаще малыши смешивают кубики и составляют совершенно новое слово. Это уже достижение! Интересно, как поступят ваши дети?

Алена Игорева
Фото: Алишер Бондаренко


Методики в СМИ • Статьи • Россия • Русский семейный журнал Аистенок, Мы читаем по складам

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России