В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Методики в СМИ • Интервью

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Николай Зайцев: нет плохих учеников — есть плохие учителя

Няня

, №9, 2001


Зайцев Н.А.Няня

Николай Александрович, расскажите пожалуйста, как к вам пришла идея создания своей методики развития ребёнка?

— Я издалека начну. Если вспомнить школу при советской власти, то там образованию уделялось большое внимание. Даже в 1941 году из ста новобранцев, пришедших в армию, только двое были неграмотными! Представляете?! А все дело в том, что была очень сильная система профтехобразования: ремесленные училища, техникумы. Вечерние школы были не фикцией — они действительно давали хорошие знания. После 7-ого класса — техникум. Затем — институт. В институт отбирали только по результатам экзаменов, а не как сейчас — за деньги. Учителю было сказано: Нет плохих учеников — есть плохие учителя. Вот мы и создавали методики под этим лозунгом.

Была у нас и очень сильная система дошкольного воспитания, уникальнейшая в мире. Детские сады, где все воспитатели со специальной подготовкой, со средним или высшим образованием, где помещения для детей очень хорошие: натуральные материалы, паркет, никакой синтетики, врачи и другой медицинский персонал, диетологи! Одним словом, целая система, которую просто надо было укреплять. В результате садов понастроили — причём каких! С бассейнами, с залами, с прекрасной территорией. Методики улучшили — нашлись энтузиасты. Ну тут вдруг раз, перестройка. На отечественные методики перестали обращать внимание — подавай иностранные. И начали: Вальфдорф, Монтессори, Доман...

Их вроде много, но все они по своей сути одинаковые, да и любви к учебе не прививают. Возьмем хотя бы букварь Эльконина. Первую букву в нем покажут ребенку на 64 странице. Тексты безобразные и безвкусные. Например, Я и моя сестра часто ходим к маме на работу — но по-русски-то говоря, мы с сестрой ходим к маме на работу — значит, откуда-то с западного букваря было переписано и переводчик был плохой...

А в чем отличие вашей методики?

— У нас обучение чтению с пением. И алфавиты поём, и склады. Всё легко и просто. Небольшая группа детей (человек 15-16) 4-х — 5-ти лет уже на третий день начали дружненько читать. А что, собственно говоря, делали? Бегали, хлопали, подпевали, никто не сидел, не пыхтел, интересно было. Занимались всего 35-40 минут в день.

Как вам удалось добиться того, что дети на вопрос Как прошло занятие? отвечают: Какое занятие? Для них учёба — увлекательная подвижная игра?

— Сейчас идёт переоценка роли психологии в учебном процессе и недооценка физиологии. Физиологи забыли Сеченова, забыли, что всякая мысль в итоге связана с мускульным движением!

Что делаем мы? У нас физиологическая раскрепощённость на уроках: можно сидеть, стоять, хоть на шведской стенке висеть.

Что делает школа? Закрепостили тело, обездвижили: Сиди!. Нельзя ребёнку столько сидеть. Обездвижили голову: Не вертись. Всё — перестал работать мозг, замер, оцепенел. Не может малыш в таких условиях впитывать разумное, доброе, вечное. У нас можно заниматься в классе, можно заниматься на воздухе. Не надо 45-минутную лекцию читать. Достаточно в течение одного занятия несколько раз повторить нужную информацию.

Мы соблюдаем самые святые педагогические принципы. Ребёнку надо дать понюхать, пощупать, попробовать, потрогать, поискать — головой повертеть. Школа говорит: Сиди!, а мы говорим: Не сиди! Ходи, ищи нужную таблицу. Школа говорит: Не вертись!, а мы говорим: Вертись, а то вперёд тебя ответ найдут.

Несистематизированный материал, размазанный по годам, по учебникам, осваивается с большим трудом или не осваивается вовсе. Материал же, приведённый в систему, в сотни раз быстрее запоминается. Родной язык и математика в наибольшей мере формируют логическое мышление. Не случайно именно эти два предмета забирают львиную долю часов в начальной и средней школе. Если с ними всё в порядке, остальное легко прикладывается: природоведение, география, история, химия, физика... Главное — развить мышление ребёнка на основе родного языка. А к изучению иностранного, на мой взгляд, можно только тогда приступать, когда малыш на своём уже хорошо читает.

Какие методики созданы вами на сегодняшний день?

Методики по обучению чтению, начальной математике, обучению русскому языку, английскому, белорусскому, украинскому, татарскому, казахскому языкам. Благодаря Кубикам дети гораздо раньше и легче учатся читать. А укрепить навыки чтения помогает методика Читай и пой, стихи-плакаты и песни-плакаты. Для постановки каллиграфического почерка мы создали методику Пишу красиво. Сейчас выпускаем новые хорошие обучающие игры, например, учебные деньги.

Занимаемся письмом

Видя, что ребёнок преуспевает, проучившись по Зайцеву, некоторые спрашивают а что с ним дальше будет? А почему не спрашивают про абсолютно тупого девятиклассника? С ним что будет?

Поймите, нынешнее образование — это просто хороший бизнес. Получить госзаказ, пробиться в издательство. Допустим, надо купить каждому первокласснику рабочую тетрадь по математике. Ребёнку дают учебник — он одновременно и рабочая тетрадь. А хорошо ли это, писать в книге?.. Это на западе к этому привычные, а нам надо на следующий год передать. У меня плакат на стенке висит — 10 лет может провисеть. А... Не выгодно это издателям, авторам не выгодно...

Возможно ли, чтобы ваша система обучения стала массовой?

— Я со своей стороны всё делаю. Я пишу, даю интервью, курсы провожу. С учениками связь поддерживаю. Везде прекрасные результаты: и Архангельск, и Краснодар, и Москва, и Петербург, и Новосибирск, и Курган, и Абакан, и Читинская область, да много где...

Где можно познакомиться с вашими методиками?

Мы регулярно проводим курсы для родителей, воспитателей и учителей. Преподаватели, работающие по нашим методикам, называют себя зайчистами; они устраивают региональные съезды, охотно делятся секретами и ноу-хау...

Николай Александрович, наверняка есть какие-то неудачи и у ваших методик...

— Автору трудно говорить о недостатках своих произведений, хотя лучше его самого их никто не знает. Мне очень много приходит писем: ни разу за последние годы не пожаловались, только благодарят.

Чего бы хотелось... Сейчас я разработал новые игры и мне бы хотелось работать с производителями. Хотелось выпускать игры из хороших материалов, кубики подолговечнее сделать, чтобы дольше они служили.

Ваши пожелания читателям Няни...

— Как можно больше читать детям. Желательно классиков: Пушкина, Лермонтова, Некрасова... Обсуждайте прочитанное. Обязательно учите с малышами стихи великих авторов наизусть.

А как же Агния Барто?

— Агния Барто — хорошо, но Некрасов, сами понимаете, лучше. Дети Некрасова очень любят. Выводите тексты на стенку крупным шрифтом. У вас должны висеть стихи. Собрались, к примеру, родственники, гости, у ребёнка пусть станет привычным желание прочитать им стихи. Человек, держащий в памяти 100 великих стихотворений, заметно отличается от остальных: развитой речью, грамотным письмом и ... даже выражением лица.

Ходите вместе с детьми в музей, пусть ненадолго, но почаще. На прогулки в лес. И обязательно что-то делайте вместе: стройте, работайте на огороде, дома говорите ему: Давай это сделаем, давай то, порядок наведём... — тогда и контакт у вас будет, взаимопонимание. Важнее этого и быть ничего не может.

Записала интервью Елена Бычкова.


Методики в СМИ • Интервью • Няня, Николай Зайцев: нет плохих учеников — есть плохие учителя

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet