В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Методики в СМИ • Интервью

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

С чего начинались кубики?

Наш малыш

, октябрь, 1998


Наш малыш

Все знают замечательные Кубики Зайцева — и почти ничего не известно об их авторе. В почте Нашего малыша частенько встречаются письма с просьбами рассказать об этом талантливом ученом, неугомонном изобретателе, неординарном человеке. Журналисты знают: Николай Александрович часами может говорить о своем деле, почти ничего не сказав о себе, что он довольно закрыт и недоступен. А в редакцию Нашего малыша, узнав о накопившихся письмах, пришел по первой же просьбе и постарался ответить на все вопросы.


— Николай Александрович, не могли бы вы вкратце рассказать о себе?

— Родился в 1939 году в семье сельских учителей в Новгородской области. Война, беженцы. Село Холмы, в котором я родился, так больше никогда и не отстроилось. После войны оказались в Ленинграде. Окончив школу, два года работал шлифовщиком, формовщиком. Поступил на филологический факультет (русский и английский) педагогического института. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых. В 196З году — военным переводчиком и преподавателем русского как иностранного в Индонезии. Потом учителем русского и английского языка в школе, преподавателем русского языка как иностранного, опять учителем в школе.

— Не вредно ли слишком раннее обучение чтению?

— И сто, и двести лет назад, да и сейчас родители, наделенные педагогическим чутьем, показывают буквы и цифры своим детям еще до года. Пишут крупными буквами свои имена и детей, учат считать до ста. Кто их остановит, кто им запретит? Совсем не редкость в нашем, пока еще довольно образованном народе трех-четырехлетки, умеющие читать, считать до ста.

Мне очень понравилось наблюдение доктора педагогических наук Я.С. Турбовского относительно момента начала обучения: Каков бы ни был уровень развитости сознания у конкретного ребенка, если его достаточно для участия в игре, значит, достаточно и для овладения любым делом, любыми умениями, преподнесенными ему в игровой форме.

—Многие письма содержат один и тот же вопрос. Ребенок к семи годам научится читать, считать и писать не хуже третьеклассника. А потом пойдет в первый класс, где минимум полгода будет изучать буквы и цифры, сто часов, как вы пишете в своей книге, осваивать сложение и вычитание в пределах десятка. Не осложнит ли это жизнь ребенка, его отношения с одноклассниками, учителем? Кубики дома

— Конечно, осложнит. Затормозит развитие ребенка, он активно сопротивляться этому будет. И надо думать об этом.

Читаю курсы в помещении детского сада, работающего по Зайцеву, в Набережных Челнах. Около сотни слушателей. Практические занятия с трех-четырехлетками младших групп. Ребята в старших группах с радостью демонстрируют свои достижения: прекрасно читают, считают, прочитывают аж пятнадцатизначные (!) числа. Слушатели задумались. Кому бы ни хотелось иметь таких детей, но... что делать с ними дальше?

А рядом школа. Заведующая и воспитатели детского сада давно пытаются с ней договориться: мы вам будем готовить таких детей целыми классами, пожалуйста, возьмите их и ведите дальше с учетом того, что ребята уже умеют. Годами со школой не сговориться: дайте им поурочные конспекты, заплатите, у них другая программа и т.д.

Таково положение во многих местах. Я устал один биться, давайте вместе доказывать: если ребята к семи годам умеют читать, считать, писать — у них уже у всех пять согласно любым стандартам, их нельзя тормозить, можно безо всяких перегрузок вести дальше, используя сэкономленное время для прогулок, экскурсий, занятий спортом, рисованием, пением, танцами, ремеслом.

— А всем ли детям подходят такие опережающие методики? Ведь не секрет, что есть много проблемных детей.

— Не люблю я этих слов — опережающие, развивающие, опережающе-развивающие, развивающе-опережающие. Методики бывают нормальными, соответствующими времени, степени развития общества, и ненормальными. Вторые всегда наукообразны, сложны, запутанны и, как следствие, малоэффективны.

Разрешите еще пару примеров.

Т.М. Елезова, руководитель Центра Н. Зайцева в Новосибирске, три года назад набрала класс детей, которые по разным причинам не подходили ни одной школе. От одного мальчика четыре школы отказались, другой первый класс окончил — читать не научился и т.п. В основу работы с классом были положены наши программы. Ребята быстро догнали нормальных школьников, занимающихся по ненормальным (традиционным) программам, а затем и обогнали их. Доктора и кандидаты медицинских наук констатировали заметное улучшение психофизических характеристик детей.

Логопед Н.А. Хомец в Екатеринбурге уже много лет успешно выправляет детей с тяжелыми поражениями речи. В девятом специнтернате Краснодара обучают имбецилов, признанных необучаемыми. Последний пример заставил меня задуматься и прийти к выводу: если ребенок говорит, значит, его научить читать, писать и считать можно. В Ижевске наши последователи на протяжении ряда лет обучают детей с диагнозом ДЦП. Подготавливает логопедически проблемных и даже детей с диагнозом задержка психического развития (ЗПР) к поступлению в гимназические классы главный логопед Уфы Л.М. Наумкина, создавшая коллектив единомышленников на базе я/с 113. Ребята, прошедшие обучение по нормальным методикам, учатся потом на 4 и 5, пишет Людмила Михайловна.

Разбор таблиц дома

— Ваши московские последователи шутят: Существуют только две методики: по Зайцеву и все остальные. Есть ли в этой шутке доля правды?

— Наверное, есть, раз люди подметили. Конечно, наши методики по обучению чтению, математике, постановке почерка, русскому и английскому языку резко отличаются от традиционных. Судите сами. Двух-трех-четырехлеткам, а то и ранее мы предъявляем сразу все буквы, с первых занятий составляем слова. Новейшие московские разработки для первоклассников на 26-м уроке предлагают цифру 5, а на 51-м — цифру 8. Я бы повесился, а мои последователи легли на рельсы, если их заставить за 25 уроков с детьми три цифры проходить: нам хорошо известно, что четырехлетки прекрасно ориентируются в сотне.

— Значит, обучение нужно раньше начинать?

— Желательно. Но не столь уж и обязательно. До многого я дошел как раз тогда, когда преподавал взрослым — русский язык иностранцам, английский — русским. Почувствовав, что многие наработки вполне доступны детям, вернулся в школу. Взял 4-й класс — вижу: опоздал, дети уже испорчены предыдущим обучением. Пошел в начальную школу, чувствую — опять поздно. Пяти-шестилетки в детском саду убедили, что нужно к трех-четырехлеткам идти. Короче, вниз по лестнице, ведущей вверх.

Но додумался-то я до всего в работе со взрослыми! Да, я табличник, системщик, структурщик, хлебом не корми — дай что-нибудь затабличить. И оказалось, что таблица столь же эффективна (а может, и более) в работе с детьми, сколь и со взрослыми.

Пятидесяти-шестидесятилетние иностранцы, не изучавшие ранее русского языка, даже не знающие русского алфавита, начинают составлять из кубиков такие слова, как ручка, карандаш, бумага, стол, стул, дверь, шляпа, зажигался, сумка, галстук и т.п. не более чем через полчаса занятий.

Учимся дома

На курсах по английскому языку, где присутствуют, в основном, взрослые, выделяю группу лиц, не изучавших ранее английского языка. Объявляю, что через 30-35 минут эти люди будут писать на доске любое слово, какое я ни произнесу, по-английски. Без ошибок. Через полчаса действительно пишут: wife, husband, son, daughter, aunt, uncle, family, August, autumn, night и прочие из 2000 наиболее употребительных слов. С помощью наших таблиц на стене это совсем нетрудно: все высчитано, вычерчено, понятно.

— Я думаю, нам удалось ответить почти на все вопросы читателей. И последний, традиционный: у вас есть хобби?

— В последние годы появилось. Люблю фотографироваться у вывесок с орфографическими ошибками. У вас, в Москве, между прочим, есть АГЕНСТВО АЭРОФЛОТА, кафе с красивыми верблюдами в витрине и надписью: ПРИПАРКУЙ ВЕРБЛЮДА, УТАЛИ ЖАЖДУ. Просматривая телепередачи, собираю высказывания государственных деятелей: Эпицентр засухи произошел здесь и прочее. 9 августа 1997 года в 15 ч. 43 мин. замминистра образования сокрушался: К сожалению, мы не становимся более умнее.

Записала интервью Таисия Маркарьянц.
Фото 1: Михаил Можегов.
Фото 2,3,4: Домашняя школа Надежды Ляпенковой


Методики в СМИ • Интервью • Наш малыш, С чего начинались кубики?

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet