В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Публикации

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Школа без второгодников стала реальностью c технологией Н.А.Зайцева

Бобро Татьяна Петровна

педагог-психолог, детский центр, Н.Новгород


Сейчас, когда изменившийся социальный заказ в области образования привел к модернизации, которая в психолого-педагогическом плане означает ориентацию образования на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, наступило время, когда успех должен быть достигнут каждым ребенком. Тот факт, что учащиеся могут учиться, означает, что учителя обязаны им помочь, и помочь своевременно. Эффективное решение этой задачи возможно при применении новых технологий в рамках личностно-развивающей образовательной парадигмы, где центральное место принадлежит взаимодействию главных субъектов образовательного процесса — педагога и ученика. Такая технология уже создана Санкт-Петербургским исследователем-практиком Н.А.Зайцевым. Она принципиально отличается от существующих в современной педагогике технологий обучения, главным образом, ориентацией на ребенка. Базовыми понятиями его методик являются субъектный опыт ученика, траектория личностного развития, познавательная избирательность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.

Пособия Н.Зайцева применялись на экспериментальной площадке Дарасунской средней школы №3 Карымского района Читинской области. Методики педагога-новатора позволили учителям не только понять, но увидеть и почувствовать суть гуманноличностной ориентации педагогического процесса, которая выражалась в следующем:

  • развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела (кредо Н.Зайцева: Ни строчки дряни не писать, ни строчки дряни не читать! Он рекомендует на занятиях петь, играть, двигаться ребенку для того, чтобы лучше работал мозг);
  • групповая работа сочетается с индивидуальной, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка (игра);
  • наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.

В результате эксперимента, с помощью пособий Н.Зайцева, было установлено, что многие учителя, согласно традиционной модели обучения, работают в основном с учебным материалом и лишь опосредованно через него вступают во взаимодействие с ребенком. Таким образом, в условиях модернизации образования многие педагоги-практики, декларируя работу в технологиях личностно-ориентированного обучения, на практике остаются в традиционной модели формирования личности.

В начале эксперимента был создан класс педагогической поддержки. В него, с согласия родителей, были приняты дети, проявившие при приеме низкий уровень общего развития. Они затруднялись ответить на обычные вопросы, не могли рассказать ни одной сказки, ни одного стихотворения. Не знали цифр, основных геометрических фигур, не могли обобщить нарисованное на нескольких картинках, рассказать о том, что нарисовано. Учителем первого класса педагогической поддержки стала очень тактичная, обладающая большим педагогическим мастерством Нина Валериановна Брюзгина. Для начала было определены учебные стили учащихся класса и изучены причины отставания детей в развитии и неподготовленности к школе.

Главной причиной оказались неблагоприятные условия жизни и воспитания. Психологическое тестирование и индивидуальное собеседование с детьми и их родителями выявило неблагоприятный психологический климат в большинстве семей, конфликтные отношения между их членами. Разные причины семейного неблагополучия, нежелание или неумение старших заниматься с младшими привели к тому, что первоклассники наряду с задержками в интеллектуальном развитии проявляли все признаки социальной дезадаптации. Наблюдения за детьми на уроках, на переменах и после занятий показали, что многие из них чрезмерно активны, другие заторможены. Наряду с этим практически все они эмоционально неустойчивы, постоянно меняется настроение, возникают неожиданные эмоциональные взрывы. Эти дети не умеют общаться ни со сверстниками, ни со взрослыми, не имеют друзей. У большинства нет даже никаких основ самоконтроля, умения сдерживать себя. Они резко реагируют на отказ в чем-либо, не владеют собой, очень обидчивы, раздражительны, часто агрессивны. Поведение их не целенаправленное, а чаще всего спонтанно-ситуативное, импульсивное. Они предпочитают делать то, что им хочется сейчас, сию минуту, не способны сосредоточивать внимание на работе, доводить ее до конца, а тем более работать с другими людьми, не чувствуют никакой ответственности, легко отвлекаются от дела и всё забывают.

Учитель класса педагогической поддержки поставил себе цель попытаться постепенно устранить выявленные недостатки в развитии детей и помочь им хотя бы на минимальном уровне овладеть программой. При этом было учтено, что дети не могут учиться и вести себя как нормально развивающиеся первоклассники не потому, что не хотят, а потому, что не могут.

У детей этого класса всё вызывало трудности: запоминание букв и цифр, их написание (многие дети долго неуверенно держали ручку, не соблюдали строк и клеток), выполнение арифметических действий, запись в тетрадь с доски, из учебника под диктовку, решение задач и др.

Учитель и завуч корректировали программу обучения, опираясь на особенности усвоения учащимся учебного материала. Из программы были убраны наиболее трудные разделы и второстепенный материал. Основное внимание сосредоточивалось на развитии у первоклассников основных учебных умений и навыков. Однако результат был отрицательным.

Беседы с родителями, медицинские обследования помогли понять и другую важную причину отставания в развитии. Все дети в разные периоды жизни перенесли серьезные заболевания, физически ослаблены. Большинство из них состояли или были поставлены на учет к психоневрологу. Выявились и другие отклонения в физическом здоровье детей, которые затрудняли их обучение в школе. Эти данные помогли учителю, психологу и родителям выбрать в качестве методики обучения методику Н.Зайцева.

Для этого класса был создан другой режим работы. Обучение чтению, письму и математике, в первую четверть, было организовано по пособиям Зайцева. Учитель мог сокращать урок, если видел, что ученики чрезмерно устали, выводил их на улицу поиграть на свежем воздухе. Класс постоянно работал под наблюдением психолога. Коррекционная и развивающая работа с учащимися продолжалась и во второй половине дня.

Важным моментом для учителя, работающего в классе педагогической поддержки, стало овладение приемами концентрации рассеянного внимания учащихся при помощи таблиц для чтения и математики. Концентрации внимания детей способствовало использование учителем игровых моментов по отгадыванию загадок, написанию и проговариванию скороговорок (Читаю. Рисую. Пишу), прочитыванию таблиц с движением рук, ног, тела и музыкальным сопровождением (Читай и пой). Игра, эмоционально возбуждающая ребят, сменялась их спокойной работой над каким-либо заданием (Разложи, как на таблице или Найди, где находится, Продолжи ряд из геометрических фигур и др.). Предупреждение усталости осуществлялось через включение в урок динамических пауз, во время которых проводились мини-игры (Принеси такую же фигуру, Кто быстрее составит поезд из кубиков или соберет математическую ленту из разрезных карточек? или Кто быстрее прочитает таблицу сложения? и др.). Дети могли попрыгать, потанцевать под музыку и спеть алфавит на понравившуюся мелодию. Характер паузы обусловливался состоянием детей и видом работы, которую они только что выполняли. Пауза давала ребятам отдых и помогала им переключиться на более активную или, наоборот, спокойную деятельность.

Медленное усвоение учащимися класса педагогической поддержки учебного материала обусловливало комплексное использование пособий Н.А.Зайцева. Кубики, складовые картинки, Орнамент, Тысяча плюс, Пишу красиво на стене и другой наглядный материал помогал детям находиться в своей актуальной зоне и зоне ближайшего развития. Уроки были интегрированными или комбинированными:

  • 1 урок: чтение — математика — письмо.
  • 2 урок: устный счет — рисование — пение (с элементами чтения).
  • 3 урок: физкультура — литература (развитие речи).

При таком темпе обучения учитель ориентировался на то, чтобы ученики усвоили самую важную информацию, полученную из разных источников:

  • счет единицами и десятками в прямом и обратном порядке, графическое изображение числа в пределах сотни, нахождение соседей любого числа в пределах ста с опорой и без опоры на числовую ленту, умение распознавать и называть геометрические фигуры и др.;
  • соединение букв в склады и слова, различение кубиков по величине, глухости и звонкости, написание слов по таблице и др.;
  • элементы написания букв и цифр, основы каллиграфии (обводка);
  • умение рассказать о себе, знание городов России, пополнение словарного запаса и др.

Использование методик Н.А.Зайцева при освоении навыков чтения, счета, письма позволяло затрачивать значительно меньше учебного времени, чем при традиционном обучении. Дети работали активно и с удовольствием, тем самым самостоятельно закладывая основы развития логического мышления.

Использование пособий Н.А.Зайцева позволяло высказаться всем желающим, стимулировало самостоятельную мысль учеников, позволяло каждому работать в собственном темпе, чувствовать себя равным с другими, реализовывать свои возможности и удовлетворять свои личные потребности.

Понимая, что в работе с детьми, отстающими в развитии, необходимо увеличить учебное время на основные предметы, администрация склонялась к мысли отказаться от уроков изобразительного искусства и трудового обучения. Использование технологии Н.А.Зайцева позволило сохранить уроки изобразительного искусства и трудового обучения помогающие овладеть знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для последующего обучения и развития.

Результаты обучения в классе педагогической поддержки вселяют оптимизм. Уже к марту месяцу первоклассники справились с контрольной работой по математике, диктантом по русскому языку и техникой чтения за курс первого года обучения общеобразовательной школы по традиционной модели. Анализ повторного обследования на конец года по методике МЭДИС показал, что у всех детей положительная динамика в развитии следующих показателей:

  • Осведомленность и словарный запас — рост с 58,2% до 69,2%
  • Соотношение количества и качества — рост с 32,7% до 92,3%
  • Логика — рост с 52,1 до 69,2%
  • Уровень математической подготовки — рост с 18,8% до 61,5%

Во втором и третьем классах продолжалось обучение с использованием технологии Зайцева. Во втором классе выше нормы читали 7 человек, норму — 10 чел., ниже нормы — 2 учащихся. Результаты тестирования учащихся 2-A класса в конце года представлены на диаграмме1. Из диаграммы видно, что уровень интеллектуального развития практически совпадает с уровнем 2 класса (возрастная норма).

Диаграмма 1

Диаграмма 1

Все учащиеся окончили третий класс, освоили программу начальной школы. На второй год не оставлен ни один ученик.

Педагогическим результатом считаем то, что все выпускники учатся в средней школе с успешностью не ниже той, которой достигли в начальной школе. Это можно интерпретировать таким образом, что даже у самых слабых выпускников учебная деятельность развита до степени, позволяющей им успешно адаптироваться в новых условиях обучения.

Зафиксированы также существенные изменения в понимании учителем модели ученика. Предпочтение было отдано тем качествам учащихся, которые отражают их индивидуальность, готовность к взаимодействию и развитию: активность (р<0,01), самостоятельность (р<0,05), общительность (р<0,05).Педагоги-практики изменили ценностные ориентации по следующим качествам учеников: дисциплинированность (р<0,01), терпимость (р<0,01), прилежание (р<0,01).

КачестваРанговые местаСтатистическая значимость различий рангов качеств идеального ученика до и после эксперимента
1 проба2 пробаt-критерийp<
Исполнительность35-0,032
Дисциплинированность210-5,620.01
Активность1125,700.01
Самостоятельность912,670.05
Общительность731,980.05
Адаптивность880,35
Терпимость512-7,700.01
Обаяние12110,00
Доброжелательность640,68
Прилежность17-3,580,01

Во время эксперимента под моим руководством работал районный семинар-практикум для учителей и руководителей школ. В течение года на базе класса Брюзгиной Н.В. были проведены открытые уроки по математике, русскому языку и чтению, которые получили высокую оценку.

Сегодня неотъемлемой частью образовательного пространства школы стали пособия Н.А.Зайцева, которые помогают не только в классах начальной школы, но и в адаптации пятиклассников, изучению русского языка старшим школьникам и педагогам по продвижению на пути профессионального и личностного становления.


Публикации •  • Бобро Татьяна Петровна • Школа без второгодников стала реальностью c технологией Н.А.Зайцева

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet