В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Публикации • Конференции • Доклады

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Вторая международная конференция по методикам Н.Зайцева
«Мир изменился. Меняются ли способы обучения?»

23-24 марта, 2005. г.Москва


Реализация принципа природосообразности в методиках Н.Зайцева

Гитман Александра Вольтовна

Складовая система обучения чтению детей с раннего возраста по методике Н.А. Зайцева нашла большое число сторонников среди педагогов-практиков, оценивших ее технологичность и эффективность; родителей, чьи дети научились читать играя, без видимых усилий.

Гитман А.В.

По нашему глубокому убеждению, методика Н. Зайцева в основе своей отвечает фундаментальным требованиям педагогической науки, в частности, принципу природосообразности. Принцип природосообразности, впервые сформулированный еще во времена Я.А. Коменского, предполагает при обучении и воспитании опираться на единство биологического и социального в ребенке, строить процесс обучения в соответствии с закономерностями его развития. К.Д. Ушинский в своей работе Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии утверждал, что воспитатель должен уметь черпать средства воспитательного влияния в самой природе человека и что средства эти громадны. Любознательность, стремление к познанию — мощные стимулы в развитии человеческой личности. Вряд ли сегодня найдется кто-либо, отрицающий необходимость обучать в соответствии с природой человека. Но на практике мы зачастую сталкиваемся с совершенно иным: обучение под давлением, перегрузка, депривация двигательной активности и др. В такой ситуации можно говорить лишь о декларации, но отнюдь не реализации принципа природосообразности.

Не претендуя на строгость и полноту, отметим, что обучение можно считать природосообразным, если ребенок мотивирован на учебную деятельность (он хочет), эта деятельность ему по силам (он может), процесс деятельности не наносит вреда здоровью ребенка (физическому и психическому).

Решение проблемы мотивации при обучении чтению по методике Н.А.Зайцева происходит естественным образом. У ребенка формируется личный интерес к чтению (письму), т.к. ребенок убеждается в собственной причастности к новому миру букв и слов, миру, в котором отражается вся его жизнь.

Что тебе написать?, — спрашивает взрослый. И появляется Ди – ма — имя ребенка, его ближайшее окружение (имена родителей, друзей), названия любимых игрушек, животных, марки машин и др. Здесь нет места принуждению, появляется внутренняя движущая сила, стремление к познанию.

Некоторые современные психологи категорически против раннего обучения ребенка, в частности, чтению, мотивируя свое несогласие незрелостью дошкольника, несформированностью необходимого уровня произвольности. Безусловно, нет смысла в навязывании обучения, к которому ребенок не готов. Но уникальность методики Н. Зайцева в том и состоит, что она подходит ребенку, соответствует его уровню развития. Ребенок сам выбирает степень своего участия в деятельности, он свободен, непроизвольный процесс его увлекает. Такое поведение ребенка свидетельствует о том, что предлагаемая деятельность соответствует его сензитивности (чувствительности, предрасположенности); ребенок занят тем, что у него получается, и это доставляет ему удовольствие.

Кто наблюдал над детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекающим его делом... После веселья дети непременно скучают, за сильным смехом почти всегда следуют слезы, тогда как самостоятельная деятельность оставляет душу в нормальном, здоровом состоянии (К.Д. Ушинский).

Состояние здоровья современных детей вызывает тревогу. За время обучения в школе уменьшается количество здоровых детей: наблюдается нарушение осанки, снижение зрения, невротизация и др. Специалисты среди диагнозов выделяют школьный невроз или дидактогенный невроз, который проявляется в боязни школы на неосознаваемом уровне и характеризуется соматическими симптомами: головная боль, тошнота, повышение температуры. Педагоги обеспокоены поиском здоровьесберегающих технологий обучения, однако, реализация предлагаемых технологий происходит порой через систему мероприятий, дополнительных к процессу обучения, что в еще большей степени усугубляет перегрузки.

Методика Н. Зайцева способствует сохранению как физического так и психического здоровья детей. Первое достигается отсутствием классно-урочной системы при обучении чтению. Нет необходимости сидеть за партой, можно ходить и даже бегать; многие приемы данной методики органично включают в себя двигательную активность. Доброжелательность взрослого, высокий уровень педагогического такта, обеспечение ситуации успеха на занятии делают процесс обучения психологически комфортным для каждого ребенка.

На базе НОУ Частная школа №1 г. Краснодара методика Н.А. Зайцева была апробирована около пятнадцати лет назад и с тех пор продолжается обучение дошкольников чтению в режиме естественного педагогического эксперимента. Наши наблюдения, результаты диагностики психологов, отслеживание жизненного пути наших выпускников дают возможность анализа и обобщения, позволяют с уверенностью утверждать, что полученные результаты закономерны. Методика Н.А.Зайцева на практике дает возможность обучать ребенка в соответствии с его природой.


Публикации • Конференции • 23-24 марта, 2005. г.Москва • Вторая международная конференция по методикам Н.Зайцева «Мир изменился. Меняются ли способы обучения?»

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet