В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Публикации • Конференции • Доклады

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Вторая международная конференция по методикам Н.Зайцева
«Мир изменился. Меняются ли способы обучения?»

23-24 марта, 2005. г.Москва


Психология образования и методики Н.Зайцева

Белых Владимир Анатольевич

Белых В.А.

Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. По мнению историков, истоки самого понятия образование, находятся в раннем средневековье, соотносясь с понятием образ, образ Божий.

Начиная с эпохи Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, вхождения в культуру. При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию, методы, используемые в образовании. Таким образом, в педагогической теории появился один из основных дидактических принципов, — принцип культуросообразности (А. Дистервег).

По мнению В.Ф. Сидоренко, образование и культура совместно образуют большое дыхание, ритмичное действие, аналогичное вдоху и выдоху: на вдохе образование втягивает в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой и образом культуры. На выдохе культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность.

Связь образования и культуры реализуется через единство обучения и воспитания как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами (нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс). Принято считать, что взаимосвязь обучения и воспитания в образовательном процессе является нерасторжимой.

Значит какая культура такое и образование и, соответственно, обучение и воспитание. В связи с этим необходимо определение понятия культура. По мнению Н.С. Розова, культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.

В науке существует понятие тип культуры. Например, М. Мид рассматривает три типа культуры: постфигуративную, кофигуративную и префигуративную. Все они соотносятся с характером обучения, образования.

Наш отечественный исследователь Г. Асмолов вводит понятие культуры полезности и культуры достоинства. Первый тип, по его мнению, имеет единственную цель... — воспроизводство самой себя без каких-либо изменений... в ней: урезается время, отводимое на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального сироты, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на дрессуру, подготовку человека к исполнению полезных служебных функций.

Второй тип, наоборот, ориентирован на достоинство: В такой культуре ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны.

Традиционно образование, рассматривается в трех взаимосвязанных планах: 1) как образовательная система; 2) как образовательный процесс; 3) как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат этого процесса.

Образование как система, по Н.В. Кузьминой, включает в себя понятие педагогической системы. Педагогическая система может рассматриваться как соотносимая с образовательным процессом подсистема в общей системе образования. Она, в свою очередь, имеет свои подсистемы, в целом характеризуясь пятью структурными элементами (цель, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся и педагоги).

Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее, — в учебно-воспитательном процессе. Еще в конце XIX в. П. Ф. Каптерев отметил, что образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно ...Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его.

Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты.

Развитие человека в процессе образования в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется. П.Ф. Каптерев приводит три вида формального развития: рефлектирующее — подготовка к исследованию субъективного мира (человеческого духа), объективное — подготовка к исследованию объективного мира (природы) и систематизирующее — подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов. Соответственно складываются две культуры — гуманитарная и естественнонаучная (технократическая).

Этот разрыв может быть преодолен разработкой нового направления образования, основанного на формировании проектного способа взаимодействия с миром (Дж. К. Джонс, В.Ф. Сидоренко, Г. Л. Ильин и др.). Это проектное образование есть способ формирования нового типа культуры — проектной культуры или культуры Большого дизайна.

Образование как результат может рассматриваться в двух планах: первый — образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. Второй план существования результата образования — это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе, его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессисоинально-содержательной.

Так, школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным образованием.

В целом, ...грамотный человек отличается от неграмотного не только наличием трех умений: читать, считать и писать. Эти умения и знания перестраивают, по-новому вооружают, внешне и внутренне опосредствуют все другие психические процессы.

Таким образом, современная педагогическая наука имеет в своем арсенале определенные теоретические конструкты, которые призваны помогать осмысливать, накапливать личный и общественный педагогический опыт, улучшать результаты педагогической работы, правильно выстраивать учебный процесс.

Вместе с тем, знание теоретических основ образования не является панацеей. Совсем недавнее прошлое, когда декларировались совершенно гуманные ценности и ставились цели всестороннего и интеллектуального развития всех учащихся, а на практике многие дети уже в первом классе отучались думать, на занятиях испытывали тяжелые психотравмирующие состояния, и, как следствие, не хотели учиться дальше, тому пример. Подобная политика двойных стандартов привела все общество, его культуру и, соответственно, образование к удручающему состоянию. По аналогии с больным человеком это состояние характеризуется повышенной тревожностью и агрессивностью, дефицитом смыслообразующих, культурно-обусловленных традиций, низким уровнем социальной рефлексии, привычкой решать все спорные вопросы силовыми методами, извращенной моралью. И, вместе с тем, есть большое желание выздороветь, а, значит, и все шансы к выздоровлению.

Таким образом, можно констатировать кризис общества, его культуры и, соответственно, методов обучения и воспитания. Попытки преодоления этого конфликта (поскольку кризис — это всегда конфликт ценностей, смыслов, потребностей, целей) начаты со времен перестройки. Уже сейчас прочно утвердилось понятие инновационное образование, которое противопоставляется традиционному. Под инновационным понимается смена образовательной парадигмы, переход от естественнонаучной парадигмы к личностной.

Под основными психологическими проблемами традиционного обучения понимаются следующие: недостаточная активность учащихся в процессе обучения, объяснительно-иллюстративный характер обучения, перегрузка произвольной памяти учащихся при соответствующей недогрузке их мышления, недостаточная управляемость процесса и результата, ориентировка на среднего учащегося. [Сосновский]

Личностная парадигма в образовании, по мнению М.А. Холодной, должна реализовываться через создание условий, в которых образовательная структура становится антропоцентричной, учитывающей уникальность личного (субъективного) опыта каждого ученика. Соответственно, необходимо пересмотреть основные компоненты современного образования: его назначение (цель), содержание образования, критерии эффективности форм и методов обучения, роль учебника, функции учителя [Совр. психология].

По мнению А.Б. Орлова путь изменений начинается со сравнительного противопоставления принципов традиционной и гуманистической центрированной на мире детства парадигмы обучения. Таким образом, принципу субординации противопоставляется принцип равенства; принципу монологизма — принцип диалогизма; принципу произвола — принцип сосуществования; принципу контроля — принцип свободы; принципу взросления — принцип соразвития; принципу инициации — принцип единства; принципу деформации — принцип приняти [по Зимней].

По мнению отечественного психолога Асмолова, основное противоречие современной системы образования — это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

Любой кризис заставляет искать и переосмысливать самые основы изучаемой реальности. Подобным образом современные исследователи, теоретики и практики занялись изучением основ и истории образования. Прежде всего необходимо ответить на следующие вопросы: Какого человека требует и ожидает общество? Каковы основные цели обучения и воспитания? Какими средствами этого можно достичь? Каковы основные параметры результата? Как сделать образовательный процесс интересным, здоровьесберегающим, личностноориентированным? И т.д.

И вот одним из таких ответов является здоровьесберегающая дидактическая система Н.А. Зайцева.

Известный педагог-новатор Николай Александрович Зайцев одним из первых (еще до перестройки) открыто говорил о фактических результатах в сфере обучения и воспитания не только в нашей стране, но и в мире. О все возрастающем числе случаев отклонений в психическом и физическом развитии личности в период обучения (ухудшении зрения, осанки, снижении мотивации учебной деятельности, появлении дидактоневрозов, школьной неврастении и т.д.).

Аналитиков проблем образования и сегодня достаточно, но вот тех, кто бы мог предложить отвечающую современным требованиям дидактику начального, раннего обучения грамоте, русскому языку, иностранным языкам по-прежнему не хватает.

Что же нового мы получаем используя дидактику Н.А. Зайцева? Анализ различных источников и многолетняя практика работы по методикам Н. Зайцева позволяет сделать вывод о необходимости и востребованности широкого внедрения здоровьесберегающих технологий Н.А. Зайцева в дошкольную и школьную образовательную практику.

Соответственно, назрела необходимость в осмыслении (обнаружении) основных дидактических принципов методики Н.А. Зайцева. Отчасти в этом нам помогает и сам автор методики и статьи известных ученых и практиков (Я.С. Турбовской, А.Н. Шеповальников и др.). Копятся данные отражающие психофизиологические, социально-психологические, педагогические, логопедические, методические и др. аспекты анализа использования методик Н.А. Зайцева в педагогическом процессе.

Наш краткий анализ основан на социально-психологических характеристиках методик Н.А. Зайцева. Итак, можно констатировать, что эти методики являются прямой реализацией личностно ориентированной, инновационной педагогики, а, в целом, и новой образовательной парадигмы. Соответственно, и сам подход к преподаванию у Н.А. Зайцева осуществляется согласно основных дидактических принципов: интеграции всех воспитывающих сил общества; гуманизации — усиления внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества; установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами; дифференциации и индивидуализации — создание условий для полного проявления и развития способностей каждого учащегося; демократизация — создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, широкое участие общественности в управлении образованием.

Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы (Бацын В.К. Реформа образования в Российской Федерации. 1990 — 1994. М., 1995).

По мнению И.А. Зимней, эти принципы реформирования образования соотносимы с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества (по материалам ЮНЕСКО: Образование в целях обновления, развития, в интересах демократии, 1990). К этим направлениям были отнесены: общепланетарный глобализм и гуманизация образования; культуроведческая социологизация и экологизация содержания обучения; междисциплинарная интеграция в технологии образования; ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции.

В проекте развития национальной российской школы воспитывающий характер образования специально подчеркнут: Отдельный и особо важный вопрос — воспитание гражданственности, самостоятельности, личной ответственности, понимания ценности служения обществу, солидарности при решении проблем построения демократического общества.

Происходящие в образовании изменения находили и находят воплощение в научном осмыслении, обобщении и в целом — в теориях обучения, в его основных направлениях.

Все современные направления обучения, по мнению И.А. Зимней, могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих оснований. По основанию непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучающегося могут быть выделены формы контактного и дистанционного обучения; по основанию принципа сознательности (интуитивизма) выделяется обучение, соотносимое с характером освоения опыта; по основанию наличия управления образовательным процессом обучение может быть разделено на не основывающееся на нем и рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения; по основанию взаимосвязи образования и культуры могут быть разграничены: обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе; по основанию связи обучения с будущей деятельностью может быть выделено знаково-контекстное, или контекстное, обучение и традиционное обучение внеконтекстного типа; по основанию способа организации обучения выделяются обучение, включающее активные формы и методы, и традиционное обучение.

В соответствии с названными основаниями, обучение по методикам Н.А. Зайцева может быть охарактеризовано как контактное, интуитивное, управляемое, проектное, знаково-контекстное, активное.

В образовании наряду с традиционным обучением сформировались и другие направления: проблемное обучение; программированное обучение; обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); алгоритмизированное обучение (Л.Н. Ланда); развивающее обучение по знаково-контекстному типу (А.А. Вербицкий), проектное обучение и др.

В настоящее время, как подчеркивает В. Оконь, обучение есть многосторонний процесс, включающий разные элементы различных его направлений. Эта многосторонность обучения позволяет использовать преимущества того или иного его направления для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения, сообразно с возможностями и индивидуально-психологическими особенностями как обучающихся, так и самого педагога.

Попытки изменения, реформирования образования отражают и осознание обществом основных психологических принципов психического развития человека. В систему таких принципов В.П. Зинченко включает следующие: творческий характер развития; ведущую роль социокультурного контекста развития; ведущую роль сенситивных периодов развития; совместную деятельность и общение; ведущую деятельность и законы ее смены; определение зоны ближайшего развития; амплификацию (расширение) детского развития; непреходящую ценность всех этапов детского развития; единство аффекта и интеллекта (принцип активного деятеля); опосредствующую роль знаково-символических структур, интериоризацию и экстериоризацию и неравномерноть (гетерохронность) развития.

Но инерция разворота велика, поэтому позитивных изменений в образовании меньше чем хотелось бы.


Публикации • Конференции • 23-24 марта, 2005. г.Москва • Вторая международная конференция по методикам Н.Зайцева «Мир изменился. Меняются ли способы обучения?»

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России