В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Из опыта работы • Психологи

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Бобро Татьяна Петровна

психолог Дарасунской средней школы №3 Читинской области


Фото:Бобро Татьяна Петровна

Психолог в школе сегодня — дело обычное. Он помогает детям адаптироваться к школе, пережить неудачи, активно работает с такими проблемами как наркомания, токсикомания, повышенная тревожность, социальная пассивность или, наоборот, дерзкая активность и др. Но, к сожалению, из года в год здоровье учащихся не улучшается.

Всё шире становится сеть классов коррекции, увеличивается количество детей, требующих повышенного индивидуального внимания. Видимо, это результат того, что в начале школьного пути мы не создаём ребёнку ситуации успеха и комфорта.

Многие медики, практические психологи и другие специалисты называют школу одной из главных причин возникновения неврозов. Учебный процесс обычно связан с перегрузками, нервными переживаниями, стрессовыми состояниями. Широко распространено такое заболевание, как дидактогенный невроз (невроз по вине учителя).

Как сделать уроки интересными? Как помочь детям запомнить множество трудных правил и новых слов? Как организовать обучение, совместив умственное развитие и нравственное воспитание?

На эти вопросы предлагали ответы многие авторские коллективы, называя своё обучение модным словом развивающее. Спрос на данные методики был столь велик, что развивающее обучение широко шагнуло в массовую школу.

В 1994 году в нашей школе появились первые классы, работающие по системе Эльконина, Давыдова, Занкова. Отслеживая обучение по данным методикам, приходится признать, что нерешённым остается вопрос о преемственности обучения, да, к тому же, далеко не все дети с одинаковым успехом учатся и развиваются.

Пришлось искать способ обучения, позволяющий обеспечить эмоциональный комфорт и развитие каждому ребёнку. И такой способ был найден.

Начиная с 1995 года на базе Дарасунской начальной школы и детского сада Светлячок под моим руководством реализуется на практике непрерывная система образования по технологии Н.А. Зайцева.

Экспериментально была взята группа детей 3-4 лет для обучения чтению по Кубикам Зайцева. В это же время в начальной школе отрабатывались методики и приемы работы с детьми по пособию Зайцева Русский для всех. Эту методику знали и внедряли немногие педагоги в области, поэтому возникали вопросы и сомнения в её использования. Исходя из опыта работы со своим ребёнком, я убеждала людей довериться Кубикам и таблицам по русской грамматике. Таких людей вначале оказалось мало, но результаты работы с пособиями Зайцева превзошли все наши ожидания.

Подтверждением этому был областной семинар в апреле 1997 года для методистов органов управления образованием и заведующих дошкольными учреждениями области по преемственности работы детский сад — начальная школа в вопросах воспитания, образования и развития личности. На нём было проведено показательное занятие с детьми средней группы детсада (воспитатель Шароградова В. В.). Воспитатели делились опытом о замечательной методике обучения чтению по складам.

Так как я регулярно отслеживала результаты обучения по различным методикам, то достаточно легко было развеять сомнения участников семинара в том, что при обучении чтению по Кубикам Зайцева закладывается грамотность будущего школьника. На уроках русского языка (1 класс, учитель Самуилова В.И.) и риторики (3 класс, учитель Фатыхова Л.Н.), учащиеся показали высокую грамотность, культуру общения, интерес и большое желание заниматься.

Все были приятно удивлены, насколько легко стыкуются и координируются программы в едином образовательном пространстве. И не нужно никаких дополнительных учебников, букварей, пособий, программ, перекидных мостиков от одного автора к другому, от одной методики к другой.

Учитель успешно обучает детей с различной степенью развитости умственных процессов (обобщение, сравнение, классификация). Каждый ребёнок идёт своим путём, в своём темпе, имеет свой уровень ближайшего развития, а значит, имеет свою ситуацию успеха.

Колоссально сокращается расход учебного времени против действующих норм; особенно ценно, что обучение совершается в обстановке эмоционального комфорта учителя и учащихся. На занятиях исключено слово нет и неправильно, поэтому дети не бояться ошибаться.

Сами пособия (Кубики, математика, русский и другие), созданные Зайцевым заставляют каждого педагога и родителя учитывать психофизические особенности детей:

— желание подражать старшему;

— потребность в самоутверждении;

— потребность в двигательной активности;

— удовлетворение любознательности.

Если в 1996/97 учебном году только два класса работали по Зайцеву, то в 1998/99 году учителя, работающие по различным программам РО, не могли уже обойтись без этиих пособий.

На семинаре в январе 1999 г. учителям русского языка и литературы были показаны уроки во 2-ом и 3-м классах начальной школы. Было отмечено, что дети 2-го класса показывают знания по русскому языку на уровне пятиклассников, а 3-й класс — семиклассников. Сейчас учителя начальной школы себе просто не представляют, как можно работать иначе.

Год 1999 для нас особенный, в 1 класс поступают дети экспериментальной группы детского сада. Для них пришлось пересмотреть программу начальной школы по русскому языку, чтению и математике. Им не нужен букварь (нет букварного периода). Они хорошо пишут, читают, различают звуки (твердые, мягкие, звонкие, глухие, гласные, согласные, парные, непарные), с удовольствием и легкостью воспроизводят алфавит. Им уже знакомы такие правила правописания как:

— заглавная буква в словах;

— безударная гласная в корне;

— правописание согласных в корне слова;

— слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ и др.

По математике ребята свободно ориентируются в сотне. С легкостью определяют чётное и нечётное число, ведут счет двойками, тройками, пятёрками, десятками и т. д. Решают простые задачи на сложение, вычитание, умножение, деление. Знают состав числа. Таблицу сложения выучили, читая её на скорость.

Никто и никогда не проверял техники чтения в экспериментальной группе детского сада и для того, чтобы укрепиться в своих позициях, в правильности выбранного пути, мы проверили технику чтения в марте месяце. Ребята читали со скоростью от 17 до 72 слов в минуту.

Выбранный текст был рекомендован Министерством РФ для проверки техники чтения в 1 классе (программа 1-3) во II полугодии.

Думаю, что не многие учителя могут похвастаться такими результатами!!!

По итогам работы мне хотелось бы отметить ещё некоторые моменты:

— Снизился страх перед секундомером. Объясняется это любовью к соревнованиям: Читай на скорость столбик на сложение (вычитание)!, Читай на скорость складовую таблицу! Когда стали проверять технику чтения, стрессовой ситуации не было вообще.

— Необходимо перед тем, как учить ребёнка, узнать у мамы, когда заговорил ребёнок, в 1 год или в 2?! Мной замечено, чем позднее появилась речевая активность, тем позднее будет читать. Он всё покажет по таблице, а интерпретация в речь войдёт потом.

— Нужно думать о распространение метода, так как есть социальный заказ родителей.

При действующих программах и методах обучения у учителя или не остаётся времени на развитие у ребёнка памяти, внимания, воображения, или нет времени на прохождение учебного материала, и большая его часть уходит на домашние задания. Методика Н. А. Зайцева явилась оптимальным вариантом решения всех проблем.


Из опыта работы • Психологи • Бобро Татьяна Петровна, психолог Дарасунской средней школы №3 Читинской области

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet