В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Из опыта работы • Логопеды

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Островок радости в мире точных наук

Наумкина Людмила Михайловна

логопед, г. Уфа


Прослеживая дальнейший путь своих выпускников, всё больше убеждаешься в необходимости преемственности детских дошкольных учреждений и школы.

В последние годы ДОУ и школа стали переходить на различные программы, эксперименты. Для экспериментальных гимназических классов отбираются выпускники детских садов с хорошей подготовкой — умением читать, считать и писать.

В систему дошкольных учреждений введено много авторских программ, направленных на развитие творческой личности, на индивидуальный подход к ребенку, на развитие творческих способностей. Казалось бы, наша система предусмотрела все способы решения проблемы перехода дошкольника в школьную жизнь, но учителя младших классов, логопеды с тревогой отмечают, что подготовленность детей слабая, с трудом набираются гимназические классы и классы экспериментального обучения, а число классов выравнивания и коррекции только увеличивается. Так, в одном Октябрьском районе Уфы в 1996/97 учебных годах действовали 43 класса коррекции и 40 классов выравнивания.

При беседах с учителями выясняется, что главным условием успешного обучения в первом классе является сформировавшаяся связная и чистая речь, развитый фонематический слух — в этом залог грамотного письма, профилактика таких ошибок, как пропуски, перестановка и замена букв, слогов в словах и т. д.

С этими проблемами я всегда сталкивалась при работе с детьми. Но как подойти к их решению? Долгие годы я не находила ответа на этот вопрос, пока не познакомилась с методиками петербургского педагога-новатора Н.А.Зайцева.

Мое знакомство с Кубиками Зайцева произошло в 1994 году на открытом логопедическом занятии в подготовительной речевой группе д/с №308 (логопед К. Р.Саранцева). В 1992 году я видела этих детей на медико-педагогической комиссии. У всех был диагноз общее недоразвитие речи II-III уровней, один ребенок не говорил (алалия), у половины была задержка психического развития. То, что я увидела на занятии, потрясло меня: дети пропевали складовую таблицу, составляли слова из кубиков, читали печатные тексты, пословицы, сочиняли стихи, писали под диктовку.

Об этом я рассказала заведующей нашего садика №113. По сравнению с логопедом К. Р. Саранцевой, мы в речевой группе даем детям очень мало, ограничиваем свою работу только постановкой звуков, развитием словаря и знакомим подготовительную группу с 16 буквами! И мы решили начать обучение чтению детей с двухлетнего возраста. В это время в Педагогическом вестнике печатались статьи, в которых давались выкройки кубиков. Целый месяц педагогический коллектив садика занимался изготовлением кубиков и таблиц, чтобы в новом учебном году обучать всех детей чтению.

Достижения в обучении корректировались экспертным советом. Результаты работы фиксировались в Диаграмме развития речи и психических процессов ребенка. Продвижение детей в обучении чтению отмечался на личных учетных карточках в виде строящегося домика.

Результаты работы ошеломляют иногда даже нас.

Людмила Михайловна Наумкина. Занятия с детьми

Система дает прекрасную возможность сделать процесс обучения чтению увлекательным и радостным для ребенка — это настолько созвучно с нашей работой, что мы приняли систему Зайцева за основу и при подготовке детей к школе.

В выпускной группе 1996 года был проведен словарный диктант на правописание звонких согласных в конце слов, на правописание слов с жи-ши, чу-щу, ча-ща. 96% ребят написали его без единой ошибки. Все выпускники 1997 года бегло читали, грамотно писали, свободно владели счетом в пределах ста. Эти дети поступили в гимназические классы школ №88, №50, №114, №89, №49 города Уфы. В январе 1997 года была проверена успеваемость наших выпускников 1995/96 года — дети учатся только на 4 и 5.

И мы еще раз убедились в правильности выбора методики, ибо школа требует, чтобы ребенок был развит и подготовлен.

В январе 1997 года были взяты под наблюдение шесть детей подготовительной группы с диагнозом задержка психического развития. Дети с таким диагнозом расторможены, неусидчивы, внимание неустойчивое, память плохая. После начальной психодиагностики было установлено, что все показатели ниже среднего уровня. Например, Рахмадуллина Римма не владела русским языком и на момент наблюдения не общалась с детьми.

Мы составили анаграмму развития речевых и психофизических процессов при обучении чтению. Когда все в группе уже читали свободно, проблемные дети обучались еще по 1 этапу. Они умели: пропевать таблицы, прочитывать склады на кубиках, выделять склады, читать простые слова.

После двухмесячной работы, проведенной мной и воспитателями группы Т. В. Умилиной и Г. Я. Молодцовой, стали наблюдаться заметные улучшения. Особенно нужно отметить улучшения в области коррекции логики, внимания и памяти.

Причем, лучше всех читала Римма Рахмадуллина, которая по-русски не говорила. А когда у детей начинает что-то получаться, то заметно увеличивается их активность. Возрастает интерес к изучаемой теме. И вот он — успех! Ребенок счастлив: у него получается, он не хуже своих сверстников, он даже обгоняет, он может читать! Наблюдая именно эту девочку, мы столкнулись с парадоксом. Она с трудом разговаривала, с детьми почти не общалась, на занятиях продолжала оставаться пассивной, не отвечала. А на чтении вся преображалась, сияла и читала, обгоняя своих сверстников по подгруппе. Переживаемые положительные эмоции — удивление, радость, успех — создают у ребенка уверенность в своих силах.

В результате, в течение четырех месяцев дети с ЗПР догнали своих сверстников.

Параллельно с обучением чтению мы проводили занятия по письму (Пишу красиво) — моторика всех шестилеток развилась прекрасно. Совместно с воспитателями конструировали различные фигуры, что способствует развитию логического мышления, внимания, зрительного восприятия, усидчивости.

Желающих преподавать по-новому было много. Но последователей, работающих углубленно, творчески, оказалось мало.

Методики Н.Зайцева не признавались работниками Министерства просвещения, Башкирского института повышения квалификации работников образования, Уфимского педучилища.

В ГОРУНО пришло письмо от методистов БИПКРО, в котором P. P. Шпак и Э. Г. Касимова утверждали, что у учителей-логопедов просто нет времени на данный эксперимент, что обучение детей чтению по Зайцеву не рассчитано на детей с глубоким нарушением фонематического слуха, что терминология этой методики (видимо, склад) никак не сочетается с работой над слоговой структурой слова. В письме говорилось о том, что дети обучаются механическому чтению без осмысления внутреннего содержания текста. (Всё с точностью до наоборот: из практики я убеждаюсь в том, что дети лучше понимают смысл прочитанного, отвечают на вопросы по содержанию текста). Методисты категорично заявляли, что использовать эту методику в работе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи — это значит искусственно воспитывать поколение дисграфиков. Опять же это не соответствует действительности, т. к. работа по таблицам заметно улучшает фонематический слух, грамотность. Все утверждения данного письма бездоказательны.

В 1997 году было запланировано ряд открытых занятий для педагогов и воспитателей Октябрьского района. Участвовали все группы д/с №113.

4 марта с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, я провела открытое занятие для логопедов города Уфы (на базе д/с №113).

24 марта логопед д/с № 308 Саранцева К. Р. провела открытое занятие по обучению чтению для логопедов дошкольных учреждений Октябрьского района.

На заседании городского актива логопедов решили провести семинар по ознакомлению с методиками Н. Зайцева.

Постепенно взгляд на методики Н. Зайцева стал меняться. В 1998 году на базе д/с №113 решением Совета ГОРУПО была создана экспериментальная площадка по обучению детей чтению с двухлетнего возраста.

Людмила Михайловна Наумкина. Занятия с детьми

В мае 1998 года на курсах повышения квалификации логопедов я провела семинар по обучению чтению. Последователей среди логопедов стало больше. Из Санкт-Петербурга мы выписали 10 комплектов Кубиков, учебники. В настоящее время в г. Уфе работают по кубикам более чем в 30 детских садах. Обучают чтению в школах на подготовке.

По методикам Н. Зайцева работают дефектологи д/с №125 для детей с нарушением интеллекта. Вот, что говорит учитель-дефектолог С. Г. Гвоздева: Моя цель — без напряжения обучать ребенка читать и считать. Работа с таблицами и кубиками позволяет часто пропевать склады, что способствует улучшению звукопроизношения.

Колпаков Артур, диагноз олигофрения в степени дебильности, эписиндром. Обучался чтению чуть больше года, научился писать слова под диктовку.

Шафиков Ильмир, диагноз олигофрения в степени дебильности. Обучился чтению за один год.

Хаиров Шамиль, диагноз последствия органического поражения ЦНС, психическое и речевое недоразвитие, эписиндром. Обучился чтению и писанию слов под диктовку в течение года.

Работая с тяжелыми детьми, С. Г. Гвоздева вначале обращает их внимание на размеры кубиков, так усваиваются твердые и мягкие склады. По звучанию кубиков дети-олигофрены легко усваивают глухость и звонкость складов. Обучение по методикам Зайцева детей с такими диагнозами помогает им безболезненно адаптироваться к школе.

Как логопед, я наблюдала влияние системы Н. Зайцева на речевые процессы, особенно на звукопроизношение. Начиная работу с ребенком по постановке звуков, я параллельно обучаю его чтению по кубикам. Именно эта система, как никакая другая, эффективно помогает ребенку.

Во-первых, при пропевании складовых песенок, развивается фонематический слух.

В 1998 году в речевую группу поступила Индейкина Наташа. Все звонкие звуки она оглушала. На игровых занятиях по постановке звуков, помимо артикуляционной гимнастики, я давала ей кубики (П-В, Т-Д, С-3, К-Г). Она сравнивала, как они звучат, наглядно видела, чем они отличаются и довольно в короткий срок начала произносить звонкие согласные звуки. Очень помогло пропевание складовых песенок по таблицам на дифференциацию звуков. Занятия начались 10 сентября. 15 октября Наташа научилась включать голос при произнесении звука З. А к 1 февраля она уже произносила все звонкие звуки.

Во-вторых, происходит развитие подвижности артикуляционного аппарата. Поставив звук, я сразу даю возможность ребенку назвать имя кубика и его фамилию. Затем вместе придумываем слова на заданный склад и составляем их из кубиков.

В-третьих, идет необходимая детям с общим недоразвитием речи, ЗПР, работа по развитию лексического словаря. Мы прочитываем слова, связанные лексико-грамматическим единством, по таблицам, составляем их из кубиков. Сидеть за столами и отвлекаться, шалить детям не приходится. Они бегают, отхлопывают ритм (при пропевании), глаза горят. Кто быстрее найдет заданный кубик? — Игры рождаются сами собой. Удивляешься, насколько дети умнее, чем мы думаем о них.

Работая в арабском лицее-интернате (1995 — 1998 г.г.), нередко приходилось заниматься с детьми обучением чтению. Они не могли научиться читать по методике Эльконина-Давыдова, и в этом случае помогала система Н. Зайцева. Дети в шести-семилетнем возрасте быстро запоминают таблицу, хорошо ориентируются в кубиках через 3-4 занятия. А уже через месяц они догоняют своих сверстников. Причем таблицы помогают в написании диктантов. Они их пишут грамотно.

Осенью 1998г. я начала работать в Центре Эстет. Сформировались две группы: дети четырех лет и пяти.Занятия проводились 1 раз в неделю. Родителям были даны ксерокопии складовых таблиц. Даже пятилетки, занимаясь 1 раз в неделю, через 7-8 занятий начинали читать. Для чтения даю только великие тексты (по Зайцеву).

Очень интересно наблюдать малышей: вначале они молчали, но после Нового года начали складывать из кубиков слова. Практически мы начали заниматься с 10 октября, прошло всего 10 занятий, и малыши начали читать. Но надо сказать, что дома они занимались по таблицам. Когда придумываем слова на заданный склад, они, к моему удивлению, выдают не короткие, а длинные слова.

Как только ребенок научился читать слова, предложения — учимся подписывать рисунки. Затем пишем небольшие сочинения о маме, лучшем друге, о животных, природе. Тренируемся в написании диктантов на жи-ши, ча-ща, чу-щу, на оглушение звонких согласных в конце слов. Результаты потрясающие.

Родители, которые присутствуют у меня на занятиях в восторге, от того, как их ребенок учится читать, считать по математическим таблицам. Вспоминают, как их самих учили склеивать буквы. Они сопереживают на занятиях, видят, как ребенок легко преодолевает трудности, называя сразу склад, а не букву.

На подготовке в школе практически ничему не учат, а требуют, чтоб ребенок читал, считал и задают на целую неделю непосильные задания. И вот из этих самых школ с английским уклоном приводят детей, чтоб я их обучала. Достаточно одного месяца, чтобы ребенок пяти-шести лет научился читать. Даже родители понимают, насколько эффективна эта методика.

Вот, что пишет Л. В. Овчинникова:

Моему Алеше недавно исполнилось 5 лет. Когда мы пришли на занятие в первый раз, Алеша не знал даже букв. Результат был виден после каждого занятия. Таблицу он пропевал наизусть уже через 3-4 занятия. Ему очень нравились кубики, работу с ними он воспринимал, как игру. Быстро научился находить их, составлять слова. Нашей радости не было предела, когда через месяц ребенок уже читал и прописывал слова. Я никогда не думала, что можно так быстро научить ребенка читать и писать!
Большое спасибо всем, кто создал эти методики обучения! Они помогают детям быстрее адаптироваться в нашем сложном мире, а главное, делает их уверенными в себе
.

Вот, что говорит о занятиях мама Артура Халикова (6 лет):

Артур занимался подготовкой в школе. Читал, разделяя слова на буквы (эм-а-эм-а),часто большое слово приходилось прочитывать вновь, т. к. прочитанное ранее уже забывалось. Даже на маленький текст уходило много времени.
После шести занятий по системе Зайцева, Артур стал читать по складам, записывать слова на слух, возросла скорость чтения
.

Хочется еще раз отметить, как логопеду, какая огромная работа проводится параллельно с обучением чтению, что очень важно и необходимо в работе с детьми, страдающими нарушением речи.

Все занятия проходят в движении: ритмически-двигательные ответы детей, ритмические движения кисти руки ребенка. Ритмы, синхронизируя нервно-психические процессы, как бы раскачивают мозг ребенка, облегчают восприятие и деятельность. Это важное свойство нервной системы особенно полезно использовать при обучении детей с различными дефектами.

Наблюдая за развитием психических процессов, мы пришли к выводу, что дети стали более активны, память улучшилась, внимание стало устойчивым, интерес к занятиям возрос.

Ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Всё это в целом дает прочные знания.

Обучение по Зайцеву оказывает колоссальное влияние на развитие творческой личности педагога и требует от него достаточно жесткой внутренней готовности и довольно непростой интеллектуально и физически напряженной деятельности.

Методика Зайцева особая, удивительная, уникальная. Именно она обеспечивает быстрое интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие ребенка.


Из опыта работы • Логопеды • Наумкина Людмила Михайловна, Островок радости в мире точных наук, логопед, г. Уфа

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet