В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Из опыта работы • ИЗО и словесное творчество в детском саду

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Каждый ребёнок что-нибудь да рисует. Спросите его, что он изобразил (или хотел изобразить). Запишите печатными буквами название, а может быть, и маленький рассказ к нему. Дату проставьте.

Преподаватели ИЗО, знакомые с методиками Зайцева, так и делают. Самым маленьким рисунки пoдписывают, ребята пoстаршe делают это сами, а некоторые на отдельном листочке даже пишут рассказы. Лучшиe картины с тeкстом, перепечатанным крупными буквами на компьютере (с устранением детских ошибок, конечно), отбираются для выставки.

Постоянная выставка в садике, начальной школе является пособием по укреплению навыков чтения и стимулом для создания новых произведений.

И ещё одно наблюдение. Детям нравится быть писателями. Нужно помочь им, поддержать. Возрастает роль учителя, чувствующего слово, умеющего деликатно направить ребёнка. Думать с карандашом или ручкой в руках не учат толком ни в школе, ни в институте. Даже многие люди с высшим образованием испытывают мучения при необходимости изложить мысль на бумаге. Раньше, наверно, надо начинать этому учить, пока благоприятный момент не упущен.

Люся А. учится в первом классе, любит природу, хорошо рисует, а вот с письмом не дружит — ошибок много делает. Но рассказы к своим картинам пишет с удовольствием, даже специальную литературу привлекает — про цветы, грибы, деревья.

Кому бы не хотелось в зрелом возрасте рисунки с собственными названиями и рассказиками, проставленными датами увидеть? А, товарищи родители?



Изобразительное и словесное творчество

Пашкова Елена Борисовна

преподаватель ИЗО, д/с №74, Санкт-Петербург


Четыре года назад я начала работать с группой детей, быстро научившихся читать и считать по методикам Н.Зайцева и продолжавших занятия с воспитателем Козловой Л.А., которая придумывала для них ребусы, шарады, кроссворды. У детей были тетради, в которых они записывали понравившиеся им загадки, пословицы, скороговорки, стихи.

Пишущие и читающие дети заметно отличаются от не обладающих этим даром, работать с ними интереснее и можно использовать эти их умения.

Как-то само собой получилось, что ребята стали придумывать названия к своим рисункам, а я начала их красиво подписывать.

Я обратила внимание на то, что дети знают много произведений русских классиков, любят стихи. Однажды мне пришла идея провести занятия на тему Волшебное дерево. Долго искала стихи про необыкновенные деревья, которых ребята никогда не видели, а, может быть, и видели, да не рассмотрели, не обратили внимания. Прочитала им пушкинский Анчар, лермонтовскую Чинару, Три пальмы, другие стихотворения о деревьях, чтобы заинтересовать детей необычностью видения, волшебством.

Дети слушали, как завороженные. Использовала чтение стихов я и в дальнейшем и сделала для себя вывод, что хорошие стихи можно читать детям в любом возрасте, не боясь, что они чего-то не поймут. Чего не поняли — додумают, допоймут. Главное, как я убедилась, в том, что дети получают толчок к творчеству.

Вот и с деревьями — фантазия детей заработала и на свет появилась целая галерея сказочных растений. Оказалось, что дети захотели выразить себя еще и в слове, дав названия и комментарии к своим работам. У Дениса Болонкина, например, название напоминает рассказ: К старому мудрому дереву летят бабочки и птицы слушать сказки. Названия деревьев, как и картины, фантастичны: Волшебная белоцветка, Ананасовый лепесток, Злое страшное дерево, Весёлая сосна, Сказочная красавица, Дерево птиц, Глупое дерево, Доброе дерево, Золотая осень, золотое небо.

Рисунок: Дениса Болонкина.
Денис Болонкин.
К СТАРОМУ МУДРОМУ ДЕРЕВУ

Дальше — больше. Я предложила детям выпустить стенгазету, так чтобы и родители могли ее почитать. Объяснила, что в газетах пишут о том, что людей волнует, о чем нужно или интересно прочитать. Предложила написать заметки, проиллюстрировать их.

Дети как-будто ждали, когда им предложат создавать свои произведения, сразу принялись за работу, тут же всё и представили. С ошибочками, конечно, но вполне разборчиво и читаемо. Писали обо всем, что их беспокоило, радовало, расстраивало. Рассказы писались к картинам.

Яна Сергеева незадолго до этого научилась зажигать спички и написала об этом рассказ: Как я первый раз зажгла спичку: Я попросила маму подержать коробок. Мама сказала: Хорошо. И я взяла спичку и зажгла ее. Я удивилась, потому что это было впервые.

Ксюша Алексеева к своему рисунку в стенгазете приложила такой рассказ: Я просила у мамы Барби, но она мне не купила, потому что у неё не было денег. А когда я была на тренировке, папа купил мне Барби. Она такая красивая, потому что очень дорогая. У неё как бриллианты глаза. Мама мне не разрешает играть с куклой, потому что она её бережёт. Мама, верни мне Барби!

Денис Болонкин опубликовал в газете свою загадку: Розового цвета, не в наших краях живет. Кто не отгадает, обратитесь к Денису.

Была в газете рецензия на мультфильм, статья о состоянии погоды, рассказ о бабушке и др.

Позже этим же детям я предложила писать о том, что они любят. Получились книжки-раскладки с рассказами и иллюстрациями.

Полина Силонова к натюрморту: Я люблю овощи и фрукты. А за что? Я люблю их за то, что они вкусные, сладкие, полезные для здоровья. Но самые вкусные — это бананы, они самые сладкие.

Витя Попов к портрету мамы: Я люблю маму. Она добрая, покупает мороженое. Я ей помогаю мыть полы, а еще я помогаю мыть посуду. Мою маму зовут Галя.

Поля Шуруева, Цветы: Я очень люблю цветы, потому что они красивые и разноцветные. Цветы можно нюхать и любоваться ими.

Со всеми рассказами проводилась работа над ошибками по грамматическим таблицам и кубикам Зайцева.

Параллельно я начала работу по соединению рисования с письмом и для ребят младших групп. Дети давали названия своим рисункам. Мы рисовали и раскрашивали платочки, дети придумывали им названия: Разноцветный платочек, Радостный.., чудесный.., цветастый..., Яркий узор, Платок в клеточку, Украшение платочка, Колечко и следы, Воздушные шары, Шары и кольца, Яркий носовой платок, Цветы и линии.

Дети быстро вошли во вкус, им понравилось давать названия картинкам. Теперь, нарисовав что-нибудь, бегут ко мне и просят записать придуманный ими текст.

Второй год дети изучают по таблицам Зайцева грамматику русского языка, это сразу сказалось на грамотности. Писать стали помедленнее, но количество ошибок уменьшилось — вдумываются, проверяют высказывание по таблицам, развешенным на стене.

В прошлом году сочинения к картине стали любимым делом у подготовительной группы. Вот что, например, дети писали к картинам на тему Мое любимое занятие:

Таня Посыпкина (5 лет): Я очень люблю математику, потому что мне нравятся трудные задачи и считать до тысячи.

Поля Шуруева: Мое любимое занятие — рисование. Я люблю рисовать, потому что можно мазать красками сколько хочешь. И еще. Хорошо рисовать, если рисование целый день. После него нет занятий и можно рисовать долго. Больше всего я люблю рисовать природу.

Оля Варгунина: Я люблю писать. Я очень люблю писать букву Р. Скоро я буду писать как Дима, и пусть не зазнаётся.

Рома Федоров: Мое любимое занятие — хор. Я люблю петь и Ирину Анатольевну. Она хорошо поёт и шутит на занятии. Мы весело хохочем и всё равно работаем. Моя любимая песня Про папу. Я хотел бы заниматься музыкой всю ночь.

С прошлого года мы посещали Русский музей. Это обогатило детей не только эстетически. В их речи появились новые слова: живопись, жанр, искусство, декор, пейзаж, натюрморт, скульптура, архитектура. Знакомились мы на наших занятиях с городом, его площадями, улицами, памятниками. Все это отразилось в творчестве детей.

Ксюша Буткус: Я люблю рисование, потому что там рисую, что хочу. Больше всего люблю рисовать Венеру, потому что она похожа на Барби.

Саша Букин, Кроссворд папе Букину Диме: 1. Чем питается кот, чтобы ему было хорошо? 2. У кого клевал печень орёл в Русском музее? З. Как называется город, который защищает нашу землю? ( Псков). 4. Как фамилия художника, который написал картину Рожь?

Оля Рыжак, кроссворд: 1. Какая главная улица в нашем городе? 2. Где находится Медный всадник? 3. Как называется главная площадь города? 4. Как называется река в Санкт-Петербурге? 5. На каком мосту есть львы? 6. На какой улице живет Ксюша Буткус?

Очень понравились детям темы: Мой друг, Моя подруга. Ребята рисовали портреты и описывали свою дружбу.

Парный портрет Яны Ширяевой с рассказом: Я выбрала себе в подруги Олю, потому что она со мной всегда дружит. Мне нравятся Олины игрушки, и когда она меня щекочет.

Боря Кузнецов, Мой друг Рома Федоров: Я его люблю, потому что он живет со мной в одном доме. Люблю играть с ним в футбол, потому что он хороший вратарь.

Оля Рыжак: Я нарисовала Яну, Полину и Лену, потому что они очень хорошие девочки. Они красивые и с ними очень приятно дружить. Мы никогда не ссоримся. Я хочу всю жизнь с ними дружить.

Таня Посыпкина: Однажды вечером меня и Олю Варгунину Марина Викторовна отпустила в зал. Мы там сочиняли песни, их пели и хохотали. Потом, наконец, нас позвали гулять. Дома я все песни записала и пела их. Вот названия песен: Новогодняя елка, Утренняя звезда. Мне очень понравилось играть с Олей, мы с ней крепко подружились. По пятницам Оли не бывает в садике, и я по ней скучаю очень.

Два года наши дети занимаются по программе Познай себя. Они познакомились со строением тела, расположением внутренних органов, скелетом, кровообращением и др. А тему Культура питания мы решили отразить в плакате.

Я рассказала детям о принципах плаката, о том, что он должен быть ярок, доступен, краток, содержателен. Был проведен и конкурс на лучший плакат. Дети получили призы и награды.


Темы плакатов:

Поля 3.: Долго жуешь — долго живешь!

Карина Т.: Микробы не любят чистые руки.

Женя А.: Зубная щетка — пушка по микробам.

Костя Ч.: На грязных руках много микробов.

Гоша К.: Нельзя есть немытые фрукты.

Оля К.: Микробы в желудке, потому что девочка сосёт грязные руки после прогулки.

Женя Г.: Микробы боятся витаминов.

Саша М.: Грязные руки сосать нельзя.

Дима Г.: Дядя Боря моет голову — спасается от микробов.

Лиза В.: Руки надо мыть перед едой.

Антон Ч. (победитель конкурса): Микробы любят грязные руки.

С окончанием темы о влиянии курения на организм человека по программе Познай себя мы провели конкурс плакатов и рассказов к ним, направленных на борьбу с этим злом.


Дима Бандурин, 5 лет. Сигареты вредны!
Сигареты курить вредно, потому что в них есть ядовитый газ, дым и пепел. Может пострадать головной мозг. Из-за этого у человека болит голова, глаза, и он плохо соображает. Мой дедушка курит, а я не хочу, чтобы он курил, потому что у него может закружиться голова, он может закашлять, и он может умереть от дыма.
Леня Иванов, 6 лет. От курения — один вред
Один спортсмен каждое утро бегал вокруг дома для того, чтобы у него было хорошее настроение и крепкие ноги. А рядом гулял человек и курил сигарету. Он быстро состарился, потому что много курил. Он сгорбился, у него часто болит голова, но ему никак не избавиться от своей дурной привычки. А спортсмен поехал на соревнования и получил золотую медаль.
Маша Вахтерова, 5 лет. Людям плохо от курения
Мой папа всегда курит. А я ему говорю: Не кури! Можешь заболеть! От папы, когда он курит, идет очень плохой запах. Это неприятно мне и маме.
Женя Гинзбург, 7 лет. Курить — вредная привычка
Начать курить очень легко, особенно если не знаешь, как это вредно. А если курить долго, то бросить курение очень трудно, потому что курить привыкают.
Женя Гинзбург, 7 лет. Курить — очень вредно
Один человек курил, и ему стало очень плохо. У него заболела голова, он весь побледнел, у него испортились зубы и он начал задыхаться от дыма. Чтобы выздороветь, этот человек должен бросить курить и должен лечиться свежим воздухом.
Лиза Взятченкова, 6 лет. Папа, не кури!
Однажды мы с Сашей пошли на кухню, а папа там курил. Мы зашли и сразу начали кашлять, потому что вся кухня была в дыму, и он попал нам в горло. А мама в комнате почувствовала дым и сказала папе, чтобы он не курил.
Тимофей Керимов, 5 лет. Курить — вредно
Женщинам вредно курить, потому что они становятся некрасивыми. И когда у них родятся сынки и дочки, они будут тоже курить, как мама. А еще может случиться пожар, если курящий человек уронит сигарету на пол.
Поля Заварыкина, 7 лет. Курение — это вред для себя и для других
Однажды встретились друзья. Один из них закурил сигарету и спросил друга: Хочешь закурить? А тот ответил: Не хочу. — А почему не хочешь?Лучше я не закурю, чем буду болеть. У меня уже и так разболелась голова от твоего дыма. И вообще, ты можешь умереть, если не бросишь курить. Дым вреден, потому что в нём есть вредные вещества. А друг сказал: Ладно, я брошу курить! И бросил.
Серёжа Федотов, 7 лет. Папина история
Однажды мы с папой ехали на машине, и папе захотелось покурить. Папа курил, а мне стало страшно за него. Я боялся, что он заболеет. От курения повреждается мозг и лёгкие. И папу могут положить в больницу. Папа, не кури — это вредно для здоровья!
Настя Воронова, 6 лет. Вред от курения
Дяденька идет по улице и кашляет, у него начинает болеть голова. Это всё произошло потому, что он курит. Курить нельзя, потому что это вредно для головного мозга.
Дима Гранов, 6 лет. КУРЕНИЕ ВРЕДНО
Один человек любил курить трубку. Как-то раз у него заболела голова, потому что он курил. От курения в первую очередь страдает головной мозг, человек начинает заболевать. Чтобы не заболеть, человек должен открыть окно, чтобы проветрить дым и бросить навсегда курить.
Рисунок: Карина Трущенко, 6 лет.
Карина Трущенко, 6 лет. ДЕВУШКАМ ОЧЕНЬ ВРЕДНО КУРИТЬ
Девушкам очень вредно курить, потому что у них появляются морщины, лицо становится серым, зубы желтеют, и часто у них болит голова. Девушки кашляют, а голос становится грубым. А если у них родятся дети, то они тоже, когда вырастут, будут курить, как мама. Курящих девушек никто не полюбит, потому что они некрасивые. Поэтому девушки не должны курить.
Рисунок: Гоша Курганский, 6 лет.
Гоша Курганский, 6 лет. SОS
Однажды самолёт летел в Европу. И у него случилась авария в воздухе, и самолёт загорелся. Это случилось, потому что один человек сидел в самолёте и курил. Самолёт падал вниз, прямо в море. И упал на глубину 100 метров. Все люди погибли из-за того, что человек курил. А самолёт оброс кораллами.
Оля Каплина, 7 лет. НЕЛЬЗЯ КУРИТЬ ПРИ ДЕТЯХ
Как-то раз мне захотелось есть, и я пошла на кухню. Мама готовила на кухне ужин. Она сказала: Через несколько минут будем кушать. Я повернулась к папе, а папа сидел и курил. Я тогда была маленькая и брала с него плохой пример. Теперь я выросла и советую всем детям не брать плохой пример с родителей и никогда не курить, потому что это может вызвать воспаление легких.
Игорь Ивашкин, 6 лет. ИСТОРИЯ ПРО КУРЕНИЕ
Один дяденька курил долго — целых 2 года. Все деньги он тратил на сигареты. И в результате деньги кончились, а дяденька заболел. Директор завода узнал, что этот человек курит и выгнал его с работы. И тогда дяденьке пришлось искать новую работу, но его никуда не принимали, потому что он курит. Пришлось ему уехать на необитаемый остров и стать пиратом. Ведь он не бросил курить.

Рисунок: Женя Алексеенко, 7 лет.
Женя Алексеенко, 7 лет. КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ОРГАНИЗМУ ДЕТЕЙ
Одна женщина гуляла с ребёнком в парке. Она решила покурить, а ребёнок в это время лежал в колясочке и спал. Его мама курила и дым падал на окружающих детей и на ребёнка. У всех разболелась голова. Женщина не обращала на это внимания, она заботилась только о своем удовольствии. А ребёнок ночью никак не мог уснуть, он плакал, потому что мама курит и он надышался дымом сигарет.
Рисунок: Миша Панченко, 6 лет.
Миша Панченко, 6 лет. СТАРЫЕ ВРЕМЕНА
Я люблю старые времена, потому что мне нравятся рыцари и старые замки. Я бы хотел стать рыцарем, чтобы сражаться и носить красивую шляпу и доспехи.
Рисунок: Лёня Иванов, 6 лет.
Лёня Иванов, 6 лет.
МАМОЧКА, ТЫ САМАЯ ЛЮБИМАЯ
Моя мама хорошая, красивая, молодая. Она обо мне заботиться. Моя мама любит больше всего гулять на улице. Любит кушать салат селёдка под шубой. Хочу пожелать маме добра и счастья. Хочу, чтобы мама купила настоящую машину.
Рисунок: Люся А., 8 лет.
Люся А., 8 лет. БЕРЁЗА
Я видела это дерево на даче в июне, в пять часов дня. Это была берёза. Ей где-то 100 лет. Она очень высокая. Хозяева говорят, что скорее свалится молодая ёлка, чем вековая берёза. На ней растёт много грибов: опята, чага, поганки, ложные опята. Я очень люблю эту берёзу.

Наши дети любят рисовать и сами подписывать поздравительные открытки, приглашения.

По мнению специалистов, наши дети рисуют лучше, интереснее многих своих сверстников, и нам, конечно, очень приятно это осознавать.

1996 г.


Из опыта работы • ИЗО и словесное творчество в детском саду • Пашкова Елена Борисовна, Изобразительное и словесное творчество, преподаватель ИЗО, д/с №74, Санкт-Петербург

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet