В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Из опыта работы • Обучение чтению и математике

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Использование игры как метода быстрого освоения навыка чтения и письма по методикам Н.Зайцева

Титова Валентина Филипповна

воспитатель 1 категории, ясли-сад №66, г. Брест, Белоруссия


Цель:

Освоить навыки чтения и письма по методикам Н.Зайцева

Задачи:

  • организовать для детей развивающее пространство и создать благоприятные условия для физического здоровья детей;
  • учить детей чтению и письму на основе складового принципа;
  • поддерживать естественную мотивацию учебной деятельности посредством игры;
  • научить элементам исследовательской деятельности;
  • помочь детям стать более самостоятельными, любознательными, оптимистичными, заботливыми, музыкальными.

Методическое обеспечение:

В достаточном количестве имеется методическая литература, методические рекомендации.

В группе создана и постоянно пополняется развивающая среда не только за счёт приобретаемых пособий, но и за счёт изготовленных самим воспитателем:

приобретены два набора Кубиков Зайцева, Читай и пой, 240 картинок, видеокассеты, Скороговорки, Рисую. Читаю. Пишу, Пишу красиво, Кто вокруг меня живёт?, Что вокруг меня растёт?, Продуктовый магазин;

в микрокабинете имеются игры, изготовленные самим воспитателем;

  • совместно с психологом разработана диагностико-аналитическая база;
  • прошла подготовку на курсах Н.А.Зайцева в Бресте в 2002 году.
  • постоянно ведётся взаимообмен опытом с коллегами, работающими по методикам Н.Зайцева, как в нашем, так и в других детских садах города;
  • имеются конспекты занятий педагогов-дошкольников, работающими по методикам Н.Зайцева (я/с № 22, 21, 31, 42).

Основные результаты:

  1. У детей сформирован устойчивый интерес к занятиям с кубиками. Наблюдается увлечённость детей процессом познания, высокая творческая активность.
  2. Не возникает трудностей у детей при слиянии звуков. К концу средней группе, благодаря использованию, половина детей овладела навыками самостоятельного чтения. Научились:
    • самостоятельно пропевать склады — 81%
    • выкладывать слова по образцу — 87%
    • и самостоятельно — 67%
    • прописывать любые слова по таблице — 74%
  3. Не вызывает затруднений звуковой анализ слова. Ребята легко выделяют звуки в словах, называют гласные и согласные, определяют глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.
  4. Легко делят слова на склады и выделяют ударный склад.
  5. Расставляют знаки препинания.
  6. Постоянно используя на занятиях игры, рекомендованные в пособии Русский для всех, дети быстро и с легкостью научились:
    • определять род и число существительных;
    • подбирать множественное число, соответствующее единственному и наоборот;
    • подбирать к слову приставку и объяснять новое значение;
    • определять лицо и время у глаголов, подбирать к ним соответствующие местоимения.

Всё это помогает в построении словосочетаний, преобразовании простых предложений в сложные, развивает речь и мышление.

Использование Кубиков Зайцева во всех видах деятельности дало возможность достичь хороших результатов по технике чтения: от 17 до 50 слов в минуту (прежний выпуск).


Использование игры как метода быстрого освоения навыка чтения и письма по методикам Н.Зайцева

При изучении новых технологий обучения и воспитания детей, особый интерес у нас вызвала методика Н.А.Зайцева. Понравилась она тем, что позволяет детям в короткие сроки овладевать навыками письма и чтения, что обучение построено на игре. Пособия универсальны для любой аудитории, предназначены для создания развивающего пространства и стимулирующей учебной среды, в которой происходит интеллектуальное развитие ребенка.

Первоначально у нас была только книга Н.А.Зайцева Письмо. Чтение. Счёт. Этого, конечно, было недостаточно для начала полноценной работы, и мы приступили к поиску методических пособий. Постепенно приобрели необходимую литературу. Из Санкт-Петербурга нам прислали брошюру Турбовского Я.С., где описаны теоретические основы методики и пособие Афанасовой Е.Г. Игротека письма и чтения, видеокассету с записью уроков Николая Александровича.

В марте 1998 года нас пригласили на конференцию Обмен опытом работы по методикам Н.А.Зайцева в Москву, куда съехалось 200 человек из разных городов. Мы очень благодарны трикотажной фирме Элма и ее администрации за то, что она в это трудное время изыскала возможность профинансировать поездку воспитателя нашего сада Козыры Татьяны Стефановны в Москву. Конференцию проводил сам Николай Александрович. Из Москвы Татьяна Стефановна привезла первый неоценимый опыт, который помог нам правильно понять методику, но на этом мы не остановились. Сбор и изучение литературы, методических рекомендаций, приобретение пособий ведётся постоянно. Постоянно пополняется и игровая среда в группе.

Изучив все пособия, мы приступили к работе с детьми во второй младшей и старшей группе.

Учиться детям очень понравилось. Ведь всё обучение строится на игре, а она, как известно, является одним из мощнейших средств развития ребенка. Оживляются даже самые нерасторопные и малоактивные дети. Игра интригует, мобилизует, заставляет действовать. Каждый ребенок старается побыстрее выполнить задание и, если нужно, помочь товарищу.

Помогает в обучении и пение. Обучение идет намного успешнее, быстрее, веселее. Все хлопают, пританцовывают.

К окончанию второй младшей группы все дети знали буквы и правильно называли склады. Сильные читали несложные слова.

Родители, видя хорошие результаты нашего труда, сами заинтересовались методикой и приобрели для группы дополнительные пособия (Кубики, Орнамент). Силами воспитателей также приобретались пособия.

В средней группе дети научились прочитывать слова, самостоятельно писать указкой по таблице, ставить ударение, правильно расставлять знаки препинания. К концу года заметно выделились способные дети. Так, один пятилетка читает более сорока слов в минуту, пятеро читают со скоростью 20-30 слов в минуту.

Выпустили старшую группу, которая училась всего год, но за этот год дети научились читать, грамотно писать сочинения к своим рисункам. А, придя в школу эти же дети опять начали изучать известные им буквы и учиться читать, уже умея это делать.

Очень печально, что эта уникальная методика обучения не имеет своего продолжения в школе, а, если имеет, то частично. Ведь, используя кубики, всевозможные таблицы учителя могли бы обучать детей проще, ускоренным темпом и давать более твёрдые знания.

Эта методика подходит и для учителей старших классов, для логопедов, т.к. с её помощью можно исправить почти все дефекты речи. Она эффективна и для работы с отстающими учениками и даже для подготовки ребят, желающих поступить в вузы.


По данной методике работаю пять лет, т.е. обучаю чтению уже вторую возрастную группу, и каждый раз начинаю с того, что знакомлю с ней родителей. На первом групповом занятии стараюсь просто и доступно объяснить суть методики, рассказать о её преимуществах. Главное — это складовой принцип обучения с помощью звучащих кубиков, а это значительно легче, чем по буквам и слогам. Запоминание происходит непроизвольно, ненавязчиво в результате полного раскрепощения позы, поведения, в игре. А игра является одним из мощнейших средств развития ребенка. Быстрые переводы глаз с объекта на объект, непрерывная работа в режиме ближнего, среднего и дальнего зрения, сокращение работы в сидячем положении содействуют профилактике сколиоза и близорукости.

Обращаю внимание родителей и на то, что склады даются в строгой последовательности. Они легко запоминаются с помощью пропевания, многократного повторения. Объясняю, что учиться с кубиками весело, интересно, полезно и, что самое главное, дети не будут уставать.

На подготовительном этапе всегда участвуют и родители, и дети: собирают кубики, наполняют их. Родители изготовили указки, закрепили полки для кубиков, помогли в изготовлении игр-пособий, ксерокопий слов, предложений, текстов для чтения.

Заручившись поддержкой родителей, их желанием всегда придти на помощь, начинаю работу. Прописываем с детьми их имена по таблицам и кубиками. Затем имена мам, пап, бабушек и дедушек (игра Знакомство).

Как и у всех людей, у кубиков тоже есть имена. Не хотите ли вы с ними познакомиться? — так начинается знакомство с кубиками. Ребенок приносит мне кубик (Бери какой сам хочешь), я пропеваю склады на гранях кубика. Беги, неси другой. Дети смеются от радости, быстро всё запоминают. Весело! Интересно! Познавательно!

Первыми любимыми играми были Классификации: стучали, звенели кубиками.

Игра Поезд помогла научиться читать склады, находить похожие и выстраивать их в цепочку. С удовольствием играли, бегали, старались положить побольше кубиков на полку. Затем называли имена всех пассажиров, перенося кубик с ударением на следующий склад и называли его. В этой игре меняла темп чтения, высоту голоса.

Очень полюбилось детям пропевание таблиц под мелодии попевок, детских песенок. Поём и показываем указкой по таблице склады, побуждая детей внимательно следить за указкой.

Пропевание занимает немного времени, но очень много даёт детям. Это прекрасная фонетическая разминка. Пропевание помогает исправлять речевые недостатки, которые часто не обнаруживаются, ускользают от фиксации в потоке речи. Запоминание складов через песенки идёт на удивление быстро. Ребятам нравится сопровождать песенки движением, прихлопыванием, притопыванием, прыжками. Тренируя внимание детей, можно делать паузы, петь тихо или громко, быстро или медленно.

Когда дети научились петь складовые песенки, мы всё больше стали писать слов по таблице: чем занимались, что кушали на завтрак, обед, ужин, из чего можно сварить суп, сделать салат.

Постоянные активные игры со складовыми картинками привели к тому, что у детей повысилась двигательная активность, и они стали более открыты в общении.

Смена видов деятельности во время занятий позволяла мне постоянно поддерживать интерес к обучению. И это дало свои результаты. Большинство детей к концу второй младшей группы называли склады, составляли слова из кубиков по образцу, а некоторые и самостоятельно.

В средней группе работа по обучению чтению продолжилась. Занятия по методике старалась соединить с темой недели, вводила кубики во все виды деятельности.

Учим стихотворение — выкладываем из кубиков название и имя автора. Пишем по таблице или выкладываем из кубиков тему для рисования, конструирования, аппликации, лепки. На занятиях по математике выкладываем время суток, дни недели, названия геометрических фигур.

На занятиях по развитию речи с кубиками проводила логопедическую работу, старалась выправить произношение трудных звуков. И результат был.

На занятиях по знакомству с окружающим миром писали отгадки к загадкам, новые слова, что позволяла лучше их запомнить. Стала обращать внимание на то, что не все слова как слышатся, так и пишутся, необходимо подбирать проверочные слова (глаз — глаза, котёнок — кот).

В средней группе продолжала использовать те же игры, что и во второй младшей группе, только в более усложнённом варианте. Так при построении поезда из кубиков на заданную букву, дети сами называли склады. Затем делили поезд на составы: А-БА, ПА-МА, СА-ША, ВА-ЗА, БА-ПА и т.д. Слова-вагоны прочитывали с помощью кубика с ударением. Нравилось детям находить среди них настоящие слова, а получающимся смешным словам придумывали значение. После этой игры не было проблем с постановкой ударения.

Составляли слова из кубиков сначала по образцу. Давала ребенку табличку со словом МОЛОКО и соответствующие кубики. Он составлял слово. Затем задание усложнялось: ребенку давалась только табличка, кубики он набирал сам; давались кубики, слово воспринималось на слух. Следующий этап: дети самостоятельно составляют любые слова, беря кубики из набора.

Одна из любимых игр — с карточками из пособия 240 картинок. Показываю карточку с изображением животного, и вместе прочитываем. Конечно, читать слово, которое написано и нарисовано — легко и весело. А, главное, у детей создаётся иллюзия, что они умеют читать. И это прекрасно! Они уверены в своих силах. И очень важно не разрушить эту уверенность. Затем показываю эти же карточки, но обратной стороной, без картинки. И тут помогает зрительная память… Ребята называют слова. Это похоже на чудо, которого на самом деле нет. Просто очень хочется назвать слово, а память подсказывает, что скрывается за этими словами. Тот, кто правильно ответит, получает карточку. Очень важно, чтобы все дети получили заслуженную награду, возможность написать слово и обрисовать картинку. Эта игра способствует развитию умения прочитывать слово целиком и готовит руку ребенка к письму.

Игры-соревнования всегда интересны детям. Они мобилизуют, интригуют, заставляют действовать. Благодаря им оживились малоактивные дети. Они стали открытыми, более подвижными и активными на занятиях. Чудесно развивается у ребят чувство товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.

В средней группе ввела кубики с изображениями ЗБ (заглавная буква) и знаков препинания. Дети усвоили, что имена, отчества, фамилии, названия городов, стран, рек, клички животных пишутся с большой буквы.

Нравится детям ставить ударение в словах, а в конце предложения знаки препинания, соответствующие интонации, что развивает слух.

И, как награда, часто звучащие слова родителей: Моя Ира прочитала по дороге домой все вывески, Денис прочитал название книги, которую я ему купила, Представляете, а Даша читает имена детей.

Сейчас работаю с детьми старшей группы. Многие уже читают тексты. Звуковой анализ проводят без каких-либо затруднений. Сказалось то, что ещё в средней группе я ввела термины (глухой, звонкий, твёрдый, мягкий) взамен привычных деревянный, железный, большой, маленький. Задания на характеристику звуков дети выполняют безошибочно, ведь кубики они уже прощупали и прослушали.

Благодаря идеально составленной таблице дети знают парность и непарность согласных.

В старшей группе я продолжаю занятия по обучению чтению. Появились новые игры, многие из которых подсказывают сами дети. Ребята проявляют всё больше интерес к занятиям с кубиками. Они самостоятельно выкладывают слова, пишут указкой по таблице, поют склады. Ведь петь интересно и полезно. Песня помогла детям выучить алфавит всего за несколько занятий.

На этом этапе обучения играем в Волшебника. Задания могут быть разными: измени слово путём перестановки кубиков (весна — навес); переверни кубик, чтобы слово изменило смысл (кот — коты); замени один кубик, чтобы получилось новое слово (каша — Саша — сад); добавь новый кубик (лапа — лампа).

В игре Конкретное слово детям предлагается составить из определённого количества кубиков реальное слово. Это очень сложные, но интересные игры и дают возможность для творчества детей и развития у них мыслительных способностей.

Использую карточки со словами, которые пишу сама. Игры с ними основаны только на чтении. Любят дети наводить порядок, когда перепутаны карточки-названия, т.е. классифицируют их.

Часто использую такие формы работы:

    1) Рассказывание с фрагментами письма и чтения. Например: В гости к нам пришёл… (пишется кубиками, указкой по таблице предъявляемое на карточке имя, название животного). Рассмотрел все игрушки и игры, но больше всех понравилось… (опять пишем то, что ребятам нужно прочесть).

    2) Словесные игры, в которых ответ не называется, а пишется указкой по таблице: Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем, Телефон, Загадай, мы отгадаем и др.

Детям, справляющимся с чтением слов на карточках, даю таблички с предложениями. Здесь они не только упражняются в механическом чтении, но и должны пояснить прочитанное.

Большим успехом у детей пользуется игра Записки. Играть можно всей группой и подгруппами. Игрушка, которую принёс Денис, исчезла, а на столе осталась записка: Найдёт игрушку тот, кто прочитает пятую записку. Вторую записку ищите в спальне. Записки ребята, конечно, читают сами. В последней записке указано местонахождение игрушки. Игра Клад аналогична, но в ней уже не записка, а целое послание.

Такие игры заставляют читать даже самых малоактивных. На ура эта игра проходит, когда у кого-то из ребят день рождения и кладом могут послужить принесённые именинником сладости.

Сейчас на телеэкранах показывают много иностранных фильмов, и в сознании детей остаётся много зарубежных героев. Поэтому, намечая план работы, стараюсь сделать упор на ознакомлении детей с родным словом — сказками, загадками, пословицами, поговорками, скороговорками, фразеологическими оборотами.

Многие из них выписываю на полоски картона, что позволяет проводить с ними различные игры: Соедини части пособий, Выбери пословицы о труде, дружбе, Прочитай скороговорку тихо; громко; быстро; медленно, Когда так говорят?

Для уголка природы изготовила карточки с приметами состояний погоды и пословицами о временах года. Дети многократно прочитывают их. Таким образом, знакомятся с устным народным творчеством.

Для работы с календарем наблюдений сделала таблички с названиями явлений и состояний погоды и природы в разные времена года, и дети самостоятельно выбирают из них то, что подходит к конкретному случаю.

Написанные на плакатах стихи помогают быстрее запомнить их.

Благодаря постоянному прописыванию слов кубиками, указкой по таблице, мелом на доске, фломастерами на бумаге, у детей растёт желание писать. Письмо всё больше становится лёгким, понятным и необходимым. Поэтому игры со словами и складами (Вставь пропущенную букву, Найди слово в слове, Соедини части слова, Грамматическая арифметика, Какого склада не хватает?) дети выполняют с удовольствием. Но интереснее всего — это разгадывание кроссвордов. Выполняя это задание, дети учатся писать, не пропуская буквы, с удовольствием пишут поздравления, пожелания к дню рождения.

Пособия Н.А.Зайцева, игры с ними (их можно придумать множество) дают возможность не только научить ребят читать, но и создать им условия для всестороннего развития. Преимущество методики ещё и в том, что она может работать как самостоятельно, так и сочетаться с разнообразными методическими приемами.

Проанализировав результаты своей работы, я пришла к выводу, что волшебные Кубики Зайцева — это актуальное методическое пособие, помогающее нам, воспитателям, решать много проблем и дающее большой простор творчеству педагога.


Из опыта работы • Обучение чтению и математике • Титова Валентина Филипповна, Использование игры как метода быстрого освоения навыка чтения и письма по методикам Н.Зайцева, воспитатель 1 категории, ясли-сад №66, г. Брест, Белоруссия

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России