В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Из опыта работы • Обучение английскому языку

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Фонетика

Виктория Кузнецова

г.Бородино, Красноярский край


Очень многие виды работ, используемые мною с дошколятами и не только, были описаны ранее (см. статью в разделе «Родители» и публикацию «Встреча с методиками Зайцева»). Таким образом, очень подробно описаны изготовление складовой таблицы и работа по ней, складовыми карточками и складовыми мини-табличками. Поэтому, перед прочтением этого раздела, советую изучить предыдущие публикации.

Очень многие приёмы работы — это практически полностью калька с приёмов работы, рекомендованных Н.А. Зайцевым при обучении чтению на русском языке. И чтобы не переписывать чужие идеи, я буду просто ссылаться на конкретные страницы его пособий, лишь дав короткие комментарии по их адаптации для обучения английскому.

В данном разделе будут подробно описаны те приёмы и игры, которые были упущены в предыдущих публикациях или были придуманы позже.

Карточки из пособия Техника чтения

Звуковое лото. Для игры понадобятся 2 комплекта звуковых карточек из пособия «Техника чтения». Для повышения износостойкости рекомендуется заранее оклеить карточки скотчем.

Вариант I (4 года). Детям раздаётся по 3 карточки из одного комплекта. Второй экземпляр тех же карточек — у учителя. Перед началом игры рекомендуется провести небольшую «гимнастику» для языка и губ (погладить «потолок» во рту, пощёлкать язычком, вытянуть губы трубочкой, а затем растянуть в улыбке). Такую гимнастику можно найти в любом русском логопедическом сборнике. Посмотрите какие упражнения, на ваш взгляд, боле интересные и больше всего подходят вам и вашим малышам. В ходе игры учитель показывает детям карточку со звуком и чётко произносит его. Дети ищут у себя такой же звук. Тот, у кого оказалась такая же карточка, громко произносит звук, забирает себе карточку и кладёт поверх соответствующей своей. Помните, что основная цель данной игры — формирование правильного произношения, а не выучивание знаков транскрипции. Вторая цель — опосредованная. Мы будем иметь её в виду, но не требуйте с малышей запоминания карточек. Количество карточек на каждого ребёнка можно увеличивать с каждой новой игрой. Но каждый новый набор карточек должен включать в себя предыдущий.

Вариант II (6 лет). Выглядит так же, как первый, только между детьми распределяется весь набор карточек из комплекта.

Совет: Во время произнесения звуков можно давать образную характеристику. Вот большинство из них:

, — язычок стучится в двери

, — язычок песенки поёт

— надуваем воздушный шар

— комар

— змея

— жук

— чихаем

— жук врезался в дерево

— пёс рычит

— ёж фыркает

— волк воет

— рыбы пускают пузыри

— кашляем

— гуси кричат

— подуем на обожженный пальчик

— кидаем камушки в воду

— корова мычит

— протираем замёрзшее стекло

— замёрзли

— муха

— зеваем

— показываем врачу горлышко

— рассердились

— горькое лекарство дали

— филин ухает

— ветер воет

 

Игра-«ходилка» (5-6 лет). Для игры понадобится один комплект звуковых карточек из пособия «Техника чтения», крупные фишки (в качестве фишек можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок, крупные пуговицы или фигурки из шоколадных яиц), игральная кость. Карточки перемешиваются и выкладываются змейкой на полу лицевой стороной вверх. Дети по очереди бросают кубик и продвигаются своей фишкой на столько карточек, сколько точек выпало на кубике. Нужно назвать звук, на котором остановилась фишка. Побеждает тот, кто первым доберётся до финиша.

Вариант (6-7 лет): Если карточка названа неправильно, игрок возвращается на предыдущую, ту, на которой стоял раньше. Если игрока согласилась выручить группа, т.е. подсказала ему звук, игрок не возвращается на прежнюю карточку, а остаётся на новой, но… пропускает следующий ход. Ну а если даже группа не вспомнила загадочный звук и пришлось подсказывать самому учителю, игроку-неудачнику придётся вернуться на старт. Этот момент очень увлекает ребят. Всей группой изо всех сил стараются спасти своего товарища, чтобы не пришлось ему возвращаться в начало игры.

Возможен и такой вариант. Тот, кто подсказал своему товарищу звук, получает право дополнительного хода.

Звук из коробки (5-6 лет) Для игры понадобится комплект карточек из пособия «Техника чтения», коробка, непрозрачный тканый мешочек или корзинка. Правила просты. Дети по очереди, не глядя, достают из коробки (корзинки, мешочка) по одной карточке со звуком и называют его. Если звук назван правильно, ребёнок выигрывает карточку, если нет — кладёт обратно в корзинку. В конце игры подсчитывается у кого больше карточек.

Важный момент: Звуковые карточки отличаются друг от друга по форме и размерам (у дифтонгов полукруглый верх и они широкие, у всех долгих срезаны уголки). Дети очень быстро это замечают и начинают выбирать себе звуки… на ощупь!

«Какой звук лишний?» (6-7 лет). Для игры понадобится один комплект звуковых карточек из пособия «Техника чтения».

Попросим учащихся найти лишний звук в ряду


Ответ: из другого ряда.


Ответ: не является долгим.

.
Ответ: — все остальные заканчиваются на .

Варианты заданий, наверное, бесконечны.

Складовые карточки

После того, как мы много раз выложили карточками ряды на различные звуки, поиграли в «сардельки» и «сосиски»1, можно попробовать ещё одну игру.

Прятки (6-13 лет). Для игры понадобится небольшая игрушка (не более 2 см в высоту). Хорошо подойдут фигурки из шоколадных яиц. Перед игрой нужно попросить ребят выложить ряд на любой звук (см. в предыдущих публикациях, а также игру «Поезд», Классификация — 3)2.

В ходе игры учитель просит ребят закрыть глаза, чтобы никто не подглядывал, и прячет игрушку за одной из карточек. Затем раздаётся команда открыть глаза. Тот, кто первым прочтёт карточку, за которой была спрятана игрушка, забирает соответствующую карточку. Он же получает право прятать игрушку в следующий раз. С каждым ходом основной ряд становится всё короче и короче, а «паровозики» детей всё длиннее. Побеждает тот, чей паровозик оказался длиннее, т.е. кто прочитал больше всех карточек.

«Вот так пазл!» (с 9 лет). Не секрет, что дети любят собирать пазлы и различные разрезные картинки. Предложите им собрать из 524 складовых карточек большую таблицу, такую же, как на стене. Это игра сплачивает ребят, развивает внимание мышление, усидчивость, настойчивость, заставляет сопоставлять и анализировать. Будьте готовы к тому, что работа может занять не одно занятие.

Необычные карты. Эта игра поможет закрепить ученикам чтение транскрипции, а учителю проверить насколько материал усвоен группой.

Нам понадобятся 36 складовых карточек (любых). Ведущий тасует карточки и раздаёт игрокам поровну. Самая лёгкая и хорошо запоминающаяся карточка — козырь. Ходить надо от ведущего и по часовой стрелке. Ведущий предлагает своему соседу прочесть одну из его карточек. Если он прочёл правильно, то он подкидывает карту следующему игроку. В случае неправильного прочтения он забирает карту себе. Если до этого на столе уже образовалась кучка с карточками, проигравший игрок забирает всю кучку. Цель игры — избавиться от всех карт.


1 Зайцев Н. А. Кубики Зайцева, Учебник для родителей, воспитателей, учителей.
2 Там же. Стр. 16.

Из опыта работы • Обучение английскому языку • Виктория Кузнецова, Фонетика, г.Бородино, Красноярский край

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России