В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Из опыта работы • Обучение английскому языку

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Факторы успеха

Виктория Кузнецова

г.Бородино, Красноярский край


Прежде всего, спешу развеять миф о том, что сам факт появления в классе пособий Н.Зайцева (это касается не только его методик обучения английскому языку) — это и есть залог успеха. Осмелюсь заявить, что сами пособия — это лишь картон и бумага. Необходимо кому-то тщательно и кропотливо разобраться в мощных идеях, заложенных в пособиях, буквально «заболеть», пропитаться духом и особенной атмосферой методик. Пассивный, равнодушный человек не сможет преподавать по методикам Н.Зайцева. Точнее, сможет, но это будет не «по Зайцеву». Начать надо с того, что сами методики — это грандиозный удавшийся эксперимент, воплощение новаторства, нестандартного подхода к учебному процессу. А посему, главный фактор успеха — педагог, желающий работать по методикам Зайцева.

Вот требования, которые стоит предъявить к преподавателю (а преподавателю — к самому себе), если он собирается так работать:

1. Наличие высшего образования. Да. Даже так. Наше российское высшее образование (неважно в какой области) даёт человеку возможность быть неплохим преподавателем. Выпускники институтов и университетов пока ещё обладают достаточно широким кругозором, неплохими познаниями в области психологии, философии, обществознания. Всё это нам пригодится в педагогической практике. Возможно и наличие среднего профессионального образования, но тогда педагогического. А если мы собираемся работать профессионально, то лучший вариант — выпускник английского отделения факультета иностранных языков.

При достаточно сильном желании хорошо (в смысле, качественно) работать сможет и человек без высшего образования, но с хорошим уровнем владения английским языком. Кроме того, он от природы должен быть наделён способностями к преподаванию. Такие люди встречаются.

В любом случае, будь то профессиональный педагог или нет, ему необходимо досконально разобраться в методиках Н.Зайцева по английскому языку. Если наши будущие ученики — дошколята, то необходимо изучить и его методики преподавания русского языка и математики. Нам в работе они тоже пригодятся. Посещение курсов самого Н.А. Зайцева более чем желательно.

2. Я также настаиваю на хорошем владении языком — дисциплиной, которую мы будем преподавать.

Почему-то бытует мнение, что для обучения дошколят можно вообще английского не знать. Выучи слова, которые им сегодня будешь называть на уроке, и этого достаточно. В корне неверное мнение! Ребёнок должен слышать правильную красивую речь с первых уроков. Учитель должен много и часто говорить на английском с детьми. Грамматические и фонетические ошибки недопустимы! Труднее всего не научить, а переучить, исправить кем-то когда-то неправильно сформированный навык. Как показывает практика, временами сделать это совсем не удаётся. «Привычка свыше нам дана…»

Вариант «выучи сам, потом научишь ребёнка» возможен только для родителей, желающих самостоятельно изучать английский вместе с ребёнком. Но и в этом случае необходимо наличие знающего консультанта, к которому можно обратиться для выяснения того или иного вопроса.

Все последующие пункты будут касаться личностных качеств педагога.

3. Педагог должен искренне верить в своё дело и болеть за него. В какой-то степени он должен быть фанатом обучающих методик вообще и методик Н.Зайцева в частности. И не ради прохождения аттестации или одобрения начальства, а ради достижения успеха. Такому педагогу всё интересно. Вся его сущность настроена на постоянный поиск. Ведь в мире так много замечательных идей! Надо только уметь видеть их, вычленять, высеивать как сквозь сито от мусора и шелухи. Найти и применить всё самое лучшее, самое качественное, самое полезное и увлекательное. «Где вы только берёте такие идеи?» — спрашивают родители после очередного занятия. Трудно сказать где. Теперь уже и не вспомнится. Может, в газете учительской вычитала, может, в детском журнале, а может, методик Зайцева начиталась и сама, по инерции, свои приёмы придумывать стала.

4. Любить и не бояться экспериментировать.

Очень полезное качество. Я бы даже сказала, что без этого качества педагог просто не состоится. Ведь вся наша педагогическая деятельность — это эксперимент. Каждый ребёнок неповторим и не похож на другого. Как общаться и донести свою мысль до каждого из них — ни в одном институте не учат. В институте нам дают общие рекомендации как преподавать то и это. Всё же остальное — дело нашего личного опыта, наших личных открытий и умозаключений. Из урока в урок мы пробуем, изобретаем, наблюдаем, анализируем и делаем выводы на будущее. Именно поэтому в методиках Зайцева нет поурочных планов! Каждый урок — это эксперимент, маленькое открытие в большой педагогике.

5. Творческие способности.

Методики Н.Зайцева предоставляют педагогу широкое поле для самостоятельной творческой деятельности. Это клубок идей, который можно разматывать и развивать до бесконечности. На их основе можно создать целый ряд замечательных полезных пособий, прекрасно оснастить кабинет, создать богатую материальную базу за очень скромные материальные средства. Всё, что вам понадобится — ватман, краски, клей, ножницы, старые журналы и рекламные буклеты. Самое дорогое удовольствие — цветной принтер и … ваша фантазия. Методики Зайцева — это возможность превратить работу в удовольствие. И учитель, и ученик — две равноправные стороны одного учебного процесса. На самом деле каждый из них учится: ученик — английскому языку, а учитель совершенствует своё педагогическое мастерство. И оба получают удовольствие от процесса. Как говорит сам Н.Зайцев: совмещаем приятное с полезным.

6. Педагог, работающий «по Зайцеву», должен быть искренне заинтересован в результатах своего труда, т.е. в успехах детей.

В случае неуспешности того или иного ребёнка следует разобраться в причинах и помочь ему. Сделайте учебный процесс прозрачным, т.е. чаще обсуждайте с родителями детские реакции, рассказывайте им о достижениях или неудачах, не стесняйтесь задавать вопросы. Только мама может досконально знать особенности ребёнка, да и то не все. Помните, что родителю всегда интересно поговорить о собственном ребёнке. Мама и папа, видя такую заботу о своём малыше, проникнутся к вам доверием и уважением, отчего всем будет хорошо и комфортно.

7. Гибкость и находчивость.

Каждый из нас в этой жизни находится под влиянием ни одной сотни объективных или внешних факторов, вносящих в нашу жизнь те или иные изменения. Кто-то встал с утра «не с той ноги», кому-то здорово перепало от начальства, кого-то затопили соседи или не дала выспаться развеселившаяся соседская молодежь. А кому-то, наоборот, свалилась с неба неожиданная премия, повышение по службе, родился долгожданный внук или племянник. Так или иначе, эти события занимают все наши мысли и не дают толком сосредоточиться на деле. Мы начинаем раздражаться по пустякам, досадовать на то, что мы не так свободны, как нам хотелось бы.

И при этом мы, почему-то, не допускаем мысли, что наши дети могут стать жертвами обстоятельств так же, как и мы, взрослые. Мы недоумеваем по поводу внезапных капризов нашего чада и даже не догадываемся, что он тоже имеет право на плохое и хорошее настроение, что с ним могло произойти нечто неприятное в детском саду за длинный долгий рабочий день, проведённый без мамы. А могла и сама мама «подбросить дров в огонь» и создать определённый эмоциональный фон на всю оставшуюся половину дня, т.к. ребёнок совсем отбился от рук или просто попал под горячую руку.

У нас в Сибири суровые зимние морозы, особенно в конце зимы способны почти полностью вывести ребёнка из рабочего состояния. Это только в стихах и рассказах русских поэтов и писателей «шалун уж отморозил пальчик: ему и больно и смешно, а мать грозит ему в окно…». На самом деле, после 2-3 месяцев ежедневного укутывания в шубы, шапки и валенки, пробежек по морозу «за знаниями», часто по глубокому снегу, отсутствие солнечного света почти всю вторую половину дня — всё это делает детей вялыми и апатичными, навевает сонливость. А тут оптимистично настроенная тётя говорит задорным голосом: «А ну-ка, дети, давайте поиграем! Ну что же вы? Встаём-встаём!»

Сегодня мы часто слышим популярную избитую фразу: «Оставьте детям детство!» Может, именно это и скрывается за лозунгом? Оставить ребёнку право побыть одному, если ему не хочется никого видеть, дать ему тихонько посидеть в уголке и посмотреть, как работают другие ребята, если уж ему самому не прыгается и не скачется. Он будет вам благодарен и позже ответит искренней признательностью.

Когда на своих занятиях мне приходится видеть ребят пассивными и безынициативными, я смело откладываю запланированное на потом. Мы достанем краски, прописи, наши рабочие тетрадки (они будут описаны позже), кроссворды, включаем аудиозапись английских сказок, начитанных носителями языка и каждый находит себе занятие по душе. В конечном итоге, каждый ребёнок активен. Во время работы в группе звучат названия букв, слов, которые начинаются с той или иной буквы, обсуждения свежих, ещё не высохших рисунков. «А как по-английски…?» — вдруг раздаётся вопрос. Заполучив заветное слово, малыш пробует построить фразу, радостно делится новостью с другими участниками группы, следует ответная волна вопросов: «А это как?», «А это?..» И вдруг долгожданное: «А давайте поиграем? Надоело уже рисовать!» И тут самое время доставать свои планы: «Ой, я вам такую игру сегодня приготовила…»

Ну и что с того, что до конца занятия осталось 10-15 мин? Зато они принесут больше пользы, чем тот час, в течение которого вы бы мучили и насиловали детей своим ненавистным английским.

Выйдите к родителям и честно признайтесь в том, что вы прорисовали с детьми весь урок, если уж вас так мучает тот факт, что вы не занимались своими прямыми обязанностями. А вообще-то ваш успех у детей — это ваш личный педагогический секрет и не каждой маме важно знать о нём.

А вот иная ситуация. На дворе май. Солнце временами почти припекает. Улицы, оглохшие от птичьего гвалта, радостно зазеленели. Температура воздуха около +20. И ребёнок, и взрослый взбудоражены в ожидании лета, каникул, отпусков.

И вы думаете, что в такую погоду вы увлечёте дошколят английским? Как бы не так! Им бы на улицу сейчас — на качелях покачаться, да мяч погонять…

Сказано — сделано. Зачехлив гитару и сложив в пакет всё необходимое (большой резиновый мяч; цветные мелки для рисования; аптечку, включающую в себя бинт, ножницы и лейкопластырь на случай какой-нибудь царапины; а также бутылку питьевой воды), мы отправляемся в городской парк. Почему бы не повторить слова, стоя в кругу или рассевшись по лавочкам в парке? Разве обязательно писать буквы в тетради? А чем плохо мелом по асфальту? Попрыгаем в классики, счёт повторим, соберём коллекцию «полезных ископаемых» — веточку, камушек, листочек, травинку, цветочек — и всё выучим по-английски. Пройдёмся по парку в поисках признаков весны или лета, назовём по-английски солнце, небо, радугу, траву, облака. И не надо учебников с картинками, всё натуральное. И песен на свежем воздухе напоёмся, и не надо в душном классе сидеть.

Перед нами дети — совсем ещё юные, с ещё не сформированными волевыми качествами, подверженные сиюминутным эмоциям. Давайте будем об этом помнить.

7. И, наконец, эмоциональность. Повторю банальную мысль о том, что педагог — это актёр. Не больше, не меньше. Если в детстве вы посещали драм. кружок, то самое время вспомнить это искусство перевоплощения. Ведь за урок вам, вполне возможно, придётся побыть и волшебницей, и кондуктором, и доктором, и продавцом, и даже, каким-нибудь животным. В игре с дошколятами вы — полноправный участник всех игр. Невозможно завлечь детей в игру сидя в стороне на стульчике.

Тем, кто хоть совсем немного играет на любом музыкальном инструменте, будь то пианино, гитара, баян, аккордеон или даже флейта или скрипка, смело вытаскивайте их из чулана, вытирайте пыль и пускайте в дело! Дети толпой будут ходить за вами, вы их околдуете и очаруете, а эффективность уроков повысится, как минимум, в два раза. Аудиозаписи, конечно, хорошо, и им найдётся своё место, но живой инструмент — это совсем другое дело.

Даже если ваши навыки игры на инструменте далеки от совершенства, не волнуйтесь. Детям не важен профессионализм в данном случае. Дети, наверное, единственные существа, кто просто с благодарностью принимают тот факт, что Вы умеете то, чего больше никто не умеет. Уж вы поверьте. На наших занятиях гитара — ассистент педагога. Как только я снимаю её со стены, ребята с улыбкой переглядываются и готовятся петь. Под магнитофон можно и как придётся, но под гитару надо красиво. И стараются изо всех сил.

Сейчас мечтаю приобрести в класс электропианино. Лучше бы, конечно, настоящее, но есть у него один недостаток — весит целую тонну. Тогда бы мы смогли, как в старые времена, сгрудившись вместе вокруг инструмента, чувствуя дружеский локоть, хором петь по-английски.

Чем важны такие моменты? Раскрепощается даже самый скованный, даже самый неуверенный чувствует себя смелее, в хоре кажется, что каждый может всё. («Сгорбленных шептунов воспитываем!» — негодует Н.А. Зайцев на одной из своих лекций.) Ребята настраиваются на доброту и созидание. Всё меньше места остаётся для насмешек, поддразнивания и подтрунивания друг с другом. Все реже встаёт вопрос о дисциплине.

Ко всем вышеперечисленным пунктам мне остаётся добавить инициативность, энтузиазм, открытость, а также желание изменить мир вокруг себя в силу своих способностей и возможностей. А всё вместе в совокупности даст то, что принято называть профессионализмом. А вот стаж совсем необязателен.

Хорошо, если педагог будет нарабатывать свой «зайцевский» стаж.

8. Следующий фактор успеха —– это особенная атмосфера на уроках. Основные её составляющие — доброжелательность, свобода общения и передвижения, относительная свобода выбора (полная свобода выбора возможна лишь в группах, работающих по методике Монтессори). На наших занятиях дети сами выбирают и организуют своё рабочее место. Одному удобнее расположиться за столом, другому — на полу. Ребята сами выбирают себе партнёра для работы в парах; материал, которым будут рисовать или раскрашивать; карточки, с которыми будут сейчас работать. Благодаря малочисленности групп (не более 6 человек), есть возможность услышать каждого и проследить успехи каждого малыша, чем обеспечивается индивидуальный подход. Не малую роль играет и разнообразие учебных материалов и видов работы с ними: здесь и разнообразные иллюстрации, и красочные словари в картинках, и аудиозаписи, и современные видео- и DVD-курсы, изготовленные с использованием новейших технологий (богатая компьютерная графика, мультипликация и т.д.). Сегодня в магазинах можно встретить большой ассортимент качественно изготовленных настольных игр, как по английскому языку, так и просто развивающих, но которые можно легко переделать по-своему и подчинить своим учебным целям. Отпечатанные в типографиях, они долго прослужат и сэкономят ваше драгоценное время, а также принесут много радости вашим маленьким ученикам, подстегнут их интерес.

9. И всё же, не будем забывать сами и не дадим забыть детям, что как бы то ни было, а формой нашего обучения является занятие или урок. Поэтому, ещё один компонент нашей особенной атмосферы — это классичность или академичность. Что мы под ней подразумеваем?

Каким бы игровым и весёлым не был наш урок, это все же урок, на котором вы — учительница, а ваши малыши — ученики. Вы учите, а дети учатся. С какой любовью Н.А. Зайцев произносит слово учительница, явно придавая ему его первоначальное значение! Учитель — образец, лидер, пример во всём, воплощение знаний, жизненного опыта, мудрости. Как необыкновенно, с улыбкой предлагает он ребятам почитать, пописать, посчитать…

Малыши очень любят играть в школу. Воспользуемся этим. Дети с радостью примут на себя роль учеников. А что это значит? Ученик должен быть воспитан и дисциплинирован, т.е. не кричать на уроке, не мешать работать соседу, не драться, не портить учебный материал, мебель, игрушки, не говорить бранных слов, не обижать других детей, вести себя достойно. Постепенно мы должны формировать у ребёнка сознание того, что он пришёл сюда, для того, чтобы чему-нибудь научиться. Почти каждое занятие мы завершаем обрядом прощания, садимся в круг, говорим друг другу: «Good-bye!», благодарим друг друга за занятие и обязательно вспоминаем, чему мы сегодня научились. Это помогает ребятам подчеркнуть важность проведённого на уроке времени, развивает их память, целеустремлённость и сознательность. Детям приятно ощутить результат собственного труда.

На самом деле не всё и не всегда на наших уроках так здорово и безоблачно. Случаются на наших занятиях и драки, и ссоры, особенно между ребятами, посещающими одну и ту же группу в детском саду. Иногда звучит слово «нельзя»: «Катя, нельзя грызть карточку! Положи её перед собой, как у Антона», «Сергей! У нас здесь не принято драться. Всегда можно попробовать договориться. Мы же не звери, чтобы лапами решать свои проблемы!»

А с чересчур расшалившимися разбойниками может и такой диалог получиться:

— Ребята! У нас беда! Мы не можем начать сегодня наш урок! Герман с Егором забыли куда и зачем они пришли!

Герман и Егор спохватываются, а ребята начинают недовольно ворчать в их сторону.

— Ничего мы не забыли!

— Ах, не забыли? Так зачем вы сюда пришли?

— Английский учить!

— Нет уж, извините, но на учеников вы совсем не похожи: растрёпанные, взлохмаченные. Пойдите к зеркалу, полюбуйтесь, а потом зайдите в класс, как настоящие ученики.

— Вот теперь совсем другое дело. Поглядите, какие красавцы, правда, ребята? Мы можем, наконец-то, начать наше занятие.

Иногда приходится растолковывать ребятам последствия их неразумного поведения:

— Чего же вы расшумелись-то так? А вдруг у нас у всех головы разболятся? Придётся тогда разбегаться по домам, а игру отложить до следующего занятия.

Такая перспектива совсем не привлекает малышей, и они затихают. Или:

— Герман с Егором, кажется, прослушают сейчас правила игры. Придётся играть без них. Правил-то они не узнают!

Так, без кулаков, угроз и наказаний ведётся постоянная борьба за Её величество дисциплину. Таким образом, создаём в сознании малыша образ школы и достойного ученика.


Из опыта работы • Обучение английскому языку • Виктория Кузнецова, Факторы успеха, г.Бородино, Красноярский край

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России