В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Из опыта работы • Обучение английскому языку

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Учить или не учить английский?

Виктория Кузнецова

г.Бородино, Красноярский край


Этот вопрос задают себе сегодня многие родители, чьё чадо едва успело достичь трёхлетнего возраста и научилось кое-как выражать свои мысли на родном языке. Группы, обещающие обучить малышей английскому, возникают как грибы после дождя. А детский сад или центр развития едва ли выбьется в престижные, если в нём не предусмотрены курсы английского. Прилавки магазинов битком набиты разного рода литературой, среди которой и учебники по английскому для дошколят, и первые словари в картинках, и азбуки, и буквари, и видеокурсы, и даже «говорящие» книги (нажимаешь кнопку и книга «произносит» слово или букву по-английски). Все они утверждают, что составлены опытными преподавателями по современным передовым методикам, а также учитывают, способствуют, обеспечивают и т. д.

Многие заботливые мамы и папы, чувствуя собственную ущербность от незнания вышеуказанной дисциплины, стараются чуть ли не с пелёнок начать обучать свою кроху говорить по-английски.

Что это? Дань моде или действительно жизненная необходимость? Мнения на этот счёт расходятся. Многие родители считают, что чем раньше начнётся обучение, тем легче. Ребёнок освоит иностранный язык как свой родной, имея возможность слышать язык и говорить на нём с детства. В то же время многие педагоги категорически против такого раннего обучения, считая это напрасной тратой времени. Всё равно темпы невелики, равно как и возможности ребёнка в таком раннем возрасте. Понадобятся месяцы и годы на то, чтобы усвоить материал, который в более старшем возрасте можно изучить за несколько уроков.

Я никогда не пробовала обучать английскому детей 4-5 лет, пока… собственному сынишке не исполнилось 4 года.

Данная статья — результат собственных наблюдений. Но выводы за Вами, дорогой читатель!

Можно сказать, что уроки английского мой ребёнок начал посещать с полутора лет, т.к., в силу обстоятельств, я преподавала тогда у себя дома, и он вынужден был находиться вместе со мной в комнате, где проходили занятия.

Очень быстро малыш сообразил что такое «урок», что на нём нельзя шуметь, что у урока бывают начало и конец, что мама на уроке учитель, а дети ученики, что перед началом урока учитель и ученики приветствуют друг друга. Вскоре он начал вместе с остальными ребятами старательно тыкать указкой в таблицы и повторять вместе со всеми за мной английские слова, чем частенько смешил моих учеников, настолько умиляло всех его усердие.

И что? Заговорил ли мой сын после этого по-английски? Конечно, нет. Но в нашей семье никогда не вставал вопрос о существовании иностранных языков и необходимости их изучения. Всё это ребёнок понял сам естественно и просто. (Спешу заметить, что я ни в коем случае не рекомендую начинать изучение языков с полутора лет. Это лишь мои наблюдения.)

Однажды утром (Егору исполнилось 4 года), в то время как я готовилась к вечерним занятиям, мой сын подошёл ко мне с неожиданным вопросом: «Мам, а почему ты чужих детей учишь по-английски говорить, а меня нет?» Я растерялась, отвечаю, дескать, мал ещё. На что он сказал: «Нет, я уже большой. Я тоже хочу».

Какая же мама откажет своему малышу в такой просьбе? Мы стали заниматься, и я заметила огромный интерес у сынишки. Он прекрасно копировал произношение, легко запоминал слова, как будто слышал их уже где-то!

Я решила подобрать ему компанию, чтобы было веселее. И желающие нашлись: ещё один мальчик и девочка того же возраста.

Уже на первом же занятии я поняла, что опыт удался. Ребятишки с радостью и большим желанием выполняли все задания, участвовали во всех играх, произносили слова. В их глазах я читала неподдельный интерес и радость от нового способа общения. Егор был на вершине счастья — он теперь в группе, как те ребята, которых он видел раньше!

В конце учебного года мы с родителями малышей обнаружили, что превзошли собственные ожидания! Дети знали больше, чем мы думали! Окрылённые успехом, мы возобновили занятия после летних каникул. И снова неожиданный сюрприз! Дети ничего не забыли за лето! Более того, всё лето просили родителей «поиграть в английский» и самостоятельно повторяли слова и выражения.

Как всё это прокомментировать? Вспоминаются слова Н.А. Зайцева, услышанные мною на курсах, что дети учатся, когда их не учат; и наоборот, не учатся, когда их пытаются учить. На моих занятиях с дошколятами царит абсолютно неурочная, если так можно выразиться, атмосфера. Ничего похожего на урок или школу. Родители, ожидающие ребят в коридоре, делятся своими впечатлениями: «Такое ощущение, что дети просто в клуб пришли пообщаться. Поиграли, попели, поплясали — и домой пошли». Но это внешняя сторона. Действительно, на наших занятиях мы с ребятами играем в настольные и подвижные игры, рисуем, поём, клеим аппликации, ставим маленькие кукольные представления. И сопровождаем всё английской речью. Так что у детей нет ощущения, что их кто-то чему-то учил.

Следующий вывод, который хочется сделать, касается неожиданных успехов моих маленьких учеников. Мы достигли большего, чем ожидали. А всё потому, что познавательные способности четырёхлеток необычайно высоки. Их любознательность и интерес к окружающему миру, а также игровая активность, наверное, достигают своего пика в этом возрасте. Малыши готовы играть во что угодно, где угодно и с кем угодно. Ну и пусть это будет игра в английский!

Ещё один плюс такого раннего обучения состоит в том, что дети ещё не ходят в школу. Они ещё не утомлены учебной деятельностью, домашними заданиями. В их головах ещё не сформированы школьно-учебные стереотипы, которые появятся уже к концу первого класса и станут в дальнейшем явным препятствием естественному раскрепощению и адаптации ребёнка в группе. Первоклассники относятся к родительскому предложению изучать английский в дополнение к школьным занятиям уже с меньшим энтузиазмом.

И всё-таки: учить или не учить малышей 4-5 лет английскому? Я бы посоветовала решать этот вопрос строго индивидуально для каждого ребёнка. Вот некоторые критерии, которые помогут родителю и педагогу принять правильное решение:

1) Ребёнок должен быть психически здоров, т.е. не должен иметь серьёзных психических отклонений от нормы. Возможен вариант, если характер заболевания допускает нахождение ребёнка в группе здоровых детей и это подтверждено врачом. В таком случае педагогу необходимо заранее, до начала занятий, обсудить с родителями особенности ребёнка, чтобы учитывать их в учебном процессе. В противном случае родителям следует обратиться к специалистам, владеющим специальными методиками работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

2) Ребёнок не имеет генетических заболеваний, влияющих на его умственное и психическое развитие.

3) Ребёнок не имеет нарушений речевого развития: владеет речью на достаточном для его возраста уровне, свободно выражает свои мысли. Его родная речь внятная и связная. Ребёнок правильно строит предложения на родном языке, не имеет серьёзных логопедических отклонений.

4) Излишне застенчивым, закомплексованным детям рекомендуется первые 2-3 занятия посетить вместе с мамой. Ребёнку должно быть позволено не принимать участия в учебном процессе, если он того пожелает. Пусть побудет пока сторонним наблюдателем. Возможно, в конце этого или следующего занятия он с радостью сам включится в игру и вопрос присутствия мамы на уроке можно будет пересмотреть.

5) Идеальные ученики — так называемые гиперактивные дети (существование подобной характеристики до сих пор оспаривается в детской психологии). Да, с ними трудно. Да, с ними хлопотно. Но зато их глаза всегда светятся живым неподдельным интересом. Избыток нерастраченной энергии и нереализованный потенциал бьют ключом. Таким детям только идеи подкидывай. С ними за занятие можно сделать в два раза больше того, что успеешь в группе детьми с нормальной активностью.

6) Немаловажное условие успеха — настрой самих родителей. Во время записи ребёнка в группу неплохо бы обсудить с родителями кто будет приводить малыша на занятия (ведь регулярное посещение занятий — одно из главных условий успеха), как далеко живёт ребёнок и как будет добираться до места, где будут проходить занятия (постоянные опоздания и заполошные сборы тоже окажут отрицательное действие). Необходимо предупредить родителя о том, что ребёнка нужно приводить сытым, выспавшимся и в хорошем самочувствии. Если малыш недомогает или имеет явные признаки нездоровья, лучше пропустить занятие.

7) Хорошо было бы выяснить у родителя что он ждёт от занятий и от своего ребёнка. Необходимо убедить маму или папу, что основная цель обучения английскому в данном возрасте — всестороннее гармоничное развитие ребёнка посредством английского языка, а отнюдь не натаскивание юного дарования на английскую речь. Иногда мама и папа, смутно представляющие себе деятельность подобных развивающих групп, с негодованием высказываются: «Мой ребёнок уже пять занятий отходил, а по-английски не говорит!» Результатов придётся подождать. Эти пять занятий ушли на то, чтобы малыш познакомился с группой, привык к учителю. Такие тонкости тоже желательно обсудить заранее.

8) При приёме ребёнка в группу педагог обязан выяснить у родителей наличие инвалидности или тяжёлых хронических заболеваний у ребёнка (бронхиальная астма, тяжёлые аллергические реакции, а также другие заболевания, требующие ограничения двигательной активности ребёнка). Педагог должен иметь всё необходимые контактные телефоны, по которым он в любой момент может связаться с одним из родителей в случае их отсутствия во время занятия.

Данные рекомендации могут показаться несколько излишними, но дошколята — существа непредсказуемые. Это доказано на практике. У ребёнка на занятии может внезапно пойти носом кровь или заболеть живот, он может даже упасть в обморок. Педагог оказывается в очень трудной ситуации: напуганы дети, напуган сам ребёнок, занятие испорчено. А если ещё и некому позвонить и спросить у мамы что предпринять до её приезда…

Наш девиз – «Учёба без ущерба здоровью!»

9) И, наконец, очень деликатный вопрос о присутствии родителей на занятии. Тоже решается индивидуально. Если отношения родителя и ребёнка дружелюбные, и родитель не довлеет над малышом, если присутствие мамы, папы или бабушки необходимо самому малышу и не мешает нормальному ходу занятия — ответ положительный.

В этом учебном году я оборудовала в своём классе что-то вроде галёрки для любознательных мамочек, которые издалека с улыбкой наблюдают за занятием и что-то старательно записывают в свои блокнотики. Как позже выясняется, записывают игры, зарисовывают карточки для того чтобы дома ещё раз поиграть в ту или иную игру и повторить с малышом материал, пройденный на уроке. Если дело обстоит подобным образом — ура! Ребятишки с гордостью потом приносят свои самодельные игры: «У меня теперь тоже такая есть. Мама сделала! Давайте сегодня в мою поиграем!» А, наигравшись вдоволь, приносят и оставляют в классе. Так пополняется материалами наш кабинет.

Благодаря такой «галёрке» я обнаружила среди своих мам великолепную талантливую художницу. Вместе с ней мы теперь создаём для ребятишек пособия, которые я никогда бы не смогла изготовить сама. Не дано мне рисовать…

Однако, если цель мамы, желающей попасть на урок, проконтролировать учителя или ребёнка, если сидя «на галёрке» она позволяет себе бесконечные комментарии по поводу и без повода, если ребёнок неадекватно себя ведёт в присутствии родителя, лучше маме подождать в коридоре. Особо настойчивых (слово родителя — закон) мягко предупредите, что на все вопросы, возникшие у мамы в ходе занятия, вы ответите после урока в частной беседе.

 

Подводя итог всему вышесказанному, стоит сказать, что решение об обучении четырёхлетки английскому языку принимается родителем и педагогом совместно. Целесообразно провести очное собеседование с родственником малыша, в ходе которого обсуждаются все вышеуказанные вопросы, включая финансовый.


Из опыта работы • Обучение английскому языку • Виктория Кузнецова, Учить или не учить английский?, г.Бородино, Красноярский край

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet