В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Из опыта работы • Обучение английскому языку

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Встреча с методиками Зайцева

Виктория Кузнецова

г.Бородино, Красноярский край


Про английские кубики Зайцева узнала в год окончания института. Мне предложили познакомиться с ними педагоги-воспитатели группы Монтессори, которые выписали комплект к себе в группу, но решили, что дошколятам эти таблицы вывешивать ещё рановато. Но мой диплом загородил всё сущее на земле. Я повертела папку: Никакого Зайцева не знаю. Миньяра-Белоручева знаю, а Зайцева не знаю. В институте не рассказывали. У меня высшее образование, в институте всему научили. Однако, вид кубиков меня явно привлёк, и я купила папку — пусть лежит, есть не просит. Пролежала она ровно три года, как в сказке…

…Как показала практика, в институте нас мало чему научили. Пришло время достать папку с таблицами и кубиками, внимательно изучить методичку. Выписала "Технику чтения" и видеокассеты с лекциями Зайцева.

Вот отзыв о таблицах одной моей ученицы, которая, в силу жизненных обстоятельств, переехала в наш маленький городок из Красноярска, где занималась английским с матёрым репетитором, преподавателем ВУЗа, кандидатом наук с большим стажем: В жизни не встречала таблиц более удобных и рациональных. Я и не представляла, что английская грамматика — это так просто.

А сперва такими загадочными казались…, — улыбаясь, говорит Сергей, ученик десятого класса, пришедший ко мне с безнадёжной школьной тройкой и слабой верой в то, что английский вообще поддаётся изучению. И если бы не собственные амбиции и страстное желание стать программистом, то, наверное, и вообще не пришёл бы.

С Аней Быковой готовились по таблицам язык в питерскую аспирантуру сдавать, где она ныне оттачивает мастерство психолога (интуиция подсказывает мне, что её имя вы однажды услышите). С каким восторгом она писала предложения английскими кубиками. Я вспоминаю, как все лишние кубики она пыталась удержать в руках, отчего во время работы они всё время по одному вываливались на пол. И когда я предложила положить их рядом на стол, она сказала: Нет-нет. Я не хочу их выпускать. Мне так с ними хорошо!

Правда, стоит отметить, что к таблицам я добавила немало своих идей, но обо своём по порядку. Зовут меня Виктория Кузнецова. Я закончила Красноярский педагогический университет, факультет иностранных языков по специальности учитель английского и немецкого языков. Английский — моя профессия, моё хобби, страсть, если хотите. Помимо этого в детстве закончила музыкальную школу по классу фортепиано, немного играю на гитаре, выпустила CD cо своими песнями. По стилю я, наверное, ближе к бардам.

Как сейчас помню: открыла методическое пособие, сижу, вникаю. Методическим пособием это назвать трудно. С институтской скамьи помню, что методическое пособие это нечто скучное, занудное… А здесь — свободный, легкий язык, как повесть читается, как будто с самим автором вживую поговорил… А сколько правды, той самой, режущей глаза правды, в которой сама себе так боялась признаться! И про то, как нелепо даётся в школе английская грамматика: сколько чертим таблиц, разводим руками, чуть не приплясываем, объясняя 16 времён!!! Каких только идиотских сказочек про глаголы to be и to have я не сочиняла! Вот он в платьице am, вот в платьице is, когда идёт к I, am надевает, когда к she, is надевает… А в ответ — скука и непонимание в глазах детей. Действительно свихнёшься: домики, платьишки… Но причём тут английский? И про то, как замутняют детское сознание абстрактные термины подлежащее, сказуемое. Сразу такая тоска в глазах! А если мама пятилетку привела и хочет, чтобы он с малолетства к английскому приучался, ему тоже про сказуемое рассказывать? Нет, у нас с института ещё есть мишки, зайчики, незнайки, буратинки, чебурашки…

строим предложения

А оказалось всё, что нужно — это таблицы на стену повесить и научить ребят ими пользоваться. Достаточно сказать, что в английском, как и в русском ТРИ времени: прошедшее, настоящее и будущее! Их по законам философии больше быть не может! Параллельные и потусторонние миры мы не считаем, — шучу я со старшеклассниками, начиная давать пояснения к таблицам.

Нужно признаться, что одного прочтения книжечки было мало. Я чувствовала некую неуверенность в своих действиях. Не хватало чисто практики, ответа на вопрос как? Тогда я выписала набор видеокассет. После просмотра всех лекций я обняла кассеты и сказала самой себе: Я хочу и готова так работать! Прилив творческого энтузиазма и сил был такой, что я не спала ночи напролёт, переделывая как пособия для работы с ребятами, так и собственное сознание. И прекрасно переносила недосыпание.

Стоит отметить, что моя педагогическая практика носит частный характер. Простым народным языком, я — репетитор. Из школы я ушла через год работы, как бы отрицательно к этому не отнестись. Я не хочу никого обвинять, но я не смогла работать поточным методом, когда один за другим следуют группы в 20 человек, нет времени послушать каждого. Вместо того, чтобы наслаждаться творческим процессом, нужно поддерживать дисциплину в классе, где всё сводится к оценкам и то, что ребёнок унёс с урока по-настоящему не волнует никого! Как можно сравнивать Петю с Машей по одной пятибалльной системе! Они такие разные! А кто сравнит Петю, который был вчера с Петей сегодняшним!

Я приходила домой, измученная требованием завучей и классных руководителей, которые с высоты своего педагогического стажа смотрели на меня поверх очков и наставляли, как нужно работать. Я чувствовала себя абсолютно беспомощной. Я не так хотела работать! Как можно по ответам двух-трёх ребят понять усвоен ли материал классом?! А послушать каждого времени нет! У нас программа, будьте добры! У вас по журналу отставание…. К весне открытое занятие надо показать. Нет проблем! У нас высшее образование! Пара бессонных ночей — и готово! Для такого случая даже магнитофон дали (на один урок). Завучи от занятия в восторге, на МО похвалили. Этапы урока соблюдены, взаимосвязь этапов чётко прослеживается. А то, что это чистая показуха — кому какая разница!

Я ушла работать в детский сад. Приютила меня заведующая со словами: Негоже, если у молодой творческой личности после первого года работы крылья опускаются. В саду тесно сотрудничала с Монтессори-педагогами, ставила детские спектакли, к которым сама сочиняла музыку и даже методистом удалось немного поработать.

И вот я — репетитор. Пусть я помогу не всем, но помогу по-настоящему. Мечтаю о создании своей маленькой частной школы, пока назвались с ребятами клубом, но ребята сами называют в разговоре школой.

Так вот, решив учиться работать по Зайцеву, я первым делом выгребла из дома всякий хлам в виде учебников с бесподобными названиями: Солнечный английский, Волшебный английский, В гостях у английского и прочую белиберду с транскрипцией на воздушных шариках, артиклями на дракошах, учёными воронами, собачками и т.д.

строим предложения

К карточкам со звуками из пособия Техника чтения на обратную сторону приклеила магнитики, благодаря чему они стали удобно прилипать на дверцу от старого холодильника, которая давно служит мне классной доской. Оказалось, что всю транскрипцию ребята запомнят за одно—два, максимум три занятия, если не растягивать на полгода по два звука за урок, а представить её в виде стройной системы, где у каждого звука есть своё место. Ребята сразу вникают в принцип расположения звуков и уже через несколько карточек рвутся сами размещать их на доске. А сколько радости, если угадали звук, произнесённый учителем! Соревнуются, кто первый принесёт, да кто больше найдёт… В начале следующего урока спрашивают: А мы будем сегодня со звуковыми карточками работать?Будем! А ещё будем таблицу петь!

Заметив по собственному сыну, какой успех имеют и какую пользу приносят попевки по таблице в русском языке, решила попробовать то же самое в английском. Таблицу из Техники чтения увеличила с помощью ксерокса в 4 раза. Не поленилась, покрасила каждую клетку, сделала их железно-золотыми и деревянно-золотыми, верхний ряд — золотой, там одни гласные находятся. Таблица сразу заговорила. Стало чётко видно железно-золотые и деревянно-золотые дорожки или песенки.

Ребята перед уроком подходят, наблюдают каких больше. 524 клетки! Ого! Придумала четыре попевки (поём таблицу поперёк, вдоль, поём парами похожие звуки: , , и все сочетания согласных с ними, а в последней — только дифтонги и все сочетания согласных с ними. Записала их под гитару на кассету и предложила своим ученикам. Когда поём железно-золотые на каждой жирной черте хлопаем в ладоши, когда деревянно-золотые — стучим кулачком об стол или ножками топаем. Внимание на пределе. Глазки от таблицы не отводят. За кассетой поспеть надо, вовремя топнуть, а может хлопнуть? Мальчишки в конце попевки руки друг другу пожимают. Шутка ли — 524 клетки пропеть! После этого в умную указку играем. У всех в руках двухметровые ветки, вид которых каждый раз вызывает радостное гудение. Для мальчишек — вроде как удочки, звуки из таблицы вылавливать. Ищем , , , , , , , . Можно показывать, а можно номера клеток называть. Со второго занятия транскрипция — наш верный друг и помощник.

Но над произношением ещё надо поработать. Такая же таблица, увеличенная в 4 раза и так же раскрашенная, разрезается на отдельные клеточки. Получилось 524 карточки. Выбираем все, в которых есть, например , и выкладываем в ряд на столе: , , , , , и т.д. Почитали за учителем, вместе с учителем, по отдельности. Кто туда язычок поставил, кто не туда — всё и всех слышно. А теперь сардельки с сосисками почитаем. Карточка с ударением наготове. (Вспоминаете откуда это?) Полнейший восторг у детей! И смешно, и стараются изо всех сил, никаких оценок, обстановка на уроке самая благоприятная.

Можно попробовать слова отгадывать. Пишу указкой по таблице . Father! Папа!, — кричат ребята. Это так произносится. А как пишется — на карточках найдём. А маму напишем? Напишем! И никому в голову не придёт мазэ сказать. Сами писали, сами видели там, а не зэ!

Для ребят помладше (первый класс, подготовительная группа) такая таблица поначалу всё же великовата. Такую же таблицу скопировала, но без увеличения, раскрасила и разрезала вдоль на мини-таблицы. Достаём из коробки и смотрим: кому какая попалась. Также на жирных чёрточках хлопаем и топаем, но в конце дорожки кричим: Бум! Через пару песенок начинают подпевать, а со второго занятия начинают копаться в коробке. Что вы там ищете?, — спрашиваю. А у них уже любимые звуки появились, это они их ищут, чтоб другие не вытащили! Вскоре некоторые энтузиасты начинают в большую таблицу поглядывать. А я там такую же песенку нашел… И я нашла! И я! А давайте там петь!, — слышатся предложения. Ну, я не знаю, — начинаю подыгрывать я, — она большая, трудная, это для старшеклассников…Да нет, не трудная, давайте тут! Под гул одобрений достаём наши супер-указки, включаем кассету, и таблица покорена!

В таком приподнятом настроении берёмся за грамматику. Таблица Nº1. Местоимения читаем, повторяем за учителем. Играем в умную указку, ищем на кубиках. И снова поём сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево. Через одно занятие можно ко второй таблице приступать. Вот тут не надо торопиться. На мой взгляд, эта таблица — самая важная. Здесь не только глагол to be осваиваем. На ней рассматриваем принцип построения всех таблиц. Если ребята поймут, как пользоваться этой таблицей, работать с остальными будет очень легко.

строим предложения

Для тех, кто помладше, или кому язык даётся тяжело, сделала специальный шаблон. Полоска красного картона — красное, зелёная полоса — зелёное (обозначение цветов объяснялось ранее), большое чёрное not, все формы глагола to be для Indefinite на отдельных карточках, две узкие полоски чёрного цвета для разграничения времён. Первую колонку таблицы собираем, как из конструктора и рассуждаем, что откуда взялось. А затем переходим на большую таблицу.

Очень нравится ученикам игра, которая почему-то получила название гонки. Берём одно выражение, например, to be a student и прогоняем его по всем клеткам таблицы: I was a student, We were students, I am a student, You are a student. Или: You are students, He is a student. Или: She is a student, I shall be a student, They will be students, I was not a student. Или: I wasn't a student и т. д. Вначале хором, потом каждый себе отдельное выражение просит. Все примеры с таблиц отсканировала, увеличила, разрезала по одному и расклеила на карточки. К каждому предложению подписала все слова с транскрипцией и переводом, получилось что-то вроде мини-словаря к каждому предложению. Это дало возможность использовать карточки с учащимися, у которых скудный словарный запас. Теперь они могут полностью сконцентрироваться на изучаемом грамматическом явлении и получать истинное удовольствие от работы.

Какие живые, замечательные предложения вы предлагаете! У ребят появляются любимые, как, например She isn't very attractive, but very rich. Многие предложения ребята записывают себе в тетради, чтобы где-нибудь блеснуть ненароком. Например That's more or less correct или You will be proud of your child one day.

Не этого ли я так ждала все эти годы! Чтобы ребята смаковали английскую речь, не просто учили и заучивали, а получали то самое наслаждение от обучения, которое можно получить от умственного труда.

Попутно лексику накапливаем по принципу что мне ближе и роднее: члены семьи, цвета, счёт, части тела, одежда, еда, погода, игрушки. На все изучаемые слова сделаны складовые картинки, точная копия русских. На одной стороне изображение предмета, подпись с транскрипцией, выделены склады, ударный — чёрным цветом. Оказывается, этот боевой окрас помогает и по-английски читать, видно соотношение между транскрипцией и написанием слова. На обратной стороне — только слово печатными, курсивом и прописью. Читаем за и вместе с учителем, по отдельности. Очень нравится ребятам зарабатывать карточки. Прочёл правильно — забирай. В другой раз на перевод также поиграем. Сортируем слова по количеству складов, раскладываем по алфавиту, играем в Магазин — всего не перечислишь.

Поём и алфавит на несколько разных мотивов. Есть у нас и шершавые буквы, сделанные из мелкой наждачной бумаги, и прописи формата А3, как ваши русские — с одной стороны печатные, с другой прописные. Сделаны вручную, так как компьютером я пока владею неважно, но очень аккуратно, детям показать не стыдно. Они даже определенное уважение испытывают: Это вы всё сами сделали? Ничего себе! Сколько же это вы писали! И скорее берут фломастеры, желая повторить подвиг учителя. Все прописи после использования легко моются. Это удобство ребята тоже оценили. Можно стереть и написать заново, если некрасиво получилось. Когда не боишься испортить, рука работает увереннее и смелее, это я по себе знаю. Научились буквы писать — можно слова на складовых картинках обводить.

Есть и прописи-пословицы, прописи-загадки. Английский язык, также как и русский, имеет свои корни, и народное творчество представлено в нём очень широко. В ход пошёл материал, годами пылившийся на полках. Всё времени на него не хватало! А теперь, пожалуйста, с первых уроков и скороговорки, и сказки, и потешки в ход пошли. Взяла на вооружение ваш девиз Ни строчки дряни не читать, ни слова дряни не писать! Если уж пока не очень много знаем и мало что можем прочесть, то пусть это будет текст о себе, о маме, о своей семье, любимой собаке, а не о каком-то фунтике-шпунтике, про которого ещё и на вопросы отвечать заставят.

Час пролетает, как 10 минут. Как, уже всё?! — удивляются ребята. — В школе 40 минут высидеть не можем! Это потому что высидеть. На моих уроках редко удаётся посидеть: то кубики бегом несём, то таблицу топаем-хлопаем, то песни поём. Тексты на больших плакатах напечатаны, на красное-синие-зелёное раскрашены, иногда картинку в тему приклею. Песенки с удовольствием записывают в тетрадь цветными фломастерами, чтобы дома петь. И глагол to be не вылетает из речи. А потому что знаем: не умеют англичане без синего говорить. И артикли все на месте, потому что кубик с ним сам нёс и сам ставил.

Недавно загрипповала, пришлось все уроки на неделю отменить. Звонят родители: Когда поправитесь? Дети плачут без английского! Может, где-то я и не права, может, в чём-то поступаю неправильно, но тот факт, что дети плачут без английского, подтверждает, что я на верном пути. У меня нет единомышленников-коллег, не с кем поделиться опытом, обменяться мнением. Школьным учителям не до Зайцева. Так они мне и сказали. Им проекты защищать надо, новые учебники внедрять Millennium English, да English.ru… Честно говоря, что один, что другой… Сами дети жалуются, что в учебниках такая неразбериха — ничего понять невозможно. Я уклоняюсь от таких разговоров, пытаюсь педагогическую этику соблюдать — с детьми чужие учебники и других учителей не обсуждать.

Я не прохожу аттестаций, мне не присваивают категории, и только родители и сами ребята могут оценить мой труд.


Из опыта работы • Обучение английскому языку • Виктория Кузнецова, Встреча с методиками Зайцева, г.Бородино, Красноярский край

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России