В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Точки на карте • Центры обучения

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Клуб дошкольной подготовки

«Зайчонок»

г. Бородино

тел.+7 (391-68) 3-31-60

Кузнецова Виктория Викторовна



Из опыта создания
семейного клуба дошкольной подготовки.

I. Обоснование необходимости создания семейного клуба

Как подготовить ребёнка к школе? Что должен мочь и уметь будущий первоклассник? Что могут сделать родители, чтобы школьная жизнь принесла ребёнку радость и пользу? Вот ряд вопросов, которые занимают сегодня умы обычных родителей, дети которых поступают или ещё только готовятся пойти в первый класс.

На сегодняшний день подавляющая часть родителей недовольна современной школой, а дети не любят туда ходить.

В нашем городе с населением около 20 000 человек существуют пять муниципальных детских садов, берущих на себя обязанность подготовить детей к школе. Основная масса родителей добросовестно водит туда своих детишек, искренне веря, что квалифицированные педагоги и специалисты обеспечат их детям нормальную подготовку к школе, разовьют какие положено навыки и умения. Спокойно примиряются они с тем фактом, что, поступив в первый класс, ребёнок может приобрести ярлык отстающего, злостного нарушителя дисциплины, а со временем троечника или двоечника. Да, сетуют, выражают недовольство всё той же школой и программами, но никаких радикальных мер не принимают.

Другая категория родителей — это мамы и папы, которые с момента появления малыша на свет чутко заботятся не только о его питании, но и о его развитии и которые привыкли прислушиваться к собственному ребёнку, радоваться вместе с ним его успехам. Такие родители всё чаще сталкиваются с тем фактом, что их сын или дочка отказываются ходить в детский сад, а если и ходят, то неохотно, не хотят присутствовать на занятиях, которые организуют для них воспитатели, хотя дома с радостью отзываются на предложение родителей поиграть в развивающую игру или почитать.

Уровень сложности занятий, составленных по современным программам, зачастую не поспевает за уровнем развития ребёнка, а стандартный традиционный подход к организации развивающих занятий с дошкольниками не находит отклика в душе современного ребёнка.

II. Особенности развития современных детей

Что представляют из себя современные дети? Возможно, единственно правильный ответ: они совсем другие. Они не похожи на нас самих в детстве и даже на детей, которые были, скажем, десять лет тому назад. Современные психологи и педагоги дают разные определения, пытаясь изучить и как-то систематизировать особенности психического и физического развития нынешнего поколения детей: дети-индиго, гиперактивные, гипердинамичные. Человек продолжает эволюционировать и то, что происходит сегодня с детьми — новый виток в развитии человечества. В связи с этим попытки применить к ним старые методы воспитания и организации учебного процесса обречены на провал.

Именно поэтому любое образовательное учреждение, не желающее что-то менять в программах и методах работы с детьми, не способно учесть особенности современных детей и удовлетворить их потребности в развитии.

Фото: Клуб дошкольной подготовки «Зайчонок», г. Бородино

III. История создания семейного клуба

Я отношусь ко второй категории родителей. Мой сын почти с рождения проявил себя, как очень любознательный, подвижный и общительный ребёнок. Мы с мужем старались бережно сохранить в ребёнке эти ростки жажды познания. Наверное, именно поэтому методики Н.Зайцева, с которыми я познакомилась в первый год жизни малыша, так заинтересовали меня. Они привлекли меня своей необычностью, новизной и простотой. Благодаря им мой ребёнок очень скоро стал обгонять в развитии своих сверстников.

В пять лет малыш читает, причём очень любит как книги, так и сам процесс чтения; считает до тысячи, прочитывает трёхзначные числа, постепенно переходит на устный счёт, уже пробовали задачки на деление. И всё это без систематических занятий и какого-либо насилия над ребёнком.

Побывав на курсах Н.Зайцева, я ещё раз убедилась, что иду в правильном направлении, и что успехи сына, которых он достиг, это не исключение, а как раз норма. И самым главным в тот момент было не потерять заданные ориентиры, найти в себе силы продолжать в том же духе.

Одним из важнейших условий стал поиск сверстников, с которыми ребёнок мог бы общаться и развиваться вместе. Однако, я не из тех мам, которые считают, что ежедневные ранние подъёмы и долговременное пребывание малыша в коллективе из 20-25 чужих детей и взрослых в детском саду, и есть залог его успешного развития и оздоровления. Так возникла мысль о создании развивающей группы. Я стала делиться ею с родными и знакомыми, у которых есть дети приблизительно того же возраста. Я не убеждала их в чём-то, а просто рассказала что такое методики Н.Зайцева, в чём их уникальность, и как они превосходят то, что предлагают нам другие технологии, в том и числе и традиционные. Круг единомышленников определился довольно быстро. Каждому родителю хочется дать своему малышу самое лучшее, но не каждый знает как это сделать, и не всякая мама видит себя в роли педагога. В результате, идея создания развивающей группы была горячо поддержана.

Рассказывая о предыстории создания клуба, нельзя не упомянуть особенности финансового положения семей в нашем городе.

Сложившаяся в последние годы экономическая ситуация в стране, при которой градообразующие предприятия монополизируются крупными столичными компаниями, неумолимо сказывается на финансовом положении семей в малых городах. Так произошло и с крупнейшим в России угольным разрезом Бородинский, который является сегодня филиалом Сибирской угольной энергетической компании, главный офис которой находится в Москве. Таким образом, вся прибыль предприятия уходит в столицу, а зарплаты рабочих едва позволяют сводить концы с концами.

В таких условиях очень трудно говорить о создании платного развивающего центра. Поэтому одним из направлений создания нашего клуба было качественное здоровьесберегающее образование детей за как можно более скромные средства.

Мы стали обдумывать и обсуждать проект школы. Хотелось учесть мечты и желания как нас самих, так и наших детей. Я нашла в литературе очерк одного из учеников Л.Н. Толстого о школе, созданной им в Ясной Поляне. После коллективного прочтения все согласились, что некоторые положения можно взять за основу.

Сегодня в нашем коллективе шесть семей. Среди них есть и филологи, и воспитатели, и музыканты, и медики. Кроме этого, каждая мама — мастерица на все руки, поэтому пока решили обойтись без привлечения специалистов со стороны.

Вспоминаются слова Н.Зайцева: Ну чего уж там такого в программе начальных классов, чему мама не сможет научить? Мы решили преподавать сами. Всех нас объединили методики Н. Зайцева, все мы говорили на одном языке. Главными нашими спутниками и помощниками были единодушие, энтузиазм, доверие и любовь к детям.


История создания семейного клуба

  1. Эврика! Заочное знакомство с методиками Н.А.Зайцева.
  2. Учиться,учиться и учиться! Посещение курсов Н.А.Зайцевав г.Санкт-Петербурге.
  3. Методики Н.А.Зайцева- в массы. Распространение идеи.
  4. Кто с нами? Создание группы единомышленников.
  5. Чегомы хотим? Образ будущего клуба.
  6. Открытие клуба.
  7. Да здравствует семейный клуб! Приобретение статуса общественной организации.

IV. Цели и задачи клуба

Основная цель создания клуба не догнать и перегнать (школу, других детей и т.д.), а не препятствовать нормальному развитию наших детей и сохранить их здоровье. На пути к достижению этой цели мы решаем целый ряд сопутствующих задач: укрепление внутрисемейных и межсемейных связей, возвращение к родным истокам (возрождение подлинно русской культуры) и комплексная подготовка детей к поступлению в начальную школу.


Цель клуба — создание необходимых условий для нормального и своевременного развития детей без ущерба здоровью.

Задачи:

  • Укрепление внутрисемейных и межсемейных связей.
  • Возрождение русской культуры.
  • Комплексная подготовка детей к школе.
  • Патриотическое воспитание.

V. Основные направления работы

Исходя из вышеуказанной цели, мы определили основные направления работы клуба: учебная деятельность (занятия в классе два раза в неделю по одному астрономическому часу), культурно-досуговая деятельность (посещение концертов, музеев, выставок, организация детских праздников, совместный выезд на природу, совместный досуг) и образовательно-просветительская работа (консультации специалистов, лекции и тренинги для родителей).

Коллективным советом мы определили основные учебные разделы, по которым будет осуществляться развитие и обучение наших детей.


Учебные разделы

  1. Обучение чтению (с использованием методик Н.А.Зайцева).
  2. Математика (с использованием методик Н.А.Зайцева).
  3. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
  4. Развитие речи (с использованием методик Н.А.Зайцева).
  5. Развитие основных психических процессов, психоэмоциональной и волевой сфер.
  6. Естествознание.
  7. Творчество.
  8. Английский язык (с использованием методик Н.А.Зайцева).

В следующем году планируется ввести в учебный курс новые разделы следующего содержания:

  1. Старинный русский народный инструмент.
  2. Слушание музыки.
  3. Человек.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности.

В связи с этим нам придётся расширить кадровый состав.


VI. Кадровый вопрос

Вся работа в нашем клубе распределена между родителями поровну, ну или почти поровну. Каждая мама отвечает за свой предмет, но планирование учебной работы ведётся централизовано педагогом-методистом клуба, имеющим сертификат о посещении курсов Н.А. Зайцева, т.е. мной.

Одна из мамочек честно призналась, что не представляет себя в роли педагога, так как не чувствует в себе склонности к педагогической деятельности. Она охотно согласилась следить за чистотой учебной комнаты. Таким образом, мы обеспечили регулярную уборку помещения, где занимаются наши дети.

Есть у нас и казначей, отвечающий за своевременный сбор денег и оплату аренды, а также за финансовую отчётность.

В случае болезни, отъезда, командировки одного из родителей его обязанности по предварительной договорённости временно исполняет другой. Это мы называем взаимозаменяемостью. Этот момент очень важен: жизнь клуба не должна останавливаться в случае длительного отсутствия руководителя или одного из педагогов.


Кадровый состав

  1. Руководитель клуба — ведущий преподаватель, сертифицированный консультант по методикам Н.А.Зайцева.
  2. Родители-преподаватели (по желанию)
  3. Уборщица.
  4. Казначеи.

VII. Материальная база

Определив основные направления работы, мы стали обсуждать материальную базу нашего будущего проекта.

Вот что у нас получилось.

Как видно из таблицы, для создания детской развивающей группы нужно не так много.


Материальная база

  1. Отделочные материалы (обои, краска и т.д.)
  2. Бытовая химия (чистящие порошки, мыло и т.д.)
  3. Мебель (Детские столики и стульчики, полочки для хранения материалов, пластиковая магнитная доска, палас).
  4. Методики Зайцева:
    • Кубики Н.Зайцева
    • Тысяча плюс
    • Пишу красиво
    • Марки
    • Орнамент
    • Мне в сотне тесно
    • Читай и пой
    • Кто вокруг меня живет?
    • Что вокруг меня растет?
    • Продуктовый магазин
    • 240 картинок для обучения письму,чтению и рисованию
    • Рисую.Читаю.Пишу
  5. Канцелярские товары (простые карандаши, ластики, писчая бумага, копировальная бумага, линейки разной длины, линейки-трафареты, лекала и т.д.)
  6. Аппаратура и музыкальные инструменты (проигрыватель CD- и МРЗ-дисков, гитара, маракасы, бубны и т.д.)
  7. Спортивный инвентарь (спортивный комплекс, мячи, обручи и т.д.)

На организацию, сбор средств и оборудование учебного класса понадобился месяц. Ровно 1 октября двери класса для наших ребятишек были открыты.

VIII. Организация учебного процесса

Обучение детей в нашем родительском клубе осуществляется в форме комплексных занятий продолжительностью один час два раза в неделю. В конце каждого месяца руководитель составляет приблизительный план работы клуба на следующий месяц с указанием календарных дат, учебных предметов, тем занятий, перечня необходимых материалов и пособий, фамилий ответственных за проведение занятий. Определяется и формулируется общая цель месячной работы клуба. Приблизительное планирование подчиняется достижению этой цели. Так, например, основной целью деятельности клуба в октябре мы определили адаптацию детей в новом, только что созданном коллективе. Дети были не знакомы друг с другом и со взрослыми, были скованны и стеснительны. Поэтому мы подбирали для занятий игры и упражнения, организовывали детские праздники, помогающие детям поближе познакомиться друг с другом, раскрепоститься и, как следствие, быстрее освоиться в новой обстановке.

Особое внимание стоит обратить на отсутствие подробных конспектов и планов самих занятий. В плане перечисляются лишь учебные разделы и рекомендуемые формы работы и их последовательность. Основная задача приблизительного планирования: обеспечить регулярность активности детей по всем учебным разделам. То, как на самом деле будет выглядеть комплексное занятие, зависит от состояния и настроения детей, их индивидуальных особенностей, успехов и темпов развития. Главные свойства наших приблизительных планов — удобство и рациональность. Даты проведения занятий заранее согласовываются с родителями, которые будут их проводить, при необходимости предстоящее занятие обсуждается совместно с педагогом-методистом.


Схема приблизительного планирования
учебной деятельности (на месяц)

ДатаУчебные разделыТемаЦелиВиды работВремяМатериалыОтветственный
 
   
  
 
       

IХ. Принцип построения комплексных занятий

Почти все наши занятия выглядят следующим образом:

a) организующая часть (игры-приветствия, создающие доброжелательную атмосферу в группе, активизирующие мотивацию детей к учебной деятельности, стимулирующие детское внимание);

b) основная часть (презентация нового материала, закрепление пройденного, активная работа с пособиями Н.Зайцева, требующая максимальной познавательной активности малышей);

c) заключительная часть (работа с прописями, настольные игры, творческая работа: аппликация, оригами, лепка, пение под гитару).

ХI. Учёба без ущерба здоровью

Каждая мама максимально заинтересована в сохранении и укреплении здоровья своего ребёнка. Методики Н.Зайцева объединили нас благодаря бережному отношению к детскому здоровью. К ним мы добавили свои материнские знания и интуицию и определили для себя следующий комплекс мер по охране и укреплению здоровья малышей в нашем клубе.

Кодекс по охране и укреплению детского здоровья в родительском клубе Зайчонок

Оборудование помещенияОбучение по здоровьесберегающим методикам Н.ЗайцеваОрганизация занятийТехника безопасности
  1. Хорошая освещенность помещения, что достигается:
    • отсутствием занавесок и жалюзи на окнах;
    • отсутствием люстр, потолочных светильников, плафонов, скрадывающих свет;
    • использованием ламп накаливания.
  2. Своевременное проветривание помещения.
  3. Мебель, соответствующая росту детей.
  1. Размещение наглядных пособий на стенах соответственно рекомендациям Н.Зайцева, т.е. чуть выше головы преподавателя.
  2. Укрупнённые дидактические единицы (подача информации блоками).
  3. Обучение в движении.
  1. Чередование подвижных и сидячих видов работы.
  2. Неусыпный контроль за осанкой во время письма, рисования, лепки и т.д.
  3. При благоприятных погодных условиях занятия проводятся на свежем воздухе.
  4. Внедрение комплекса физических упражнений, направленных на укрепление осанки во время занятий письмом, рисованием и т.д.
  1. Отмена занятий в плохую погоду.
  2. Карантин на время массовых эпидемий в городе и в случае высокой заболеваемости детей (больше половины) в группе.
  3. Ребёнок, начинающий болеть, не приводится на занятия в целях предотвращения инфицирования остальных.
  4. Беседы с детьми о бережном отношении к собственному здоровью.

Ответственных за соблюдение кодекса здоровья нет. Кодекс принят единодушно и соблюдается беспрекословно.


ХII. Проблемы и трудности, мешающие нормальному функционированию родительского клуба

Первый год существования нашего клуба мы назвали испытательным и заранее настроились на встречу с различными трудностями и неприятностями к которым мы не успели подготовиться только потому, что не смогли их предусмотреть.

ТрудностиСпособы преодоления
1) Недовольство со стороны отдельных родителей содержанием занятий. Некоторых родителей (особенно пап) не устраивала неофициальная обстановка на занятиях и игровая форма обучения. Они ожидали, что учебный процесс будет аналогичен школьным урокам, где дети будут сидеть за партами и проч.1) Активная просветительская работа и индивидуальные консультации с родителями с целью разъяснения целей и задач клуба и особенностей методик Н.Зайцева.
2) Острый недостаток времени у родителей. Каждая мама занята на своей основной работе и, кроме того, должна вести домашнее хозяйство. Иногда на работе случаются авралы и непредвиденные ситуации (годовые отчёты, ЧП, резкая смена графика), из-за чего преподающий родитель не может физически присутствовать на занятии.2) Чёткое распределение обязанностей и предварительное планирование. Руководитель клуба должен всегда быть готовым заменить отсутствующего родителя или иметь в запасе игру, чтобы дети могли с пользой провести время в случае отмены занятия.
3) Денежные споры.3) Максимально прозрачная финансовая политика. Совместное принятие решений о денежных вкладах, публичное оглашение денежных сумм на общих собраниях, при острой необходимости — составление протокола родительских собраний с подписями каждого из присутствующих. Ведение точной финансовой отчётности с приложением всех чеков, квитанций и иных документов, подтверждающих платежи.
4) Недостаток финансирования, проблемы с помещением, общественность не принимает нас всерьёз.4) Придание клубу определённого статуса, например, общественной организации, образование юридического лица. Можно существовать под эгидой любого другого общественного объединения или юридического лица, которое действует в том же направлении для достижения близких вам целей и задач.
5) Отсутствие педагогического опыта у родителей.5) Совместная подготовка к занятиям, помощь в проведении занятий. Психологическая поддержка, акцент на положительные успешные моменты в занятии.

ХIII. Наши достижения

Добились ли мы поставленных целей и решили ли поставленные задачи? Вот сравнительный анализ работы клуба, состояния детей и их родителей на начало и конец учебного года.

Начало учебного годаКонец учебного года
1) Детский шум и гам на занятиях.1) Дети большую часть занятия дисциплинированы, способны контролировать свою активность и эмоции адекватно ситуации.
2) Дети не способны воспринимать речь педагога, пока он не повысит голос.2) Дети способны воспринимать речь педагога, своевременно выполняют его просьбы и инструкции, взаимодействуют с педагогом.
3) Дети скованны, не желают принимать участие в занятии.3) Дети раскрепощены, охотно принимают участие во всех видах работ.
4) Дети агрессивны по отношению друг к другу.4) Дети доброжелательны друг к другу в большинстве случаев, рады встрече друг с другом, многие сдружились за год.
5) Мамы испытывают трудности в проведении и подготовке занятий, смущаются по поводу отсутствия педагогического опыта.5) Мамы с энтузиазмом готовятся к занятиям, некоторых охватил педагогический ажиотаж.
6) Из восьми детей читают трое.6) Читают все!

К этому остаётся добавить то, что все считаем до тысячи, решаем задачки на сложение и вычитание в пределах сотни, пишем печатными буквами. Но и это не самое главное. Главное то, что дети научились получать удовольствие от учебной деятельности и радоваться тому, что они получают новые знания. Наши будущие первоклассники получили положительный настрой на учёбу в школе. Они все хотят учиться в школе, а их мамы смелее смотрят в будущее, хотя вопрос о поступлении наших детей в школу ещё обсуждается.

XIV. Перспективы родительского клуба Зайчонок

Понимая всю серьёзность и важность задуманного нами проекта, мы решили покончить с нашим неофициальным положением. Мы обратились в Комитет по делам молодёжи при городской администрации и узнали о краевой программе Семейные клубы Красноярья, основная цель которой — оказание содействия в создании и развитии семейных клубов на территории Красноярского края. Мы решили принять участие в этой программе.

Мы заявили о себе на краевом Фестивале семейных клубов, заручились поддержкой краевого Центра семьи.

В настоящее время мы находимся в стадии образования общественной организации и совместно с Комитетом по делам молодёжи разрабатываем устав нашего семейного клуба. Мы надеемся, что данный проект поможет нам решить не только финансовые проблемы, но и поспособствует развитию сотрудничества с различными социальными институтами, структурами, государственными и общественными организациями, в том числе и начальной школой.

Приобретение статуса общественной организации даст нам возможность разрабатывать и реализовывать собственные проекты внутри клуба. Так, например, мы планируем создать альтернативную начальную школу на базе нашего семейного клуба, расширить свой педагогический состав, теснее взаимодействовать с образовательными и культурными учреждениями города и края.



Точки на карте • Центры обучения • Клуб дошкольной подготовки • «Зайчонок» • г. Бородино

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet