В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Мнения • Мнения специалистов

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 
Н.А.Зайцев «Письмо. Чтение. Счет»

Читателю о книге Н. А. Зайцева Письмо. Чтение. Счет

Турбовской Яков Семенович

заведующий лабораторией философии образования Института теории образования и педагогики, доктор педагогических наук


Фото:Турбовской Яков Семенович

Книги бывают разные: плохие и хорошие, талантливые и бесталанные, полезные и, скажем помягче, не очень. Но бывают особые, удивительные в своей уникальности. Книга Николая Александровича Зайцева — из таких.

Адресована она массовому читателю, и каждый, прочитав ее, сможет не только узнать, что собой представляет новая методика обучения чтению, письму и счету, но и понять, как надо действовать, чтобы полученными знаниями воспользоваться на практике. В книге не только излагаются основные идеи автора и необходимые для объяснения примеры, но и последовательно — шаг за шагом! — раскрывается, ЧТО и КАК нужно делать. И независимо от того, кто Вы — профессиональный воспитатель, учитель, гувернер, просто родитель или только готовящий себя к этой великой миссии, независимо от уровня образованности и полученной специальности — книга поможет Вам в обеспечении интеллектуального, физического и эмоционального развития ребенка.

Уже давно был найден ответ, что одним из мощнейших средств развития ребенка является ИГРА. Но, пожалуй, никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения многими учебными умениями, как это сделал Зайцев. У него ребенок играючи и в удивительно короткие сроки осваивает то, что с таким трудом дается, а то и совсем не дается ему в общеобразовательной школе.

Нельзя не отметить, в какое время предложена семье и школе эта книга. Повсеместно отмечается падение интереса к чтению. И те, кто еще не забыл, как непросто было в раннем возрасте складывать слова из букв, просить взрослых дочитать сказку, сразу поймут, каким удивительным помощником при обучении детей может стать книга Зайцева. Чтение, как и любое успешно освоенное дело, благодаря новой методике превращается в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения.

Все добрые слова в адрес этой книги — не преувеличение. Но действительная ее уникальность не столько в том, чему она нас учит, что можно благодаря ей сделать, а ПОЧЕМУ надо так делать и КАК удается достигать таких удивительных результатов.

Сказать, что Н.А.Зайцев, выросший в учительской семье, ставший профессиональным воспитателем и учителем, проработавший многие годы с разными группами детей в детдоме, специнтернате, школе испытывал чувство неудовлетворения от качества обучения и воспитания, значит ничего не сказать. Он весь состоит из гражданского негодования, порожденного заботой о детях, очевидными провалами в учебной работе. Зайцев, как бочка с порохом, начинен фактами недопустимого положения дел в школе — потери здоровья, зрения, искривление позвоночника, отставание в развитии, низкое качество обучения. Автор популярных методик, нащупавший уже удачные решения многих проблем, не успокаивается и продолжает страстно искрить и полыхать от переполняющих его чувств, видя как преступно медленно изменяется положение дел в детском саду и школе.

Еще предстоит понять, как Н. А. Зайцеву удалось создать свою методику, как возникали столь радикальные, порой противоречащие всему и вся идеи, но многое и сейчас ясно. И то, что известный физиолог А.Н.Шеповальников усматривает органическую связь мыслей и рекомендаций И.М.Сеченова с практическими наработками Н.А.Зайцева, конечно, не означает, что последний с самого начала стремился реализовать идеи великого ученого, но достаточно убедительно свидетельствует о том, что продуктивные научные идеи, внутренне связанные с изучаемыми процессами реального мира, не могут не пересекаться, дополняя и обогащая друг друга, подтверждая, как это бывает в кроссворде, правильность найденных ответов.

Н.А.Зайцев понял — сердцем даже больше, чем разумом — что дети намного умнее, чем мы о них думаем, загоняя в ситуации, где они чувствуют себя несмышлеными и неумелыми.

А когда такое происходит? И вот здесь-то и коренится уникальность замысла и методики Зайцева, немыслимая парадоксальность найденного ответа.

Такое происходит тогда, когда мы начинаем ребенку что-то объяснять, требуя от него понимания. Ведь дурак (ЗПР, дебил, маргинал и т.п.) — это кто? Тот, кто не понимает. И вся наша теория обучения строилась на принципе сознательности обучения. Нельзя ребенка натаскивать, нельзя заставлять зубрить. Надо, чтобы он понимал то, что изучает.

Педагоги не могли не видеть, что зубрежка не только не развивает, а приводит к отуплению. И потому задача учителя в первую очередь сводилась к тому, чтобы всё-всё объяснить ученику, сделать максимально ПОНЯТНЫМ изучаемый материал.

А вот здесь-то начинались и продолжаются сбои: уж слишком многим не удается втолковать, слишком многие не могут освоить то, что по программе надо понимать и знать.

Традиционная педагогическая мысль видела решение проблемы в повышении качества и количества словесно-логических объяснений. Всем казалось и продолжает казаться, что так, и только так, должно строиться развивающее обучение.

Н.А.Зайцев вообще не стал разрешать это противоречие, считая, что и зубрежка, и насаждаемое развитие одинаково плохи.

И выход нашел в природе самого ребенка, в присущих ему способах и формах постижения мира. Зайцев видел то же, что и все, но выводы, ведущие к принципиально новым учебным решениям, сделал только он.

Ребенок включается в познание мира, воспринимая окружающее через отношение и деятельность. И строятся его отношения на восприятии, наблюдении, чувствах, опыте.

Слыша названия людей и предметов: мама, папа, окно, дверь, собака, кошка и так до бесконечности, он целостно воспринимает и различает называемые объекты, не утруждая каждый раз себя размышлениями о том, что это такое.

Знание дается ему в готовом виде одновременно с названием. А затем, в процессе отношений, складывающихся с названным объектом, переходит от знакомства к более глубокому познанию. Показав ребенку несколько раз рисунок собаки, можем не сомневаться, что теперь, как бы по-разному мы ее ни нарисовали, он безошибочно определит, что представлено на рисунке. С первого взгляда может показаться, что начиная обучение детей без каких-либо словесно-логических объяснений, включая их сразу в деятельность, связанную с изучаемым объектом, Зайцев отрицает основополагающий принцип сознательности. Но если исходить не из декларативных заявлений создателей методик, а из того, что в действительности получается, именно методика обучения по Зайцеву наиболее полно и отражает этот принцип. Ибо ему удается методически обеспечить достижение понимания как цели обучения.

Открытие Зайцева в том, что он выстраивает учебный процесс на основах природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга. Зайцев, как никто другой, понял, что абстрактно-логическая неразвитость мозга ребенка компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих от тактильности, зрения, слуха, обоняния, интуиции.

Да и вообще само по себе абстрактно-логическое, речевое отражение мира представляет только определенную часть возможностей интеллекта. И попытка опережающего использования именно этих возможностей, по мнению Зайцева, приводит не к опережению в развитии, а к замедлению его.

Нельзя не задаться вопросом: есть ли у книги недостатки. Есть, конечно. Но это, как говорится, недостатки, обусловленные ее достоинствами. В книге, по-моему, есть критические, порой очень резкие, ярлыковые оценки работ других авторов. При понятном стремлении как можно быстрее изменить положение в обучении, избавить детей от плохих, по мнению автора, учебников, пособий, методик можно было бы — нужно даже! — находить менее обидные для известных методистов выражения. И здесь оправданием может служить только ощущаемая читателем страстная обеспокоенность автора судьбой нашего образования.

Найдя столь нужные для развития ребенка методические решения, строя его познавательную деятельность на игре, Н. А. Зайцев требует от воспитателя, и притом достаточно жестко, внутренней готовности к довольно непростой, интеллектуально и физически напряженной деятельности.

Зайцевская игра будет игрой только для ребенка! Для взрослого — достаточно жесткой системой приемов, рекомендаций и требований.

Но это уже не относится к недостаткам книги. К ним можно отнести местами не вполне подробные и развернутые объяснения. Не стоит забывать, что книга может попасть в руки человека, никогда не слышавшего выступлений автора или его многочисленных последователей.

Думаю, что от прочитавших книгу Н.А.Зайцев получит множество благодарных писем, в которых найдут место и какие-то конкретные пожелания по тексту. Не сомневаюсь, что в последующих изданиях этой замечательной книги он их учтет.

А сейчас нам — семье и школе — нужно поздравить себя с представлением методики, использование которой принесет огромную радость учителям, родителям, детям, заставит задуматься (в том числе и тех, от кого это зависит), как уже сегодня начать применять все это, а также о том, какой должна стать школа, в которой будут учиться дети, подготовленные по методике Н.А.Зайцева.

Н. А. Зайцев Письмо. Чтение. Счет . Издательство Лань, Санкт-Петербург, 1997


Мнения • Мнения специалистов • Турбовской Яков Семенович • Читателю о книге Н. А. Зайцева Письмо. Чтение. Счет

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet