В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Мнения • Мнения специалистов

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 
Фотография: Гальетов В.П.

Почему триз-педагогики может никогда не случиться

Гальетов Валерий Павлович

сотрудник Лаборатории Проблем цивилизации Чувашского госуниверситета

E-Mail,тел.+7 (835-2) 62-85-99,WWWprognoz3000.narod.ru


Отклик инженера на статью педагога-исследователя и письмо философа (журнал Технологии творчества)

Введение

Интересные вопросы поставила в своей статье педагог-исследователь А.А.Нестеренко. Интересные мысли высказал в ответ философ и преподаватель А.В.Лимаренко. И в той и в другой работе отсутствует главное, на мой взгляд, — системный анализ текущей ситуации и её понимание на этой основе. С точки зрения инженера ситуация в системе Общество — Система образования выглядит достаточно просто: есть машина, выпускающая продукцию, не пригодную больше к употреблению.1 Эта машина — система образования, или просто Система. Продукция — поколения выпускников системы. И проблема состоит в том, чтобы понять что делать, как изменить систему. Прежде всего понять, избавляясь от собственных шаблонов и не увлекаясь привлекательными шаблонами корифеев от науки, от ТРИЗ и пр.

Часть I. Машина против людей

Кажется, должно быть понятно, что в условиях Системы, настроенной на винтикизацию педагога и ребёнка, научить творчеству невозможно. Говорить о том, что ты учишь творчеству (по ТРИЗ или по Давыдову-Эльконину) — можно. Можно даже демонстрировать детей, которые занимают призовые места в олимпиадах, изобретают, умеют мыслить и пр. Всё это — игры, в которые играют люди в науке и в системе образования. Игры отличаются от игры тем, что участники не могут изменить правила. В них можно играть или уйти, но нельзя изменить правила.

Системе, порождающей это отчуждение человека от смысла его деятельности, человека от человека, выгодно, чтобы винтики не понимали её главной функции. Здесь меня должен бы понять философ, поскольку отчуждение есть базовая категория, использованная Марксом ещё в его раннем исследовании капиталистического общества, в Экономико-философских рукописях 1844 года.

Именно потому Системе не выгодно давать диалектику педагогам — очень много лишних вопросов будут задавать.

Теперь попробуем объясниться с Педагогом. Вас не удивляет, коллега, почему это ТРИЗ на ура встречают в большинстве кабинетов власти Системы, начиная едва ли не с 1988 года? И почему, например, до сих пор не принимаются такие простые и безобидные пособия Н.А.Зайцева Кубики и Стосчёт, позволяющие решать очень важную задачу: обучать грамоте детей 3—5 лет?

Причины весьма просты, поскольку прост механизм Системы — машины для преобразования природного продукта, ребенка, в работника Мегасистемы.

Одна из причин в том, что ТРИЗ-образование позволяет не затрагивать святая святых системы, её ценности и принципы — основу механизма машины. ТРИЗ в школе это иное содержание обучения. Раньше изучали законы физики, а теперь ещё учим и приёмам творчества — отчитывается Система устами чиновников. Следовательно, делает она хитрый выверт, которому позавидует средневековый схоласт, мы обучаем творчеству, мы творим творческую личность. То к чему мы всегда стремились — свершилось! Есть сдвиги, есть реформа! И вся психологическая диагностика это дружно подтверждает: Да, креативность тризнутых винтиков выше!

— Но мы же меняем цель! — скажет Педагог. — Мы действительно формируем творческую личность в отличие от традиционной системы!

И такая триз-новация принимается Системой. Ибо ей понятно, что как только Педагог поставил задачу: Формировать творческую личность — это её человек. Система отрегулирует выход как надо, главное, чтобы деформировались душа и разум, и тело, и дух ребёнка в нужном направлении. И не имеет значения, что стоит за буквами ТЛ: то, что прописали Давыдов-Эльконин или Вёрткин-Альтшуллер. Главное, чтобы формировали! Ибо за этим технократическим (именно так!) термином штамповочного производства, давно ставшим в педагогике своим, кроется одно — принцип насилия, отчуждения ребёнка от смысла его жизни, ребёнка от ребёнка. Уже давно я пришёл к этой мысли и постоянно получаю её подтверждение: взрослый — это ребёнок, которого научили забывать собственную жизнь и делать бессмысленную работу. И получать от этого удовлетворение!

Обучения без насилия не бывает, образование — возможно, — объяснял педагогам еще в 1984 году к.п.н. Т.Ф.Акбашев, автор Педагогики Жизни.

Но Систему не проведёшь. Как только эвриканское движение стало колыхать её основы, она через несколько лет перекрестилась в систему образования. И сразу же стала измерять образованность. К сожалению, многие уважаемые коллеги поддались на эту провокацию Системы. Последний пример — доклад М.С.Гафитулина на V конференции в Челябинске (см. Приложение 1).

Одна из последних находок Системы: игра Гу-Гу (ГУманитаризация —ГУманизация). Гуманитаризовать оказалось весьма просто: долой часы физики-математики, даешь больше словес, вот уже и гуманитарии пошли табунами. Сложнее с гуманизацией. Здесь необходимо изменение принципов и ценностей. Главной ценностью должен стать человек такой, как он есть. И двоечник в том числе. И даже педагог! Но этого Система не потерпит ни в коем случае и не простит. Как не простила она в свое время даже академику В.В.Давыдову, заявившему о том, что школьник должен быть субъектом собственной деятельности.

И если такие педагоги, субъекты собственной деятельности, будут не просто говорить, но и действовать, то с ними Система поступит очень гуманно: предложит уйти по собственному желанию. А если не уйдет, как ушел М.П.Щетинин и другие — в неизвестность — тогда беда. Не для Системы, для ослушника.

Понимают, ведь, наши умницы-педагоги, что перед ними стена. Видимо, понимают и то, что она гнилая. Пни и развалится, — как говорил молодой философ В.И.Ленин. Но Ленин, как социальный технолог, понимал и то, что пинать систему бесполезно. Она развалится, если растить другую систему, более эффективную, более быстрорастущую. И действовал.

Как же нам быть? Как же нам действовать?

А давайте посмотрим: нет ли вокруг людей, которые не пинают, а строят. Давайте посмотрим, что и как они строят, и что уже получается.

Часть II. Изобретатель Н. А. Зайцев против машины образования

В мае 1990 года я сбежал с тризовской конференции в Миассе в поисках новой педагогики. И познакомился с Николаем Александровичем Зайцевым, тогда никому не известным изобретателем Кубиков и Стосчёта. Сейчас он успешный предприниматель, известный родителям, педагогам и даже учёным, но не признанный Системой.

Знание законов развития систем помогло мне понять всю мощь его изобретений, всю их революционную силу и испытать необыкновенный восторг от их сообразности законам развития.

Зайцев свернул процесс обучения чтению и счёту, реализовал закон повышения идеальности до предела: ребенок САМ обучается. Я это проверил на своих детях: действительно, от родителя не требуется специальных занятий с нормальным ребёнком четырёх лет. Достаточно повесить таблицы, выложить кубики и пропеть склады несколько раз. Всё остальное ребенок сделает САМ без участия взрослого за несколько месяцев.

Сверхэффекты таковы: экономия З-4-х лет школьного сидения за партой, сбережение здоровья ребёнка, денег, затрат государства на издание и переиздание букварей. Сравните с современной вакханалией учёных авторов и издательств: больше учебников! еще больше! И все за счёт родительского кармана.

Что же сделал Зайцев с точки зрения ТРИЗ и педагогики? Он согласовал процесс жизни ребёнка и процесс обучения. Он поставил ребёнка на первое место. При этом пришлось пересмотреть принципы педагогики.

В традиционной педагогике наглядность связывается с глаголом глядеть. Зайцев использовал кинестетическую память тела как неоценимый в этом возрасте ресурс для педагога. Кубики для обучения чтению ребёнок воспринимает через цвет, объём, разное звучание, различные вибрации, ощущаемые рукой.

Второй принцип: идти от конкретно-образного к словесно-логическому, то есть вместо введения абстракций в начале обучения Зайцев использовал ощущения, поскольку они более богаты, а абстракция бедна, скупа. Традиционные методики торопятся ввести термины: гласные-согласные, звонкие-глухие, буквы-звуки. Из ребёнка готовят ученого-лингвиста, вопреки желанию родителей и его самого.

Третий принцип: учиться играя, без звериной серьёзности. Пособия Зайцева для ребёнка — это элемент среды, с которым он САМ может выстроить свою игру, манипулятивную или ролевую, так, как именно он хочет и может.

Зайцев разрешил противоречие: ребёнок должен двигаться для того, чтобы развиваться и не должен двигаться для обучения. Да, двигаться и играть, двигаться и учиться.

В чём секрет Зайцева?

Он шёл от Дела: есть ребёнок 3-5 лет, надо научить его грамоте. Шёл именно от Дела, а не от науки, не от теории, не от схемы. И от Заказчика — Ребёнка.

Чего хочет Ребёнок? — как бы спросил Зайцев. Оказывается, ребёнок очень хочет научиться читать и не надо его мотивировать. Он хочет научиться читать, как только обнаруживает вокруг себя людей читающих. Точно также, как он стремится научиться говорить, обнаруживая вокруг людей, говорящих на одном, двух или трёх языках. И осваивает и два, и три.

Вам понятно, уважаемый Педагог, продолжение этой тенденции? Если ребёнок обнаружит вокруг людей сочиняющих, изобретающих, поющих, творящих — он все это будет осваивать. И освоит, если взрослые не помешают.

А если он обнаруживает людей нравственных, провозглашающих нормы и следующих им, он ав-то-ма-ти-чески будет нравственным. И не потребуется вводить еще один предмет, а то и несколько. И не потребуется пилить еще один лесок на бумагу для учёных-борзописцев.

Тризовцу, видимо, понятна простая истина, легко обнаруживаемая через наблюдение: ребёнку Природа дала всё необходимое для выявления Законов Мироздания. Ребёнок от рождения обучен суперТРИЗ: умению выявлять закономерности. Именно поэтому Б.П.Никитин интуитивно понял главную задачу Родителя: создать богатую среду для ребёнка в бедном быту современной семьи. Именно поэтому деревенские дети опережают в своем развитии городских на начальном этапе. Именно поэтому растут показатели креативности, фиксируемые психологами — занятия по ТРИЗ (равно как и по ТРИС, и по АТРИС и вообще по РИС) дают более богатое содержание и отношения, отличные от тупо-стандартных, следовательно, обогащают ребёнка. Следовательно, развивают мышление и что-то видимо ещё.

Как хочет Ребёнок учиться? — спросил Зайцев. Точнее, как учится ребёнок в возрасте 2— 4 лет? Очень просто: руками и ногами, а не головой; играя, то есть, преобразуя себя самостоятельно, ставя всё новые задачи и решая их.

Итак, если ребёнок хочет и может учиться читать, писать, считать, в чём задача Разумного Педагога и Родителя?

Прежде всего, не мешать, а помогать, не тащить, а следовать за Ребёнком и восхищаться его успехами. Изобретательность и креативность Взрослого нужна для того, чтобы выражать свое восхищение всякий раз по-новому, не повторяясь. Взрослый нужен Ребёнку не для того, чтобы поучать его как надо. Чему может научить совершенное создание Природы, следующее её Законам, полный страхов и комплексов недосоциализированныи Взрослый? Только любоваться, восхищаться и благодарить. Если мы это будем делать творчески, тогда наш Ребёнок превзойдет и М.Джексона, и Пака Рабана, и даже М.С.Гафитулина, да и многих других корифеев.

А в чём еще может выражаться наша любовь, о которой мы готовы столько говорить? Только сидеть рядом, переживать все проблемы вместе с ним, делить успехи и неудачи, разделять радости и огорчения. Всё. (На самом деле — не всё, см. Приложение 2).

Но если мы сумеем делать всё это, то, возможно, будем подобны детям, ибо их есть царствие небесное, как говорил один из Великих Учителей.

Успеть бы научиться этому.

Часть III. Какая педагогика нужна детям в XXI веке?

Естественно, что ТРИЗ-педагогика возможна. Она может быть разработана подобно тому, как была разработана дистанционная педагогика Открытого Университета Великобритании в 70-х годах на основе 10 принципов Карла Роджерса. Она может нечаянно сложиться, как сложилась традиционная авторитарная. Вернее, может случиться. Пока всё идет по второму варианту.

Если я действительно хочу служить детям, а не Системе, я буду строить новую систему вместе с ними. Как М.П.Щетинин, как А.С.Макаренко. Если во мне есть нечто полезное из ТРИЗ, оно во мне останется всегда. Но если я буду хранить верность догмам и схемам, а не детям, — они от меня уйдут рано или поздно. Только я постоянно меняющийся вместе с ними могу быть им интересен.

Только одна изобретательская задача остается вечной для Родителя и Учителя — помочь Ребёнку построить отношения с Миром, то есть наладить процесс обмена Ребенок — Миру; Мир — Ребенку.

Ибо жизнь и деятельность есть непрерывный обмен.

Для того чтобы действовать по законам, надо собраться всем, кому это важно и выполнить простое задание:

Кто мой Заказчик: Ребенок или Система? Что я для него должен сделать? Как я буду это делать и с кем? Что мне надо для этого?

Это задание выполняется каждым в группе, обсуждается без споров в парах, четверках, восьмёрках и так далее. После согласования группа получает черновое описание той новой системы, которое есть в её коллективном сознании. Дальнейшая работа по данной технологии требует более детального описания. Можно отметить лишь, что она апробировалась среди педагогов движения Образование ради выживания человека на Земле в 1988-96 гг.

Челябинск, май 2000 — Чебоксары, ноябрь 2002 доработано.

Приложение 1.

Почему Образование неравно Обучению + Воспитанию.

Анализ доклада М.С.Гафитулина на Международной конференции 24-26 июня 2002 года.

Модель перспективного образования (в работе).

Приложение 2.

Взрослый рядом с ребенком. Как ему быть?

Обзор опыта взаимодействия с детьми в детском саду на основе понимания и принятия (в работе).


 
1 В последние годы даже чиновникам стало ясно, и они признают, что Система не просто выпускает брак, она губит великолепный природный материал.

Мнения • Мнения специалистов • Гальетов Валерий Павлович • Почему триз-педагогики может никогда не случиться

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России