В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Мнения • Мнения специалистов

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Трудности во имя амбиций?

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич

профессор, академик РАО


Академик В.В. Давыдов пишет: Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями: последние выводятся учащимися из общего и абстрактного, как из своей единой основы.

Такой же позиции придерживались в ряде сочинений Д. Эльконин, В. Краевский и другие.

На противоположной позиции стоит методист-новатор Н. Зайцев: Принцип первый — от конкретного к абстрактному или, в более современной трактовке, — от конкретно-образного к словесно-логическому. Абстракция опасна именно на первых порах обучения. Традиционные же методики с различной степенью изобретательности не могут уйти от поспешного ввода терминологии: согласные — гласные, звонкие — глухие, буквы — звуки, слоги. Если же взять наше пособие Кубики Зайцева для обучения детей чтению с двух лет (а можно и раньше!), то станет ясно, что мы отказались от объяснений, как и почему буквы бывают твердые и мягкие.

...Многие ныне поклоняются тезису развивающегося обучения , а именно — обучению на высоком уровне трудности.

Путь от абстрактного к конкретному как раз и создает надуманные трудности. В то время как у Зайцева, скажем, трехлетние дети играючи осваивают чтение по Кубикам.

Сравниваемые выше тезисы сформулированы все же в теоретическом плане, и поучительно здесь привести мнения других авторов.

Вот одно из таких суждений: ...от конкретного к частному через абстракцию снова к конкретному и частному — придает теории свой определенный смысл и значение.

Цитата эта из произведений знаменитого математика Куранта. Надо отметить, что акцент Давыдова на абстрактные знания как исходный элемент учебного познания не только не находит весомой поддержки в теоретическом плане, но был отвергнут практикой массовых школ.

Десяток лет назад школьное математическое образование поистине лихорадило. Тогда пытались его построить на понятии теории множеств. Памятен также случай, когда профессор Виленкин добивался повсеместного изучения в пятых классах десятичных дробей прежде дробей обыкновенных.

Или еще. До сих пор в действующих программах педучилищ следуют Бурбакам, основывая понятие сложения целых чисел через понятие... соединение множеств.

Всюду в этих случаях нарушается принцип историзма (методический аспект), приводящий к нарушению дидактического принципа доступности знания, главного критерия хорошего учебника вообще.

Так называемый высокий уровень трудности возникает, если авторы ограничиваются лишь второй половиной трехчленной формулы познания конкретное — абстрактное — конкретное.

Поучителен и наш опыт издания системы учебников математики для всех классов девятилетней школы. Работа по этим книгам учителей Магадана и Орши, Братска, Екатеринбурга и других регионов, не говоря уже об Элисте, подтверждает, что технология УДЕ (укрупнения дидактических единиц) потому действенна, сто снимает надуманные трудности , заставляя и учителя, и ученика действовать в пределах проверенной поколениями и еще никем, кроме некоторых академиков РАО, не отмененной логики познания.

Педагогический вестник, 1995 г.


Мнения • Мнения специалистов • Эрдниев Пюрвя Мучкаевич • Трудности во имя амбиций?

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России