В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Мнения • Мнения специалистов

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 
Кубики Н. Зайцева

Кубики, озвучивающие душу ребенка

Базарный Владимир Филиппович

доктор медицинских наук, профессор, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования


Фото:Базарный Владимир Филиппович

Предисловие к третьему изданию Кубиков Зайцева

За любое методическое несовершенство, тем более любое методическое отклонение от природосообразной физиологии ребенка, наши дети расплачиваются телесно-моторным и духовно-психическим недоразвитием, а нередко и подрывом жизнеспособных сил.

Анализируя на протяжении двух десятилетий педагогическую практику, прихожу к неутешительным выводам: рост педагогического мастерства дается ценой глубокого закрепощения нравственных, психических и телесных потенциалов у целых поколений народа, ценой навсегда угасшей искры любознательности и самотворчества.

К концу ХХ столетия ситуация приобретает характер трагической эпидемии. Как тут быть? Ни искусство, ни талант педагога не отвечают на принципиальные вопросы: на какой научной основе строится та либо иная методика?! Во имя чего она предлагается и что она несет для комплексного телесного и психического развития ребенка? Ни талант, ни искусство педагога тиражированию не подлежат. Любые же попытки их тиражирования ведут к убиению самой методической души — творческой импровизационной свободы. Любая методика должна строиться на строгих природосообразных законах развития ребенка. Само же развитие является категорией, за которой скрыты глубокие внутренние процессы раскрепощения биогенетических видовых программ, находящихся изначально в глубоком закрепощенном состоянии. А знаем ли мы что-либо о законах, т.е., науке раскрепощения?

На этот вопрос четко отвечает один из видных специалистов в области человека Вейсмантель: Открытие скрытых в ребенке еще не исследованных творческих сил будет иметь большие последствия, чем открытие тайны раскрепощения атома.

Но если фундаментальной науке не известны законы раскрепощения, тогда на какой подлинно научной основе зиждется массовая школа? Вот именно — на благих пожеланиях! И сколь бы часто Академия образования ни называла свои методические наработки развивающими, скрывать последствия их внедрения, трагически отражающиеся на телесно-психическом здоровье детей и их интеллекте, становится всё труднее.

Как исследователь, вооруженный научным инструментарием и в течение 20 лет всесторонне и глубоко анализирующий всё, что происходит с детьми в школе, хочу приветствовать выход в свет усовершенствованный вариант Кубиков Зайцева.

Опираясь на большой личный опыт, несомненный талант и великую любовь к детям, Н. А. Зайцев выводит педагогическую технологию на уровень природосообразного методического совершенства.

...Младенец, делающий первые усилия в произнесении самого близкого и родного ему слова мама, никогда не произносит раздельно м-а или м-а-м-а, чтобы потом соединить их в ма-ма! Наши исследования речевой и графической психомоторики вскрыли, что традиционный вербально-фонетический принцип обучения чтению расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные фонематические элементики. Установлено, что такая методика не только глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы. Более того, вскрыто, что фонемно-элементный принцип обучения чтению изначально вводит ребенка в специфическую психоэмоциональную и речемоторную напряженность. Именно она — один из факторов формирования напряженного устойчивого речемоторного стереотипа. А речемоторная напряженность сама по себе уже создает ситуацию истощения нервно-энергетического потенциала, ситуацию ранних психических и телесно-моторных нарушений.

Вот почему мы, как и Н. А. Зайцев, настойчиво рекомендуем повсеместно отказаться от вербально-фонемного принципа овладения чтением как технологии, закрепощающей ребенка и негативно отражающейся на его психомоторном развитии и здоровье.

В целом складовой принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков Н. Зайцева адекватен нейрофизиологической свободе, свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует. Звучащие кубики Зайцева — это своеобразный музыкальный инструмент, с помощью которого ребенок может самостоятельно развивать словоформирующее творчество.

Несомненным преимуществом новой методики обучения чтению является и то, что она может жить как самостоятельной жизнью, так и сочетаться с многообразными и наработанными методическими приемами.

В частности, она несомненно повышает эффективность предложенной нами методики обучения чтению с помощью перемещаемых в пространстве слогов и целых предложений (В. Б. Базарный, 1981-1991). Более того, сочетание этих методик, несомненно, расширит возможности каждой.

Родителям и педагогам, впервые познакомившимся с Кубиками, хотелось бы порекомендовать и другие пособия Николая Александровича: по математике, постановке почерка, русскому и английскому языку.

Безусловным достижением автора является сенсорный подход к такому, казалось бы, чисто вербальному процессу, как математическое исследование. Предлагаемая методика, опять же, глубоко природосообразна, т.к. несет в себе образную мерность. И опять же расширяет возможности предложенной нами технологии овладения детьми математическим пространственным мышлением с помощью сенсорной матрицы математического счисления (В. Ф. Базарный, Ю. Н. Коновалов. Патент № 342 от 12. 08. 93).

Кому из педагогов не известно, что самым трудоемким, несущим на себе наибольшую психомоторную, эмоционально-волевую (эргонометрическую) нагрузку учебного процесса, является овладение моторной свободой письма!

Нами всесторонне изучены нейроэргономические аспекты овладения детьми графической свободой письма. Предложены поэтапные приемы постановки телесной и зрительно-ручной координации. Разработаны художественно-образные экологически чистые прописи, сообразные эндогенным ритмам ребенка. Более детально с ними читатель познакомится в специальном издании: Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически чистых прописей (Сергиев Посад, 1996).

Методические приемы письма, рекомендуемые Н. А. Зайцевым на основе огромного личного опыта, заслуживают самого большого внимания, и, несомненно, расширяют любую технологию по овладению графическими навыками.

И всё же, самым важным, особым достоинством методики Н. А. Зайцева является то, что она разработана одним из виднейших в России специалистов по русскому языку. Заслуживают глубокого уважения корректность и мастерство, проявляемые автором при обращении с русским словом. Вот почему для меня, как специалиста по чувствам ребенка, главная суть методики не только и не столько в звучащих кубиках Зайцева. Кубики лишь одно из проявлений его методической многогранности. Главное для меня в методике Зайцева — звенящее чистое русское слово, с помощью которого автор искусно озвучивает и облагораживает душу ребенка.

Блестяще, маэстро Зайцев! Вы великолепно исполняете свое творческое произведение!

А посему, искренне желаю (и готов этому всячески содействовать), чтобы Ваши пособия дошли до каждого ребенка, до каждого дошкольного учреждения, до каждой школы Российской Федерации! Они — одна из фундаментальных основ оздоровления и повышения интеллектуального потенциала нашего народа, годами страдающего от псевдонаучных педагогических экспериментов.


Мнения • Мнения специалистов • Базарный Владимир Филиппович • Кубики, озвучивающие душу ребенка

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России