В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Рекомендуем прочитать

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

 

Приложение 2 •  Заключения и постановления академической науки, министерств здравоохранения и образования РФ, а также Координационных Советов при главе Республики Коми (Ю.А. Спиридонов) и губернаторе Ставропольского края (А.Л. Черногоров),


Базарный В.Ф.

Школьный стресс и демографическая катастрофа России

Приложение 2.

регламентирующих внедрение в массовую практику общеобразовательных школ здоровьеразвивающей программы обучения Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах (Авторы: В.Ф. Базарный, Л.Н. Уфимцева, Э.Я. Оладо, В.А. Гуров).

 

АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК СССР
НАУЧНЫЙ СОВЕТ
ПО МЕДИЦИНСКИМ ПРОБЛЕМАМ СИБИРИ, ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Головное учреждение: Сибирское отделение АМН СССР
630099, г. Новосибирск-99, ул. Советская, 18, тел. 24-29-84;


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Новосибирск Nº 2 17 апреля 1986г.

Массовая близорукость и нарушение
осанки – как показатели сложившихся
противоречий между возрастной
физиологией зрения и дошкольно-
школьным воспитанием и обучением


Заслушав и обсудив доклад руководителя клинического отделения адаптации зрения НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, Пленум Научного совета Nº 37 отмечает следующее.

В НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР на базе отделения адаптации зрения, начиная с 1977 г., проводятся исследования по изучению клинико-физиологических аспектов развития зрительного анализатора у детей и подростков, проживающих в северных районах нашей страны, а также раскрытию механизма возникновения широко распространенных в настоящее время среди детей и подростков таких отклонений в их развитии, как близорукость и нарушение осанки.

Оригинальностью проводимых исследований является системный подход к анализу развития зрительного анализатора в единстве с организмом и внешней средой. В результате проведенных исследований получены данные, касающиеся различных аспектов возрастной физиологии зрения; проблем зрения в экстремальных условиях, системогенеза и системной организации функций зрения и т.д.

На основании этих данных была обоснована зрительно-координаторная концепция объяснения механизма развития у детей и подростков приобретенной близорукости и нарушений осанки. Причем, отмеченные аномалии развития отнесены к сугубо школьным проблемам, отражающим противоречия между возрастной физиологией зрения и сложившейся практикой дошкольно-школьного воспитания и обучения.

На основании проведенных исследований предложена программа и разработаны методы направленного формирования зрительного анализатора, в т.ч. зрительно-координаторных функций в процессе развития детей. Апробация разработанных методов показала, что через 3-4 года частота возникновения близорукости и нарушений осанки у школьников снижается примерно в 2.5 раза.

Методы не требуют дополнительного роста численности медицинских кадров, носят массовый первично предупредительный характер, включаются в план работы обще профильных детских дошкольных учреждений и школ. Целесообразно скорейшее включение разработанных методов в план реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Разработанные методы неоднократно демонстрировались на ВДНХ СССР, в т.ч. на выставке, посвященной XXVII съезду КПСС. Они награждены рядом дипломов, золотой, серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ СССР. В ряде областей и республик страны (Красноярск, Минск, Владивосток, Якутск, Кировокан и др.) Исполкомами Советов народных депутатов приняты соответствующие постановления для внедрения разработанных методов в практику здравоохранения и народного образования. Они включены в приказ Минздрава и Минпроса СССР за Nº871/117 от 01.07.85г.


Пленум Научного Совета Nº37

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Принять к сведению сообщение руководителя отделения адаптации зрения НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР доктора медицинских наук В.Ф. Базарного Массовая близорукость и нарушение осанки как показатели сложившихся противоречий между возрастной физиологией зрения и дошкольно-школьным воспитанием и обучением.
  2. Одобрить исследования клинико-физиологических аспектов системного развития зрительного анализатора, проводимых в НИИ медицинских проблем Севера СО АМН СССР на базе клинического отделения адаптации зрения, и признать представленное направление приоритетным и перспективным для решения проблемы близорукости и нарушений осанки в условиях дошкольно-школьного воспитания и обучения детей.
  3. Считать целесообразным полученные материалы издать в виде монографии Развитие зрения у детей в напряженных экологических условиях. Редакционно-издательскому совету включить в план изданий на 1986 год по СО АМН СССР названную монографию. Отв. Бочаров.
  4. Просить Министерство просвещения и Академию педагогических наук СССР включить разработанную Систему массовой профилактики близорукости и нарушений осанки у детей и подростков в соответствующие положения реформы общеобразовательной школы. Соответствующий документ подготовить к 15 мая 1986 г. Отв. Базарный В.Ф.
  5. Просить Министерство просвещения СССР и Министерство здравоохранения СССР ускорить утверждение представленных методических рекомендаций Система массовой профилактики близорукости и нарушений осанки в детских дошкольных учреждениях и школах.
  6. Рекомендовать т. Базарному В.Ф. полученные результаты научных исследований по изучению клинико-физиологических аспектов развития зрительного анализатора и раскрытию механизма возникновения близорукости и нарушений осанки оформить в виде заявки на открытие и направить в Госкомитет по делам изобретений и открытий.
  7. Контроль за реализацией постановления возложить на ученого секретаря Научного совета Nº37 Черных Н.И.

Председатель Научного совета Nº37 академик АМН СССР Ю.И. Бородин

Ученый секретарь Научного совета Nº37 канд. мед. наук Н.И. Черных



Российская академия наук
Уральское отделение
Коми научный центр
Институт физиологии

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора Института физиологии
Коми НЦ УрО Ран
д.б.н.

Д.Н. Шмаков
____ ____________ 1997г.

ОТЧЕТ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Исследование функциональных возможностей дыхательного
аппарата и деятельности сердца у детей экспериментальных
и контрольных классов Сыктывкарской школы Nº 35

Руководитель НИР,
зав. лабораторией экологической
физиологии человека, к.б.н., с.н.с.

В.Г. Евдокимов

___ ___________ 1997 г.

Сыктывкар, 1997


СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

В.Г. Евдокимов,
зав. лабораторией
(отв. исполнитель), к.б.н.,
сбор и обработка материала,
написание отчета

В.Г. Евдокимов

О.В. Рогачевская, м.н.с.,
сбор и обработка материала,
написание отчета

О.В. Рогачевская

Н.Г. Варламова, н.с.,
сбор и обработка материала

Н.Г. Варламова

В.В. Яткова,
ст. лаборант-исследователь,
сбор и обработка материала

В.В. Яткова

З.И. Шуктомова,
ст. лаборант-исследователь,
сбор и обработка материала

З.И. Шуктомова

Заключение

Показано, что у школьников в четвертом экспериментальном классе, в отличие от контрольного, к маю возрастали как вес, так и рост, что свидетельствует о более равномерном развитии детей. У девочек в четвертом экспериментальном классе выросла за полгода устойчивость к изменению газовой среды, а у мальчиков данного класса наблюдались меньшие изменения параметров газовой среды организма при задержке дыхания. У всех детей в четвертом контрольном классе снижалась к маю длительность задержки дыхания на выдохе, что свидетельствует о снижении функциональных возможностей дыхательной системы организма школьников обычного класса в мае.

В экспериментальном четвертом классе на всем периоде восстановления диастолическое АД снижалось к маю, при этом на 1 и 3 минутах восстановления возрастал УО и он достигал максимального уровня, что характеризует более благоприятные условия деятельности сердечно-сосудистой системы в восстановительный период после физической нагрузки. В целом для учащихся данного класса была характерна большая скорость восстановления ЧСС в процессе отдыха после приседаний (достоверно более низкое значение То.s, которое было минимально в декабре месяце). В первые 10 сек. восстановления в контрольном классе пульс продолжал расти (на 2.5-5%), а в экспериментальном классе уже в этот начальный период наблюдалось снижение показателя на 4-20%.

У школьников четвертого экспериментального класса кислородное снабжение организма, как в покое, так и при выполнении нагрузки обеспечивалось меньшим объемом вентиляции легких при большем дыхательном объеме и меньшей частоте дыхания, т.е. при спортивном типе механики дыхания. Возможно, именно более благоприятная механика дыхания обеспечивает увеличенный уровень эффективности дыхания в декабре месяце, что, как было показано нами ранее при обследовании жителей различных климатических регионов Республики Коми, свидетельствует о более быстрой перестройке организма школьников экспериментального класса на зимний тип функционирования и является признаком хорошей реакции организма на сезонные изменения климатических условий. Кроме этого в мае у них наблюдалось снижение уровня кислородного запроса физической работы, более быстрое уменьшение потребления кислорода в процессе восстановления и сбалансированное изменение потребления кислорода и выделения углекислого газа, что также может рассматриваться как более адекватная реакция организма на физическую нагрузку и изменение климатических условий (реадаптация к теплому периоду года). Для школьников в экспериментальном классе был характерен максимальный уровень %СО2 в выдыхаемом воздухе в процессе восстановления, т.е. скорость вывода избыточного СО2 из организма и нормализации внутренней среды организма у них была наибольшей (об этом же свидетельствует более высокие уровни выделения углекислого газа на 1 и 2 минутах восстановления), при этом у них был выше дыхательный коэффициент (ДК). К маю различия ДК у мальчиков разных классов исчезали. В контрольном классе в отдаленные минуты восстановления (2-3 минуты) наблюдалось повышение ДК в мае по сравнению с декабрем, показывающее недостаточно быструю нормализацию гомеостаза.

Отбор в экспериментальный и контрольный классы происходил без учета уровня физической подготовленности детей. Антропометрические и физиологические показатели учащихся из экспериментальных классов оказались изначально несколько хуже, чем у детей из контрольных классов. У школьников при обучении по технологии сенсорной свободы и раскрепощенного развития личности возрастное увеличение функциональных возможностей организма протекало более интенсивно, с большей скоростью, что позволило не только догнать по физиологическим показателям детей из контрольного класса, но и по ряду показателей превзойти их. Нормализация состояния организма и ускорение благоприятных возрастных перестроек – это наиболее типичные проявления обучения по технологии, предложенной В.Ф. Базарным.

Таким образом, обучение по технологии сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения в процессе учебно-познавательной деятельности не вызывает неблагоприятных изменений в деятельности кардиореспираторной системы школьников и приводит к целому ряду положительных сдвигов:

  • с возрастом быстрее увеличиваются резервные возможности организма;
  • повышается адекватность работы регуляторных механизмов и эффективность деятельности физиологических систем;
  • реакция организма на сезонные изменения климатических условий и физическую нагрузку становится более четкой.

СПРАВКА
о работе группы специалистов
Москвы и Санкт-Петербурга в Сыктывкаре 24-28 января 2000 года

Рабочая группа в составе специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук д.м.н. профессора Кучмы В.Р. (директор института), к.м.н., с.н.с. Степановой М.И. (зав. лабораторией изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска), к.м.н., врача высшей категории Цамеряна А.П. (зав. поликлиническим отделением оптико-физиологических методов коррекции зрения Зоркость), к.м.н., с.н.с. Дрожжиной Л.А. (с.н.с. Научно-исследовательского детского ортопедического института имени Г.И. Турнера, СПб), к.м.н. Проскуриной О.В. (с.н.с. НИИ глазных болезней имени Гельмгольца, Москва) при участии д.м.н. профессора Базарного В.Ф., заместителей министров образования и высшей школы Башкановой Г.Л., здравоохранения – Белых В.В., главного государственного санитарного врача Республики Коми к.м.н. Глушковой Л.И., главного педиатра МЗ Республики Коми Лыюровой Т.М., зав. ортопедо-травматологическим центром ДРБ Росина В.Н., детского офтальмолога ДРБ Уржумовой Т.С., директора Межведомсвенного республиканского учебно-методического центра Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков Улановой С.А., зав. кафедрой психологии СыктГУ, к.б.н., доцента Ветошевой В.И. изучила сложившуюся систему организации воспитания и обучения детей по здоровому раскрепощающему развитию детей и подростков Республики Коми (научный руководитель д.м.н., проф. Базарный В.Ф.), посетила ДОУ Nº 113, общеобразовательные школы Nº 30, 24, 43, 38, и 35 г. Сыктывкара, приняла участие в медицинском осмотре 219 учащихся начальных классов и пришла к следующему

Министерства здравоохранения, образования и высшей школы Республики Коми, работники образовательных учреждений и практического здравоохранения республики обеспокоены состоянием здоровья подрастающего поколения, правильно понимают основные тенденции государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей. Заслуживает положительной оценки их совместная работа на протяжении последних 8 лет, направленная на оздоровление детей в условиях образовательных учреждений. С этой целью были созданы вначале Лаборатория здорового раскрепощенного развития детей и подростков (1995), а в 1998 г. – Межведомственный учебно-методический центр при участии министерств образования и высшей школы, здравоохранения, по делам национальности, труда и занятости, по социальным вопросам Республики Коми. Все это соответствует общепризнанным подходам к межсекторальному сотрудничеству в области здравоохранения.

Основные тенденции в укреплении здоровья населения и действующее законодательство Российской Федерации на одно из первых мест выдвигают задачу профилактики заболеваний и оздоровление детей в условиях образовательных учреждений. В связи с чем заслуживает положительной оценки деятельность министерства образования и высшей школы Республики Коми в этом направлении.

Широкое внедрение здорового раскрепощающего развития детей и подростков в образовательных учреждениях Республики Коми осуществляется при постоянном медицинском сопровождении.

Знакомство с организацией обучения детей в условиях сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения в образовательных учреждениях г. Сыктывкара свидетельствует, что они направлены на увеличение двигательной активности, профилактику зрительного утомления детей, обеспечение рациональной рабочей позы учащихся, формирование правильной осанки, стимулирование интеллектуального развития детей и их умственной работоспособности в процессе учебной деятельности, что позволяет рассматривать эти педагогические технологии как потенциально здоровьесберегающие.


Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей
и подростков НЦЗД РАМН,
д.м.н., профессор

Кучма В.Р.

Зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания
НИИГиОЗДиП НЦЗД РАМН,
к.м.н., с.н.с.

Степанова М.И.

Зав. лабораторией изучения и прогнозирования
состояния здоровья, факторов риска
НИИГиОЗДиП НЦЗД РАМНЭ
к.м.н., с.н.с

Ильин А.Г.

Зав. поликлиническим отделением
оптико-физиологических методов
коррекции зрения Зоркость
НИИГиОЗДиП НЦЗД РАМН,
к.м.н., врач высшей категории

Цамерян А.П.

Старший научный сотрудник
научно-исследовательского
детского ортопедического института
имени Г.И. Турнера (СПб),
к.м.н., с.н.с.

Дрожжина Л.А.

Старший научный сотрудник
НИИ глазных болезней
имени Гельмгольца (Москва),
к.м.н.

Проскурина О.В.

Научный руководитель
Республиканской программы
Здоровое раскрепощенное развитие
детей и подростков в Республике Коми
,
д.м.н., профессор

Базарный В.Ф.


РЕШЕНИЕ
ПЯТОГО ЗАСЕДАНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО
КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА
ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗДОРОВОГО РАСКРЕПОЩЕННОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

от 4 июня 2001 года

Заслушав и обсудив информации: директора Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, д.м.н. Кучмы В.Р., директора Межведомственного республиканского учебно-методического центра Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков при министерстве образования и высшей школе Республики Коми Улановой С.А., министра финансов Республики Коми Захарова А.В., координационный Совет при Главе Республики Коми по формированию государственной политики здорового раскрепощенного развития детей и подростков Республики Коми Р Е Ш И Л:


  1. Одобрить деятельность министерств и ведомств, муниципальных образований по формированию государственной политики здорового раскрепощенного развития детей и подростков за период 2000-2001г.г.
  2. Принять к сведению информации директора Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, д.м.н. Кучмы В.Р. об итогах гигиенической экспертизы педагогических технологий обучения и воспитания детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды в образовательных учреждениях республики, директора Межведомственного республиканского учебно-методического центра Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми Улановой С.А. о некоторых результатах исследований по программе Медико-биологические, психолого-педагогические аспекты решения проблем здорового развития детей и подростков в условиях Крайнего Севера.
  3. Признать педагогические технологии д.м.н. В.Ф. Базарного (обучение в условиях активной сенсорно-развивающей среды) потенциально здоровьесберегающими.
  4. Научному центру здоровья детей российской академии медицинских наук (Баранов А.А.) представить:
    • 4.1. Руководство по проведению гигиенической экспертизы педагогических технологий д.м.н. Базарного В.Ф.
    • 4.2. Отчет о выполнении научно-исследовательской работы.
    • 4.3. Санитарно-гигиеническое заключение на педагогические здоровьесберегающие технологии Обучение и воспитание детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды с использованием средств сенсорной дидактики д.м.н. В.Ф. Базарного.
    • Срок — до 01.08.2001г.
      Ответственный — директор Научного центра
      здоровья детей РАМН – Баранов А.А.

  5. Научному руководителю целевой республиканской программы Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков в Республике Коми на 2001-2005 годы разработать методические подходы к использованию средств сенсорной дидактики в среднем звене общеобразовательной школы.
  6. Срок — в течение 2001-2002 года
    Ответственный – В.Ф. Базарный

  7. Министерству образования и высшей школы Республики Коми:
    • 6.1. Подготовить и провести научно-практическую конференцию по внедрению здоровьесберегающих технологий д.м.н. В.Ф. Базарного в образовательные учреждения Республики Коми по формированию государственной политики здорового раскрепощенного развития детей и подростков.
    • Срок — сентябрь 2001г.

    • 6.2. Представить план работы Межведомственного координационного Совета при Главе Республики Коми по формированию государственной политики здорового раскрепощенного развития детей и подростков на 2002 год.
    • Срок — до 01.09.2001 года.

    • 6.3. Подготовить предложения и представить в установленном порядке изменения в целевую республиканскую программу Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков в Республике Коми на 2001-2005 годы по увеличению финансирования в 2002 и последующие годы в части кадрового и материально-технического обеспечения.
    • Срок — до 01.09.2001 года.
      Ответственный – министр образования и высшей
      школы Республики Коми Садовский Н.А.

  8. Министерству финансов Республики Коми:
    • 7.1. Профинансировать в полном объеме проведенную научно-исследовательскую работу по экспертизе гигиенической и медицинской оценки состояния и здоровья детей, обучающихся в условиях активной сенсорно-развивающей среды.

      Срок — до 10.07.2001 года.

    • 7.2. Ежеквартально финансировать в полном объеме мероприятия целевой республиканской программы Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков в Республике Коми на 2001-2005 годы.
    • Срок – постоянно
      Ответственный — министр финансов
      Республики Коми Захаров А.В.

  9. Министерству образования и высшей школе Республики Коми совместно с Министерством здравоохранения Республики Коми:
    • 8.1. Довести результаты проведенных исследований по проблемам здорового развития детей и подростков в Республике Коми до сведения органов управления (отделов) образования и здравоохранения в городах и районах республики и рекомендовать для дальнейшего использования педагогические здоровьесберегающие технологии Организация работы в условиях активной сенсорно-развивающей среды с использованием средств сенсорной дидактики д.м.н. В.Ф. Базарного.
    • Срок — до 01.09.2001г.

    • 8.2. Разработать механизм контроля за самочувствием и развитием детей в учебном процессе.
    • Срок — до 01.09.2001г.

    • 8.3. Ежегодно по качеству развития детей подводить сравнительные итоги между одновозрастными группами (классами), в том числе между образовательными учреждениями в пределах каждого города (района), а также между городами (районами) в пределах республики.
    • Срок – ежегодно до 01.06.

    • 8.4. Рекомендовать руководителям учебных заведений, занимающихся подготовкой педагогических и медицинских кадров, включить в учебные планы спецкурсы по здоровому раскрепощенному развитию детей и подростков д.м.н. В.Ф. Базарного.
    • Срок – 2002г.
      Ответственный — ректоры ВУЗов, директора СУЗов

    • 8.5. Организовать работу по выполнению решений пятого заседания МКС и результатам проведенных исследований по проблемам здорового раскрепощенного развития детей и подростков в образовательных учреждениях.
    • Срок – в течение 2001-2002 года
      Ответственные – министр образования Садовский Н.А.,
      министр здравоохранения – Дзуцев Г.М.

  10. Министерству здравоохранения Республики Коми обеспечить медицинское сопровождение детей в образовательных учреждениях республики.
  11. Срок — постоянно
    Ответственный — министр здравоохранения РК Дзуцев Г.М.

  12. Рекомендовать призывным комиссиям проводить анализ качества физического и нервно-психического развития и здоровья при аттестации старшеклассников и призывников в сравнении между школами города (района), а также между городами (районами) республики.

    Срок – постоянно
    Ответственный — военный комиссар
    Республики Коми – Насыров В.К.

  13. Министерству по социальным вопросам Республики Коми, Министерству образования и высшей школы Республики Коми, Министерству экономики Республики Коми подготовить проект Закона Республики Коми об организации школьного питания, исходя из подушевого дохода семьи.

    Срок — сентябрь 2001г.
    Ответственные — министр по социальным вопросам
    Республики Коми — Жукова Л.А., министр образования
    и высшей школы Республики Коми — Садовский Н.А.,
    министр экономики Республики Коми — Колмаков Ю.А.

  14. Министерству образования и высшей школы Республики Коми, Министерству здравоохранения Республики Коми, Министерству по делам национальностей Республики Коми разработать четкий механизм морального и материального поощрения воспитателей, педагогов, руководителей образовательных учреждений, медицинских работников, управлений (отделов) образования и здравоохранения, у которых дети и призывники выявили лучшие показатели в развитии и здоровье.
  15. Срок — в течение года.
    Министр образования и высшей школы
    республики Коми — Садовский Н.А.,
    министр здравоохранения Республики
    Коми — Дзуцев Г.М.,
    министр по делам национальностей Республики
    Коми — Терентьева С.Б.

  16. Главам администрации муниципальных образований Республики Коми:
    • 13.1. Разработать систему поощрения работников образования и здравоохранения, успешно реализующих целевую республиканскую программу Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков в Республике Коми на 2001-2005 годы.
    • Срок — в течение года.

    • 13.2. При формировании бюджетов муниципальных образований на 2002 и последующий годы предусматривать приоритетное выделение средств на организацию питания в школах и дошкольных образовательных учреждениях.
    • Срок — постоянно

    • 13.3. Обеспечить:
      • — приоритетное материально-техническое и финансовое обеспечения классов и групп, работающих с использованием здоровьесберегающих технологий д.м.н. В.Ф. Базарного;
      • Срок – 01.09.2001г.

      • — взаимодействие органов образования и здравоохранения по выполнению мероприятий целевой республиканской программы Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков в Республике Коми на 2001-2005 годы и решения пятого заседания МКС;
      • — витаминизацию образовательных учреждений и контроль за наличием витаминных препаратов в образовательных учреждениях.
    • 13.4. Ввести в систему заслушивание на заседаниях межведомственных координационных советов при главах администраций муниципальных образований отчеты руководителей учреждений образования и здравоохранения по вопросам здорового развития детей и подростков муниципального образования.
    • Срок – постоянно
      Ответственные — главы администраций муниципальных образований

  17. Межведомственному республиканскому учебно-методическому центру Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми:
    • 14.1. Продолжить исследования по программе Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты решения проблемы здорового развития детей и подростков в условиях Крайнего Севера.
    • 14.2. Оказывать организационно-методическую помощь органам управления образованием по введению в практику образовательных учреждений работы по организации обучения в условиях активной сенсорно-развивающей учебной среды д.м.н. В.Ф. Базарного.
    • 14.3. Продолжить работу над телевизионным проектом Веселые ступеньки, ориентированным на формирование у детей и подростков социально-значимых принципов.
    • Срок — постоянно
      Ответственный — директор Межведомственного
      республиканского учебно-методического центра
      Здоровое раскрепощенное развитие детей
      и подростков
      — Уланова С.А.

  18. Республиканскому институту развития образования и переподготовки кадров:
    • 15.1. Последовательно осуществлять комплекс организационно-методических мер по переподготовке кадров и обобщению опыта работы образовательных учреждений по внедрению оздоровительных программ.
    • 15.2. Способствовать дальнейшему улучшению работы методических служб образования, образовательных учреждений по проблемам здорового развития детей и подростков.
    • Срок – постоянно
      Ответственный — ректор Республиканского института развития образования и переподготовки
      кадров Навазова Т.Г.,
      главы администрации муниципальных образований

Глава Республики Коми,
Председатель МКС

Ю.А. Спиридонов

Секретарь МКС

С.И. Александрова


РЕШЕНИЕ
заседания межведомственного Координационного совета при Губернаторе

Ставропольского края по вопросам реализации государственной политики в
области охраны здоровья детей и подростков в Ставропольском крае.

от 16 июля 2001 года

Обсудив проблемы реализации государственной политики в области охраны здоровья детей и подростков в Ставропольском крае межведомственный Координационный совет при Губернаторе Ставропольского края отмечает, что сохранение и улучшение качества здоровья детей и подростков в крае является одним из приоритетных направлений социальной политики Губернатора и Правительства Ставропольского края.

Это обусловлено существующими и углубляющимися негативными тенденциями в области психофизического здоровья детей, подростков и молодежи края. Ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения во многом связано с неадекватной организацией и содержанием педагогического процесса в образовательных учреждениях. Система организации питания обучающихся и воспитанников не соответствует современным требованиям. Необходимо ее совершенствование на основе внедрения новых технологий приготовления пищи и форм обслуживания. Нуждается в качественном улучшении организации внеклассной работы с детьми в образовательных учреждениях, системе дополнительного образования и по месту жительства.

Во исполнение Закона РФ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, Закона СК Об образовании и реализации социального заказа государства, родительской общественности в области охраны здоровья подрастающего поколения, его физического и духовного развития в крае принята целевая программа Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей на 2001 — 2004 годы, создан межведомственный Координационный совет при Губернаторе Ставропольского края.

Координационный совет решил:

1. Создание условий для формирования физического и духовного здоровья детей, подростков и молодежи является приоритетным направлением деятельности для правительства, министерств, ведомств, комитетов, учреждений, глав территориальных районных государственных администраций и городов края, органов местного самоуправления муниципальных образований и их подразделений. Считать главным критерием оценки деятельности администраций районов и городов края, руководителей учебных заведений уровень здоровья детей и положительные тенденции изменения его показателей, фиксируемые ежегодно в конце курса обучения.

2. Рекомендовать министерству образования Ставропольского края:

2.1. разработать и согласовать с министерствами и ведомствами края мероприятия по реализации краевой целевой программы 3доровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей на 2001-2004 годы, осуществляемые в 2002 году, и внести их на рассмотрение Правительства Ставропольского края не позднее 1 октября текущего года.

2.2. определить ключевые компетенции учащихся в области сохранения и поддержания здоровья, разработать и внедрить здоровьесберегающие педагогические технологии в систему образования детей. Открыть в этих целях лабораторию на базе Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования.

3. Рекомендовать главам территориальных районных государственных администраций края и главам городов краевого значения разработать и принять долгосрочные районные (городские) комплексные программы Здоровьесберегающие педагогические технологии в образовании детей.

4. Предложить главам территориальных районных государственных администраций края и главам городов краевого значения, руководителям органов управления образованием и образовательных учреждений обратить особое внимание на организацию доступного по цене сбалансированного питания каждого учащегося.

5. Рекомендовать руководителям органов управления образованием и образовательных учреждений края усилить работу по расширению сферы дополнительного образования учащихся на базе школ и учреждений начального профессионального образования.

6. Предложить средствам массовой информации края открыть рубрики, создать цикл радио и телепередач по пропаганде здорового образа жизни. Пригласить родительскую общественность к широкому участию в пропаганде физической и духовной культуры, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

7. Рекомендовать министерству здравоохранения Ставропольского края обеспечить неукоснительное выполнение законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья детей и подростков, их медицинского и медикаментозного обеспечения, профилактики психосоматических заболеваний и вредных привычек. Оказать содействие в создании и восстановлении городских, районных и школьных центров здоровья. Содействовать расширению сети лечебно-профилактических учреждений в городах и районах края по профилактике детского алкоголизма, табакокурения и наркомании.

8. Рекомендовать комитету по физической культуре, спорту и министерству культуры Ставропольского края расширить перечень культурно-оздоровительных услуг для детей и подростков с целью приобщения к ценностям здорового образа жизни, национальной и мировой культуры. Создавать и укреплять уже существующие детские театральные, хоровые, хореографические студии, кружки прикладного изобразительного искусства, сеть спортивных секций и клубов в образовательных учреждениях всех типов. Особое внимание обратить на физическую подготовку допризывной молодежи.

9. Предложить:

9.1. Советам ректоров ВУЗов и средних специальных учебных заведений активно включиться в научно-исследовательскую работу, связанную с внедрением в учебный процесс здоровьесберегающих педагогических технологий;

9.2. Ставропольскому краевому институту повышения квалификации работников образования дополнить разделы читаемых курсов для всех категорий педагогических работников по вопросам формирования здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий в образовании в рамках методики профессора В.Ф. Базарного.

10. Рекомендовать министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, главам территориальных районных государственных администраций и главам городов краевого значения создать условия для трудовой занятости и безопасности труда подростков и молодежи.

11. Контроль за выполнением данного решения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края А.Ф. Золотухину, министра образования Ставропольского края А.Е. Шабалдаса.


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобразование России)

113833, Москва, М-230, ГСП ул. Люсиновская, 51
Телефон: 237-97-63 Факс: 924-69-89
Телетайп: 114027 КОНОИД
23.12.200229/2572-6
На Nº_______________________

Органы управления образованием
субъектов Российской Федерации

В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 20.11.2002г. Nº 4048 в ваш адрес направляются видеоматериалы (видеофильм Спасем детей – спасем Россию!) по проблеме преодоления школьных форм патологии с использованием в учебном процессе здоровьеразвивающих технологий, разработанных учеными Красноярского края и Московской области под руководством руководителя московской областной Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования, доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Базарного (справка прилагается). Рекомендуется использовать данный видеофильм в образовательных учреждениях, прежде всего в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе.

Приложение: Краткая справка на В.Ф. Базарного на 1 л.

Начальник Управления
специального образования

Т.В. Волосовец


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 09. 2001 г.

Nº 321
г. Ставрополь

Об изменении требований
к учащимся при проверке техники
чтения в начальной школе.

На основании приказа МО РФ от 19.05.98 Nº1235 Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. В целях сохранения психологического комфорта учащихся при проверке техники чтения в начальной школе, отменить контроль по учету количества слов, прочитанных в минуту.
  2. Краевому институту повышения квалификации работников образования (Вишнякова) разработать критерии оценивания успешности освоения чтения в начальной школе.
  3. Отделу общего образования (Романенко) довести данный приказ до сведения органов управления образованием, образовательных учреждений края.
  4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Министр

А.Е. Шабалдас

Визы:


Публикации •  • Базарный Владимир Филиппович, Школьный стресс и демографическая катастрофа России

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet