В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Рекомендуем прочитать

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

 

Глава 2 •  Деструктивные влияния современного учебного процесса на телесное здоровье.


Базарный В.Ф.

Школьный стресс и демографическая катастрофа России

Деструктивные влияния современного учебного процесса на телесное здоровье.

2.1 Телесная вертикаль, ритмы произвольно-волевых усилий и гравитационный ритм земли.

Специалисты в области электрофизиологии, вообще, и электроэнцефалографии, в частности, давно подметили: при вертикальном положении тела активизируется движение энергии снизу вверх. Данное явление получило название восходящей энергетической активации. К сожалению, глубже этой констатации наука подобный феномен не разрабатывала.

Комплексом выполненных под нашим руководством исследований по возрастной физиологии выявлено, что в основе восходящей активации находится высокочастотный телесно-энергетический ритм, начинающийся с подошв ступней и далее распространяющийся вверх по телу, подключая к себе все вегетативные гладкомышечные системы жизнеподдержания.

Установлено, что данный ритм через вестибуло-мозжечковый механизм несет не только феномен зарождения нервных токов, необходимых для реактивации видовых информационных сверток, в т.ч. реализации программ жизнеподдержания, но и специфическую соборную функцию — функцию синхронизации (сборки) между собой всей иерархии телесных био (а точнее, информационных алго) ритмов (от высокочастотных до низких).

Установлено, что реактивационный эффект данного ритма, в т.ч. эффект сборки между собой различных информационных контуров прямо пропорционален оформленности и укорененности на этапах детства главного параметра нашей видовой конституции — телесной вертикали (осанны — на христианском языке). Речь идет о том, что активность (мощность) данного восходящего тока (ритма) обусловлена мерой совпадения вектора телесной вертикали относительно гравитационной земной (а в широком плане — космической) оси. При этом максимум ритмической упорядоченности и активности (мощности) высокочастотного телесно-тонического ритма выявляется при совмещении телесной вертикали с гравитационной осью земли.

И, наоборот, при отклонении вектора телесной вертикали от гравитационной оси наблюдается, во-первых, нарушение ритмического строя колебательного момента, во-вторых, рост судорожных нейромоторных спаек, в-третьих, постепенное угасание амплитуды (мощности) алгоритмов.

Нами подтвержден установленный ранее В.С. Гурфинкелем, Я.М. Коц, М.Я. Шик (1965) феномен: по мере искусственного увеличения массы тела (путем возложения на плечи дополнительного груза) колебательный момент тела не только не затухает, а, наоборот, увеличивается. Этот факт позволил нам сделать однозначный вывод: энергетика и ритмика водительства данного ритма находится за пределами нашей телесной организации. Пропорциональность же мощности и ритмичности колебательного момента тела мере совпадения телесной вертикали и гравитационной оси позволил нам считать, что в основе его происхождения находится гравитационно-колебательный момент земли (он же — электро-магнитный, он же — фотонно-гравитационный). Тот же ритм, который трансформируется в колебательный момент тела, мы определили как телесно-осевой гравитационный ритм жизни (ТОГРЖ).

С этих позиций собрать тело — значит собрать всю иерархию информационно-энергетических контуров телесной организации в единую синхронно сонастроенную цельность (соборность). И этого возможно достичь только с помощью внешнего универсального ритма-водителя, ритма-дирижера — гравитационного ритма земли.

Установлено, что мере проникновения в конструкцию тела ТОГРЖ, а так же подключения к себе различных биоритмов способствует мера симпатико-тонической активации, возникающей при телесной вертикальной стойке с развернутыми плечами и гордо поднятой головой (царской осанне). И только в таком положении отмечается вся полнота раскрытия пластичности (парусности) волновой структуры нейромоторных алгоритмов. И, наоборот, мере отключения телесных ритмов от ТОГРЖ способствует мера парасимпатической активации, возникающей при согбенности и опущенных плечах. В этих условиях наблюдается синдром сворачивания полноты раскрытия (парусности) волновой структуры нейромоторных ритмов, вплоть до появления спаек.

Установлено, что ТОГРЖ имеет прямое отношение не только к поддержанию непроизвольной жизнетворной моторики, подведенной под основу функционирования всех систем жизнеобеспечения (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечного тракта, в т.ч. выделительной и т.д.), но и к формированию всего того, что возвысило нас из мира чисто вегетативной (инстинктивной) жизни. Речь идет о формировании всех произвольно-моторных, а в итоге, духовно-психических потенциалов: уверенной речи, рукотворческих, в т.ч. графических способностей и т.д.

Установлено, что все произвольно-моторные (психомоторные) способности формируются на основе наложения (подключения) низкочастотных (низко энергоемких) произвольных усилий тела (рук, речевого аппарата) на высоко энергоемкие высокочастотные непроизвольные ритмы, протекающие в организме на основе ТОГРЖ. При этом для наложения таких ритмов как минимум нужна произвольная воля и активность тела в режиме телесной вертикали.

В этих условиях эффективность наложения произвольно-волевых (психомоторных) ритмов с ТОГРЖ обусловлена двумя принципиальными моментами: во-первых, приданием произвольным усилиям строго ритмического строя, во-вторых, такой минимизации усилий во времени, при которой за каждым усилием (мышечным напряжением) должна следовать микропауза (отдых). Такой режим необходим для восстановления затраченных при усилиях пластических и энергетических веществ, в т.ч. за счет обеспечения полноценного тока крови по капиллярам и сосудам, а также минимизации шумов, связанных с наслоением судорожной напряженности мышц. Теперь мы можем понять, какую жизнетворную основу для людей имеет художественно-пластическое рукотворчество, в т.ч. сформированный в детстве художественно-пластический почерк.

Вот почему в долгосрочном плане сформированность на этапах детства телесной вертикали, в т.ч. свободы произвольно-волевых (психомоторных) ритмов — это абсолютно необходимое условие, с одной стороны, для поддержания жизнеспособности организма, с другой, для реактивации и выведения на поверхность телесной и духовно-психической жизни видовых информационных программ. И, наоборот, несформированность на этапах раннего детства телесной вертикали, а также свободы произвольно-волевых ритмов — это способ закрепощения и заглушения жизнетворных алгоритмов, секвестр реализации видовых программ, а, в конечном счете, — это путь к генетической инфантилизации и угасанию жизнеспособности людей.

Теперь мы можем, наконец, осознать, какое бедствие ждет новые поколения, если с детства у них не сформировать и не укоренить главный параметр нашей видовой конституции — идеальную телесную вертикаль. Если не оформить свободу пластики и ритма произвольно-волевых усилий и, в первую очередь, речевых и графических. А предложенный сидяче-согбенный образ строительства школьной жизни детей как раз и есть не что иное, как формирование поколений с отклоненной осью телесной вертикали от гравитационного вектора земли, есть ни что иное, как разрушение базового параметра нашей видовой конституции — телесной вертикали, а в итоге, заглушение биореактора нашей жизнеспособности. Что касается технико-скоростных принципов образования, то это есть ни что иное, как слом и заглушение тех базовых психомоторных функций, на основе которых формируются все творческие способности, а в конечном счете, свободный творческий интеллект.


2.2. Школа хронического стресса.

Комплексом проведенных нами исследований установлено, что образование (воспитание) детей на седалищах — это прежде всего подавление и заглушение активности тела, в том числе усилий и силовых нагрузок на всю опорно-двигательную костно-мышечную систему. В этих условиях развитие ребенка происходит в режиме своеобразного синдрома телесно-мышечного и, как следствие, метаболического расслабления. Это означает, что адекватно мере снятия силовых нагрузок перестраивается весь остеосинтез в направлении формирования расслабленной костной структуры. При этом, связанные в костях ионы кальция (ранее выполнявшие динамические функции) выходят в кровь, но уже в виде солей. В итоге, с одной стороны, развивается костный остеопороз, с другой — появляется повышенная циркуляция солей кальция в крови. Излишки же кальция в крови — это уже начало кальцификации клеток и тканей и, прежде всего, опорно-двигательного аппарата, сосудов и внутренних органов. Между тем, врач-педиатр выписывает ребенку, у которого выявлен остеопороз, именно соли кальция. В этих условиях остеопороз не устраняется, а излишек кальция в крови возрастает. Дозированное и постоянное наращивание силовых нагрузок на костно-мышечную систему — универсальный метод лечения массового остеопороза.

Но тело ребенка в учебном процессе пребывает не просто в режиме седалищного расслабления. Оказалось, что выведение из процесса развития и функциональной задействованности телесно-осевого баланса — центрального механизма меры, на основе которого оформляются все функции координации тела, в том числе тонкие произвольно-волевые способности (дозированные усилия тела, рук, пальцев и т.д.) привело к тому, что дети при выполнении тонко координированных произвольно-волевых актов (типа письма) оказались вынужденными обращаться к древним эмбриональным уровням построения произвольных движении. А древние уровни управления произвольными движениями построены на законе все, или ничего, т.е. на законе не управляемой, не дозированной энергозатратной мобилизации телесно-мышечных систем. Внешнее проявление таких не управляемых мышечных усилий — разлитые по всему телу фиксированные во времени статистические мышечные напряжения. Это состояние своеобразного тетануса (электрошока). Этот синдром, конечно, наблюдал каждый педагог — вспомним вечно зажатых, напряженных и низко склоненных при письме детей.

Фиксированные и продолжительные по времени мышечные напряжения — это предельная мобилизация всех нейро-энергетических и гормонально-эндокринных ресурсов организма на фоне блока определенности в стратегии произвольно-волевого реагирования (поведения). Это своеобразное короткое замыкание между чувственным и моторным энергетическими контурами и, как следствие, залповый сброс чувственной нервной энергии в хаотическую мышечную судорожность, т.е. в никуда, вне поступления ее извне за счет блока чувственных каналов. Это блок (внесение хаоса) в ритмически протекающие произвольные (психические) ритмы (речевые, графические и т.д.).

Установлено, что в этих условиях в состояние напряженности вовлекаются не только произвольно-волевые мышечные системы, но и гладкомышечные, на основе которых держится функциональная жизнь всех вегетативных процессов, жизнь всех внутренних органов, т.е. жизнь всех систем жизнеобеспечения и особенно системы микроциркуляции крови. В итоге — это нарушение процессов синтеза-распада веществ с накоплением недоокисленных радикалов (шлаков, солей и т.д.). Это самоотравление организма. Это погружение детей в старость и болезни старения. Кроме этого, ситуация фиксированных пролонгированных во времени напряжений — это внесение хаоса в структуру нейромоторных частот, несущих в себе информационно-генетические программы жизнеобеспечения. Вот почему спазм произвольно-мышечный трансформируется в спазм нейромоторный (нейрокинетический). А это уже спазм сердечно-сосудистый, желудочно-кишечный, дыхательный и т.д. Это своеобразный блок всех жизнеполагающих информационных био(алго)ритмов.

В этих условиях организм выходит без потерь лишь при кратковременном воздействии подобных эффектов. В случаях же продолжающихся и повторяющихся подобных реакций организм входит в режим нервно-энергетического, гормонально-эндокринологического и информационно-генетического истощения (выгорания).

Следует особо заметить, что еще Ганс Селье (1938) показал: те пролонгированные во времени мышечные напряжения, которые не снимаются движениями (действиями), являются стрессом и оказывают такое же деструктивное влияние на организм, как и острое отравление ядом.

То, что дети систематически испытывают школьный стресс, Всемирная организация здравоохранения констатировала еще в 1959 году. К сожалению, при наличии нескольких базовых академий у нас школьным стрессом никто по-настоящему не занимался. Исследования, ведущиеся под нашим руководством в течение 27 лет, позволяют утверждать: школа переполнена самыми разнообразными школьными стрессами. Ниже приведем лишь неполный их перечень.


Структура школьных (дидактогенных) стрессов,
в которых систематически пребывают дети в учебном процессе

  1. Классическая безрукая сигнально-левополушарная (вербальная) основа строительства учебного процесса, в которой изначально заложены:
    1. стресс от подавления произвольно-волевой активности и рукотворческой деятельности;

    2. стресс от расщепления и отчуждения образного эмоционально-творческого правого полушария от условно-сигнального — левого, заглушающего эмоционально-смысловое восприятие;

    3. стресс от расщепления и отчуждения эмоционально-смыслового переживания от произвольно-волевого созидания.

  2. Стресс закрепощения чувственно-информационных и нейромоторных ритмов в условиях систематической обездвиженности детей:
    1. напряжение от закрепощения общей телесно-моторной активности (гипокинетический стресс);

    2. напряжение от закрепощения ориентировочно-поискового рефлекса из-за систематической обездвиженности головы;

    3. напряжение от закрепощения энергоемких сканирующих и образовоссоздающих зрительных ритмов за счет систематической точечной фиксации взора на текстовом поле букв в режиме ближнего зрения.
  3. Нарастающее в поколениях угасание способностей локализации и координации произвольных движений (усилий) в пространстве при седалищном образе строительства учебного процесса и, как следствие:
    1. обращение к эмбриональным программам построения движений по принципу все, либо ничего;
    2. напряжение от выключения телесно-осевого баланса, градуирующего меру произвольных усилий во времени и пространстве.
  4. Напряжения, обусловленные грубыми нарушениями санитарно-гигиенических требований:
    1. оптико-рефлекторные напряжения из-за перспективного искажения букв, возникающего на горизонтальной поверхности столов;
    2. позо-статические напряжения из-за несоответствия размеров столов росту ребенка;
    3. напряжения, обусловленные заменой электролампового равномерного освещения на мелькающее — люминисцентное;
    4. напряжения, обусловленные нарушением гигиенических и эргономических требований, предъявляемых к печатным текстам.
  5. Дидактогенные стрессы:
    1. стресс от расщепления слова от образа и, как следствие, разрушения сигнально-образных ассоциаций и возникновения на этой основе словесно-смысловой неопределенности;
    2. стресс от расщепления чувства от смысла (эмоционально-смыслового синтеза) и возникновения на этой основе эмоционально-смысловой неопределенности;
    3. стресс фиксированных статических напряжений, возникающих при:
      • — безотрывном письме шариковой ручкой; а так же
      • — ускоренном письме;
      • — ускоренном чтении.
    4. стресс из-за игнорирования базовым учебным планом необходимости формирования уверенной диалоговой речи, из-за чего ребенок пребывает в дидактогенной неуверенности и страхе.
  6. Стресс бесполой дидактики и пололичностной диссоциации:
    1. стресс из-за игнорирования принципиальных различий в пололичностных установках эмоционально-смысловых сфер у мальчиков и девочек;
    2. стресс из-за пололичностной дидактогенной (сигнально-образной) неопределенности;
    3. стресс из-за уничижения мужского начала в мальчиках перед более зрелыми по генетическому и духовному возрасту девочками.
  7. Стресс из-за эмоционально-душевной депривации (депрессии), заложенной в инструктивно-принудительную дидактику:
    1. между авторитарным учителем и детьми;
    2. между эгоцентрически сформированными детьми и учителем;
    3. между авторитарными родителями, эгоцентрическими детьми и авторитарными учителями.
  8. Стресс хронической чувственной депривации в условиях постоянного воздействия сенсорно обедненной учебной среды — комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств:
    1. тактильно-вегетативные депрессии-напряжения;
    2. оптико-вегетативные депрессии-напряжения;
    3. ауди-вегетативные депрессии-напряжения;
    4. вестибуло-вегетативные депрессии-напряжения;
    5. аромо-вегетативные депрессии-напряжения.

Заметим, что одним из последствий систематического воздействия стресса (и не только) является истощение (выгорание) нервной энергии, сопровождающееся увеличением щитовидной железы. Педиатры уже многие годы выражают тревогу по поводу увеличения у школьников щитовидной железы. Так, в Самаре было проведено массовое обследование учащихся. У 40 % школьников выявлен зоб.1

Причину медики видят в одном: недостаток йода в воде и пище. Между тем, еще в позапрошлом веке доктором Гильомом из Нефшателе был описан школьный зоб, который из 731 ученика был выявлен у 414. Подобный факт описал и Д.И. Писарев в 1865 г. в своей знаменитой статье Школа и жизнь.

Наши исследования убеждают в главном: степень выраженности зоба у школьников прямо пропорциональна той напряженности ребенка, которую он испытывает в процессе письма. В частности, при незначительно выраженном синдроме склонения (внешнем проявлении внутренней напряженности детей) детей при письме (до 20 см) среди школьников 7-8 классов зоб в 80-е годы ХХ столетия выявлялся у 9,1 % детей. В то же время при резко выраженном синдроме склонения детей при письме (12 см и ниже) среди аналогичной возрастно-половой группы школьников зоб выявлялся уже у 63,7% детей.

И еще одно открытие. Ведущий цитолог из СО РАМН профессор В.П. Новицкая вместе с В.А. Гуровым исследовали метаболизм на клеточном уровне у группы школьников 8-9 лет, учебный процесс которых строился в традиционном моторно-закрепощенном (стрессогенном) режиме, а так же сравнительно у аналогичной возрастной группы детей, учебный процесс которых строился в предложенном нами режиме моторной свободы (работа в положении стоя и свободного перемещения по классу). При этом установлено, что спустя только 2 года обучения во второй (экспериментальной) группе флуоресценция (свечение) лимфоцитарных моноаминов оказалась в 2,3 раза выше (р< 0.01)!!! А ведь свечение клеток — это та кладовая, где хранится полевая генетическая информация (Гурвич А.Г., 1977; Любищев А.А., 1925; В.П. Казначеев, 1981; Гаряев П.П., 1994 и другие).

В этих условиях замалчивание школьного стрессогенного механизма в массовом поражении детей зобом — есть величайший обман и преступление. Со всей ответственностью утверждаю: массовое увеличение щитовидной железы у школьников — это самый грозный симптом неумолимо надвигающейся на нас видовой катастрофы, обусловленной чуждой природе ребенка методикой образования, обусловленной дидактогенными стрессами и, как следствие, истощением (выгоранием) энергоинформационных ресурсов жизни. Зоб — это последняя компенсаторная реакция организма, судорожно цепляющегося за жизнь.

Что же касается долгосрочных последствий воздействия стресса на детский организм, то они в основном известны. Это истощение гормонально-эндокринной системы, выводящей на поверхность телесной и духовной жизни видовые информационные программы жизнеобеспечения.

Это нарастающие процессы генетических мутаций.

Это распространенные сосудистые расстройства.

Это расстройство работы всех внутренних органов и систем.

На клеточном уровне — это быстрое выпадение ионов кальция, переносящих электрические потенциалы при ритмических сокращениях мышц, в соли кальция.

Это внутреннее угасание потенциала нервной энергии.

Это ранний системный склероз:

  • клеток;
  • периваскуальных структур и сосудов;
  • нейроглиальной системы;
  • нейромоторных структур;
  • межкостных хрящевых сочленений (типа остеохондроза с образованием остеофитов и др.).

Это всевозрастающая косность и тугоподвижность тела, т.е. прижизненное его окостенение (окаменение).

Это раннее старение детей с формированием у них букетов сугубо старческих болезней.

Установлено: развитие детей в таких условиях — это изначальное разрушение детородной конституции тела из-за нарастающих:

  • ригидности и тугоподвижности костно-мышечных систем;
  • деформации развития структур малого таза;
  • застойно-воспалительных процессов в малом тазу;
  • угасания качества и эффективности детородного семени;
  • дезорганизации родоразрешающей силы и родоразрешающего ритма и т.д.

О том, что происходит с телами школьников за 10 лет седалищно-расслабленного познания жизни, подробно описано в обстоятельном исследовании сотрудника нашей научной лаборатории Алифановой Л.А. (см. главу 3 настоящего издания).

Весь комплекс патологических явлений, возникающих на начальном этапе седалищного воспитания (образования) детей мы определили как синдром утомления детей (СУД). Постепенно, по мере обучения в режиме напряженности, возникает синдром прижизненной мумификации тела (СПРУТ).

С широких эволюционных позиций — это возрастающий в поколении синдром инфантильно-дегенеративной инволюции (СИДИ).


2.3. В основе демографической катастрофы России — полвека школьных реформ.

Министерство образования СССР во второй половине ХХ-го века провело целый ряд специальных реформ, направленных на углубление и усиление внутренней напряженности (стресса) детей в учебном процессе.

  • Это игнорирование в учебном процессе творческого, эмоционально-смыслового правого полушария и строительство учебного плана на инструктивно-программируемом, дисциплинарно-принудительном левом полушарии. На научном официальном языке — это строительство отечественной школы на вербальной основе.
  • Это окончательное изгнание из базового учебного плана полноценного художественного и музыкального воспитания.
  • Это изгнание из базового учебного плана полноценного трудового воспитания и рукотворчества.
  • Это изгнание из базового учебного плана ГТО, физического и патриотического воспитания.
  • Это строительство учебного процесса на основе скорописи с помощью шариковой ручки.
  • Это внедрение для детей стандартов чтения под секундомеры вне оценки индивидуальных ритмов осмысления прочитанного.
  • Это внедрение бесполой дидактики, заглушающей адекватные природе пола чувственно-образные эмоциональные отклики, а в итоге — заглушающей развитие адекватных полу воображения, эмоций, фантазий, смыслов — т.е. пололичностной дифференциации.
  • Это замена ростомерной мебели на одномерную.
  • Это замена оптимальной для зрительного восприятия наклонной поверхности рабочих парт на искажающую перспективу букв горизонтальную поверхность столов.
  • Это замена оптимального электролампового освещения на негативное для мозга мелькающее люминесцентное.
  • Это дальнейшая информационная интенсификация учебного процесса.
  • Это грубейшие гигиенические нарушения в печатных текстах.
  • И т.д. и т.п.

И, как уже отмечалось выше, при такой методике так называемого образования уже спустя один учебный год у 60-70% детей возникают все признаки психических расстройств, а спустя несколько лет — букеты сугубо школьных неизлечимых патологий. В итоге мы видим как день ото дня нарастают тяжелые школьные хронические недуги — атеросклероз, остеохондроз, болезни сердечно-сосудистой системы. Прямо на уроках уже случаются инфаркты и инсульты. Час великой катастрофы неумолимо приближается! Вот как об этом пишет видный демограф России — специалист, владеющий методикой крупных статистических исследований, профессор И.А. Гундаров: ...По критериям медицинской науки такие процессы определяются как эпидемия. Эпидемия — есть массовое увеличение заболеваемости или смертности, вызванное действием фактора, передающегося от человека к человеку. ...Проведенный с помощью метода исключения анализ показал, что ни один из известных социально-экономических и медицинских факторов риска и все они вместе не объясняют природы сверхсмертности в России. ...Перечисленное убеждает в том, что страна переживает не нормальный демографический переход, а демографическую деградацию. ...Перечисленное ставит Россию перед дилеммой: смириться с неизбежностью и оказаться в Красной книге истории или найти прорывные неэкономические технологии для выхода из безвыходной ситуации.

Ему вторит бывший министр здравоохранения Ю. Шевченко: Сложившаяся к началу 90-х годов ситуация с общественным здоровьем приблизилась к критической, вопрос коренной перестройки здравоохранения встал со всей остротой. Современные условия потребовали принятия концептуального документа, в котором были бы отражены принципы дальнейшего развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. Срок исполнения первого этапа основных мероприятий по реализации Концепции закончился в 2000г., и есть все основания подвести итоги работы отрасли. На сегодня большинство планируемых мероприятий выполнено.

Каковы сегодня главные проблемы здравоохранения России?

  1. Высокие показатели смертности, заболеваемости и инвалидности населения. Ежегодно в стране регистрируется 155 — 185 млн. случаев заболевания острыми и хроническими болезнями, из которых около 100 млн. — с впервые установленным диагнозом.
  2. Особенно быстрыми темпами растет заболеваемость врожденными аномалиями, болезнями мочеполовой системы, системы кровообращения, а также нервной и органов чувств.
  3. Ежегодно в стране регистрируется от 15 до 17 млн. больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.
  4. В Российской Федерации зарегистрировано более 2 млн. больных сахарным диабетом, из них более 500 тыс. — инсулинзависимыми формами.
  5. В течение последних лет ежегодно заболевают раком более 400 тыс. человек, из них более 3 тыс. — дети, более 133 тыс. человек становятся инвалидами и около 300 тыс. умирают. В настоящее время на учете онкологической службы находится около 2 млн. больных, что составляет 1,4% населения страны.
  6. Общее число психических больных за эти годы возросло с 3,14 млн. до 3,88 млн., или на 19,1%, а интенсивный показатель — с 2117,2 до 2667,5 на 100 тыс. населения, или на 26%.
  7. В 2000г. в России эпидемиологическая обстановка по туберкулезу продолжала ухудшаться. Показатель смертности от туберкулеза в 2000г. составил 20,4 на 100 тыс. (в 1990г. — 7,9, в 1999г. — 20,1). Среди умерших 75% составляют лица трудоспособного населения. В целом ситуацию с туберкулезом следует оценить как крайне напряженную.
  8. Крайне напряженная эпидемиологическая обстановка сложилась по заболеваниям, передаваемым половым путем. Зарегистрировано 1 млн. 165 тыс. больных, в т.ч. 271 тыс. — сифилисом и 175 тыс. — гонореей. Интенсивный показатель заболеваемости сифилисом увеличился с 4,3 случая на 100 тыс. населения в 1990г. до 277,7 случая в 1997г., т.е. в 64 раза.
  9. В настоящее время проблема алкоголизма и наркомании представляет серьезную угрозу. Только за последние 9 лет число находящихся под наблюдением больных наркоманиями увеличилось в 6,8 раза, в 10,7 раза возрос уровень заболеваемости наркоманиями.
  10. В 2000г. в Российской Федерации погибли от травм, отравлений и несчастных случаев свыше 300 тыс. человек. Среди всех причин смертности на их долю приходится 14%. На 100 тыс. населения это составляет 214,3 случая2 .

Главный вывод нашего многолетнего изучения организации школьной жизни детей суров и неумолим. Игнорирование в учебном процессе образов живого мира, игнорирование собственного телесно-чувственного опыта, игнорирование рук и ног на фоне строительства учебно-познавательного процесса вне присущих полу чувств, эмоций, мечты, фантазий, мотивов — это постепенно и неумолимо нарастающее в поколениях умирание человеческой сути. Это отмирание людей, как вида.


Основная научная литература:

Аршавский И.А Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. — М.: Наука, 1982.
Аршавский И.А. Ваш ребенок у истоков здоровья. — М.: Наука, 1992.
Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. — Новосибирск: Наука, 1991.
Базарный В.Ф. Нейрофизическое содержание неумолимо нарастающего в современном обществе синдрома физического и психоэмоционального истощения (выгорания). Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 25-летию НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН. Красноярск, 2001.
Баранов А.А. Здоровье детей в России: научные и организационные приоритеты.// Российский педиатрический журнал. — 1999.
Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков.// Российский педиатрический журнал. — 2000. — Nº5.
Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966.
Василевский Н.Н. Экологическая физиология мозга. — Л-д: Медицина, 1979.
Гарбузов В.И. Нервные дети. — М.: Медицина, 1990.
Гаряев П.П. Волновой геном. — Изд-во Общ. польза, 1997.
Гурвич А.Г. Избранные труды. — М.: Медицина, 1977.
Гурфинкель В.С., Коц Я.М., Шик М.Л. Регуляция позы человека. — М.: Наука, 1965.
Казначеев В.П., Михайлова Л.П. Сверхслабые излучения в межклеточных взаимодействиях. — Новосибирск: Наука,1981.
Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1982.
Кратин Ю.Г., Зубкова Н.А., Лавров В.В., Сотниченко Т.С., Федорова К.П. Зрительные пути и система активации мозга. — Л-д: Наука, 1982.
Куинджи Н.Н. Нормирование непрерывной длительности письма с учетом механизма утомления младших школьников. Журн. Гигиена и санитария, Nº5, 1973.
Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. — М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2002.
Лобунская Г.В. Изобразительное творчество у детей. — М.: Просвещение, 1995.
Любищев А.А. О природе генов. — Пермь, 1925.
Орехов К.В. Экология человека и инфекционные заболевания детей Ставропольского края. Ставрополь, 1994.
Прибрам К. Языки мозга. — М.: Прогресс, 1975.
Рапопорт Ж.Ж., Прахин Е.И. Физическое развитие детей. — Красноярск, 1970.
Роль сенсорного притока в созревании функций мозга (Отв. ред. Е.В. Максимова, К.В. Шулейкина). — М.: Наука, 1987.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: 1960.
Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. — Изд-во политической литературы, 1947.


1 Радио России (22.02.2004, 15ч.9мин.)
2 Медицинская газета, 28.03. 2001.

Публикации •  • Базарный Владимир Филиппович, Школьный стресс и демографическая катастрофа России

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet