В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Рекомендуем прочитать

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

 

Приложение 5 •  Проект социальной программы формирования государственной политики воспитания здоровых поколений детей и подростков России на базе здравоохранительных образовательных технологий Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения (В.Ф. Базарный, 1986-1999).


Базарный В.Ф.

Школьный стресс и демографическая катастрофа России

Влияние двигательной активности в процессе академического урока на физическое развитие школьников.

ПРОЕКТ
социальной программы формирования государственной политики
воспитания здоровых поколений детей и подростков России
на базе здравоохранительных образовательных технологий
Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения
(В.Ф. Базарный, 1986-1999)

 

Актуальность данного проекта определяется тяжелейшей демографической ситуацией, сложившейся в нашей стране: идет обвальное разрушение социального и биофизиологического механизмов воспроизводства новых поколений и депопуляции (вымирание) русского народа и ряда других народов России, связанная, прежде всего, с разрушением детородной конституции, с генетической инфантилизацией, угасанием жизнеспособности сменяющих друг друга поколений народа России. Эта ситуация приобретает особую остроту в связи с тем, что все деструктивные процессы поразили не только детей и подростков, но уже и новорожденных (!!!).

Отсутствие же сфокусированных на корневые причины катастрофы активных коллективных действий общества и власти, перенацеленность так называемого здравоохранения на чисто лечебные (пожарные) цели день ото дня неумолимо ведет к дальнейшему ухудшению сложившейся трагедии.

Изначально же массовые нездоровые роды и массовое нездоровье младенцев указывает, что демографическая трагедия приняла замкнутый цикл, обусловленный глубоким разрушением детородной конституции и детородного здоровья молодых людей, и развивается по законам нарастающей в поколениях цепной реакции самораспада...

И этот процесс уже давно вышел из-под контроля власти, в т.ч. системы здравоохранения. Мы стоим перед страшной реальностью, при которой ничтожно малая часть здоровых дееспособных людей не сможет прокормить армию больных, немощных и калек. Вопрос стоит о самом существовании Российского государства, т.к. в перспективе его некому будет защищать и некому будет рожать здоровых детей, некому будет работать на полях и заводах.


1. Наш шанс и механизм решения национального бедствия.

27-летний опыт наших исследований причин возникшей трагедии показал, что ее истоки уходят в глубь воспитательных и образовательных технологий, сложившихся в эпоху так называемого Просвещения и получивших логическое завершение во второй половине ХХ века. Именно система воспитания и обучения детей в семье, детских садах и школах — главный похититель жизнеспособности и здоровья сменяющих друг друга поколений, главный виновник нашей демографической катастрофы. Эта система сориентирована против природы ребенка, против объективных психофизиологических законов его развития. Она антиприродосообразна, антинаучна, антинациональна, безответственна по отношению к детям и фактически бесконтрольна со стороны общества, в т.ч. родителей, хотя в Законе РФ Об образовании (ст.2) декларируется государственно-общественный характер управления образованием.

В результате искалеченные школой больные молодые люди с разрушенной телесной конституцией, с ослабленными телесными, психическими, энергетическими, иммунными потенциалами, создавая семью, способны произвести лишь еще более хилое и больное потомство. И такая деградация нашего национального генофонда усиливается от поколения к поколению.

На основе проведенных исследований нами была предложена программа реорганизации сложившихся учебно-воспитательных систем, включая природосообразные технологии и технические средства. Суть этих технологий — в строительстве учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, в режиме дальнего зрения и зрительных горизонтов, на основе ситуационно-образного моделирования, на основе единства слова, образа и действия, конструктивного и художественного рукотворчества, формирования учебно-воспитательной Среды, отвечающей законам природосообразности, национально-культурным традициям и т.д. Эти технологии, прошедшие медико-гигиеническую экспертизу и защищенные 44-мя патентами на открытия и изобретения, не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют подлинному развитию творческих способностей, в т.ч. более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему переутомления школьников. Они просты, доступны, дешевы, и их внедрение не требует больших финансовых затрат. Более того, одним из важных результатов перехода системы образования на эти технологии была бы большая экономическая выгода не только в отдаленной, но и в ближайшей перспективе: первые существенные результаты скажутся уже через 1-2 года. Кроме того, при правильном формировании патентной политики часть денег, перекаченных из России за рубеж, могут вернуться в народное образование, поскольку в таких технологиях заинтересованы сегодня большинство стран планеты, ибо резкое понижение резервов жизнеспособности охватило уже весь цивилизованный мир. Ведь система образования везде построена по одному и тому же классическому образцу и оказывает одинаково разрушительное воздействие на здоровье детей и во Франции, и в Англии, и в США, и в Японии...

Реализация нашего проекта возможна лишь в русле целостной и ответственной государственной политики воспитания здоровых подрастающих поколений.

Для этого необходимо:

1). Вынести на широкое общественное обсуждение проблему подрыва детородной конституции и детородного здоровья молодых людей, а так же угасания телесного, психического здоровья, а в целом жизнеспособности нации и причин нездоровья возрастающих поколений России. Поставить эту проблему как межведомственную перед Правительством России, Министерствами образования и здравоохранения, Советом безопасности, силовыми ведомствами, Государственной Думой и Советом Федерации. Провести анализ динамики ситуации с развитием и здоровьем детей и подростков за последние 40 лет (и особенно последние 15 лет и 5 лет) в каждом регионе и по России в целом. Особое внимание следует обратить: что произошло с качеством развития и здоровья после реформ, проведенных в образовании в 60-е годы ХХ столетия!
2). Сформулировать социальный заказ родителей (общества) системе образования (государству) на воспитание здоровой гармонично развитой личности — заказ, подкрепленный принятием Закона об Аттестате на зрелость Личности выпускника средней школы.
3). Ввести в обязательные практику органов образования открытые гласные конкурсы на разработку и принятие образовательных программ на всех уровнях (от городского до федерального).
4). Обеспечить неотложное внедрение в детские сады и школы России природосообразных здравоохранительных технологий, давно уже разработанных российскими учеными, а также законодательно оформить ответственность образовательных учреждений и системы образования в целом за динамику развития и здоровья детей России в процессе их обучения.
5). Выработать механизм ответственности образовательных учреждений и системы образования в целом за результаты своей деятельности, в т.ч. за динамику здоровья и развития детей. Считать нравственное, интеллектуально-творческое, психическое и телесное развитие и здоровье детей главным критерием оценки деятельности детских садов и школ, а динамику демографической ситуации в стране главным критерием оценки деятельности властных структур всех уровней — от руководства муниципальных районов до Правительства и Президента.
6). Для того чтобы декларированный в Законе РФ "Об образовании" "государственно-общественный характер" управления образованием мог воплотиться в жизнь, необходима самоорганизация родительской общественности снизу доверху. Способом такой самоорганизации должны стать родительские собрания всех уровней, выбирающие полномочные родительские Советы всех уровней (с обязательным статусом юридического лица), которые помогали бы системе образования и одновременно осуществляли бы контрольные функции за результатами деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием и властных структур по критериям, упомянутым в п. 5.
7). Довести до Президента, Правительства, Совета Безопасности, Государственной Думы и Совета Федерации многочисленные требования родителей России принять самые жесткие меры по прекращению в СМИ вакханалии пропаганды насилия, секса, безнравственности, атрибутов нездорового образа жизни (алкоголь, табак и т.п.) и прочего, оказывающего разрушающее воздействие на психику и нравственное здоровье детей, подростков и молодёжи. Считать все эти проявления грубейшим нарушением базовых положений Закона РФ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ и, в частности, главного права ребенка — на здоровое нравственное, психическое и телесное развитие, в т.ч. на нравственную, а так же духовно здоровую среду обитания (ст.2).


2. Этапы реализации проекта

27-летний опыт реального внедрения здравоохранительных технологий воспитания и обучения на уровне регионов и отдельных образовательных учреждений СССр и РФ показал, что основные проблемы и трудности, препятствующие эффективной работе, носят психологический характер, обусловленный косностью наших стереотипов.

Их главная причина — непонимание родителями, педагогами и медиками существа проблемы, и в первую очередь того, что глубинные истоки и причины нездоровья имеют не медицинский, а воспитательно-педагогический характер. Это приводит к тому, что педагоги и управленцы в сфере народного образования оказываются неспособными понять и признать, что их деятельность на корневом уровне разрушает здоровье подрастающих поколений.

Другой причиной неэффективности работы по внедрению здоровьеразвивающих технологий является отсутствие слаженного межведомственного подхода к решению проблем детства, а также профессиональная и управленческая разобщённость ведомств и их руководителей. Это объясняется тем, что в нашей науке и практике управления утрачено целостное представление о целостном развивающемся ребёнке. В результате — проблема здоровья замыкается только на узкоспециализированного по органам и частям тела врача, а проблема развития личности — только на педагога-предметника (уже давно не психолога и не воспитателя). Поэтому разговор о здоровье и нездоровье на всех уровнях традиционно ведётся лишь в плоскости определения их внешних, сугубо материально-физических причин, и мало кто ставит вопрос об угасании внутренних сил жизни (на основе которых живёт и развивается детский организм), связанном с системой воспитания и обучения ребёнка в семье, детском саду и школе.

Необходимо вести речь не о здоровье-нездоровье людей и особенно развивающегося организма как сугубо медицинской проблеме, а об оформляющейся на этапах детства жизнеспособности человека как показателе резервов его телесных, иммунологических, генетических, нервно-психических, духовно-волевых, интеллектуально-творческих, нравственных сил, которые рекультивируются у каждого пришедшего в этот мир дитя человеческого. Без осознания этого, без взаимодействия в решении проблемы различных ведомств и социальных институтов (семьи, здравоохранения, образования, культуры, органов внутренних дел, военных комиссариатов и т.д.) задача остановки начавшегося обвала с телесным и психическим здоровьем возрастающих поколений России не может быть решена.

Поэтому реализацию проекта следует организовать так, чтобы логика и последовательность этапов его внедрения постепенно решали указанную выше демографическую трагедию.

  • Первый этап — осознание руководством страны (региона) описанной выше демографической трагедии и истоков ее развития, в т.ч. драматичной ситуации с детородной конституцией и со здоровьем подрастающих поколений.

Для этого Президент (Председатель Правительства, Глава региона) даёт поручение руководству здравоохранением и службе военного комиссара: еще раз глубоко оценить ситуацию с развитием и здоровьем молодых людей, в т.ч. происшедшие за последние 30-40 лет (в т.ч. за последние 15 и 5 лет) изменения в духовно-нравственном, психическом, интеллектуальном и телесном развитии и здоровье подрастающих поколений в стране (регионе). При этом необходимо, используя статистические данные, получить ответы на следующие конкретные вопросы:

    1. Что реально происходит с подростками и призывниками? (Подлинные причины негодности к армии, роста психических отклонений, умственной отсталости, нравственного нездоровья, преступности и т.д.)

    2. Какова реальная ситуация в родильных домах? (Почему большинство молодых женщин уже не могут родить здорового в перспективе дееспособного ребенка?)

    3. Какова динамика в здоровье дошкольников с тех пор как по инициативе Министерства образования детские сады были трансформированы в образовательные учреждения?

Одновременно с этим сотрудники лаборатории В. Ф. Базарного (по специальной программе) могут провести выборочно-углублённые обследования детей и подростков в ряде регионов

Полученные данные выносятся на совещание при Президенте (Главе администрации города, региона, области), на котором принимается решение о проведении открытого гласного конкурса на региональную (федеральную) программу реального и радикального улучшения ситуации с развитием и здоровьем подрастающих поколений при минимальных экономических затратах ("Нравственное, творческое и физическое развитие детей в системе дошкольно-школьного воспитания и обучения").

  • Второй этап — разработка и принятие программы на конкурсной основе.

Цель конкурса — поиск реальной научной базы для формирования государственной политики воспитания здоровых подрастающих поколений. Проекты, представленные на конкурс, должны основываться на фундаментальной научной базе и содержать:

    — новую концептуальную основу строительства здоровьеохранительной (а точнее здоровьеразвивающей) отечественной школы;

    — природосообразную систему воспитания здоровых развитых телом и духом детей;

    — многолетний опыт внедрения и заключения на уровне регионов и отдельных образовательных учреждений здравоохранительных технологий воспитания и обучения — запатентованных, недорогих, эффективных и легко тиражируемых;

    — межведомственный управленческий механизм решения демографической трагедии, в т.ч. воспитания новых поколений;

    — практическую реализуемость, сроки реализации и надежные критерии оценки результатов.

  • Третий этап — организационный.

Этот этап следует сразу за принятием и утверждением программы или параллельно предыдущему этапу. Его целью является создание межведомственного механизма управления формированием и реализацией государственной политики по воспитанию духовно, нравственно, интеллектуально, психически и телесно жизнеспособного и развитого молодого поколения.

На данном этапе создаётся координационный межведомственный совет при Президенте (Главе региона), определяются его функции и полномочия и этапы реализации программы.

  • Четвертый этап — создание механизма всеобъемлющего контроля за динамикой телесного, духовно-волевого, эмоционального, психического, детородного, пололичностного развития и состояния здоровья подрастающих поколений в стране (регионе) на основе службы средних медработников и врачей образовательных учреждений с использованием методов экспресс-диагностики.

На этом этапе создаётся механизм анализа (экспресс-контроля и оценки) динамики комплексного развития детей и подростков в стране. Но не анализа вообще и не один раз в четыре года (как это часто имеет место в настоящее время), а конкретно — в каждом образовательном учреждении, у каждого педагога (воспитателя и учителя) — в начале и конце каждого учебного года. Для запуска этого механизма необходим минимум оборудования и финансовых затрат.

Детские сады и школы в обязательном порядке укомплектовываются медсестрами, прошедшими специальный курс обучения, и техническими средствами экспресс-диагностики,

Таким образом, взамен трудоёмких, затратных и формальных медицинских комиссий, осматривающих детей 1 раз в 4 года, взамен дорогостоящих компаний типа прошедшей всеобщей диспансеризации, создаётся постоянно действующий эффективный и не дорогостоящий механизм контроля за динамикой телесно-функционального и духовно-психического развития детей в учебно-познавательной среде (и, конечно, в семье).

  • Пятый этап — принятие Правительством (Администрацией региона) и постановка перед системой образования социального заказа — заказа на воспитание Зрелой Личности (на основе специального сертификата — Аттестата на зрелость личности).
  • Шестой этап — формирование механизма взаимодействия семьи и школы, в том числе механизма общественного (родительского) контроля за результатами деятельности образовательных учреждений по предупреждению причинения в учебном процессе ущерба эмоциональному, психическому и телесному развитию и здоровью детей, а так же анализа собственной деятельности в семье.

Этот этап предполагает выход на широкую родительскую общественность для принятия ею важнейшего решения о постановке перед администрациями, в. т.ч. системой образования родительского заказа на комплексное воспитание и образование личности ребёнка. Этап включает в себя:

    1). Выступления инициаторов и авторов здоровьеразвивающих образовательных программ в средствах массовой информации (газеты, ТВ, радио), а также широкое обсуждение программ на всех уровнях социальной жизни.

    2). Создание директивных и контрольных органов — Советов образовательных учреждений и родительских комитетов, формулирующих социальный заказ и образовательные задачи детским дошкольным учреждениям и школам, а также контролирующих и оценивающих их деятельность в соответствии с выработанными критериями.

    3). Принятие решения о введении в образовательных учреждениях параллельно-раздельного пололичностного (но не сексуального) воспитания и обучения.

Этот этап кладёт начало процессу реорганизации системы образования — её переориентации с неподконтрольных на сегодня педагогических инноваций на личностно-ориентированную педагогику, подконтрольную государству и обществу.

  • Седьмой этап — проведение конференций для руководителей образования, здравоохранения, медиков, педагогов. Принятие решения о совместной работе образования и здравоохранения с целью обеспечения здорового развития детей и подростков.
  • Восьмой этап — приобретение патентов и лицензий на здравоохранительные и развивающие технологий воспитания и обучения в системе дошкольно-школьного образования. Проведение семинаров для всех категорий управленцев, педагогов, медиков, занятых в системе образования и охраны здоровья детей.

Публикации •  • Базарный Владимир Филиппович, Школьный стресс и демографическая катастрофа России

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet