Автор Тема: Грамматика русского языка  (Прочитано 222 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Грамматика русского языка
« : 26 Марта 2010, 09:27:26 »
Я еду на курсы! Ура! 29-30 марта.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #1 : 04 Апреля 2010, 00:17:45 »
Приятно было встретиться с Николаем Александровичем. Как он легко рассказывает всё по таблицам! Как волшебник! К иллюзионистам ходить не надо. Приехала, открыла таблицы. И спотыкаюсь о каждое слово. Что такое "жох", "жок"? Теперь всё надо самой выучить и растолковать себе. Кто работает по таблицам с детьми? Мы с 5-6-летками используем пока только первую.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #2 : 07 Апреля 2010, 14:35:22 »
Сегодня на занятии (5-6-летки) распределяли слова: в кружок, если прилагательное, в квадраты (по родам), если существительное. Это всё устно. Было весело, когда кто-то попадал не туда.
Тут у меня разыгралось воображение. Иду по дороге и начинаю придумывать: может сделать флажки со всеми топографическими знаками (кружочек, квадратик, треугольник... Табл. 18), или были бы пульты и лампочки загорались бы (как "лингафонный кабинет"). Или магнитные карточки, или кубики такие же с наполнителем?
Кто что придумал и работает? Отзовитесь.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #3 : 25 Апреля 2010, 20:07:55 »
Мы уже рассмотрели приставки с 5-летками. Я или они (по очереди) читаем скороговорку, находим приставки, ребята на листочках пишут номера, их складывают, потом считаем вместе сумму. У нас целый час ушел на это, а мы и не заметили. Сделали шесть скороговорок. Примеры длинные, я выкладывала их из кубиков "Пять в кубе", а они записывали разными фломастерами. А потом, затаив дыхание, смотрят на меня, подниму я весь целиком пример или нет.
Чтение, математика, письмо - всё в одном флаконе.


Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 166
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #4 : 29 Апреля 2010, 15:15:52 »
Я тоже работаю по первой, по второй начали. Пишем диктант кубиками на слова с мягким знаком. Потом ищем номер в таблице, проговариваем, почему написали мягкий знак. К этому я добавила работу со складовыми карточками, разложили их на несколько  стопочек  - мягкий знак посередине, мягкий знак с шипящими, без мягкого знака (ёж, ёрш). Не знаю вот, за какую теперь таблицу браться?

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #5 : 02 Мая 2010, 00:34:24 »
Катя, здравствуйте! А мы еще с мягким знаком не работали, пропустили. ЖО-ЖЁ-ШО-ЦЫ... рассмотрели и сразу к приставкам. Теперь будем склонять по падежам. Надо, наверное, заготовить словосочетания: грустный день, веселый праздник, вкусный ужин и т.д. А можно брать из стихов, рассказов. Думаю, что получится. С моим (6-летним) получилось!
Не успела вернуться с курсов, у меня появился настоящий иностранец - девочка из Японии, 16 лет. Начали по таблицам заниматься. Какие открытия у меня, самой русской!!!!! Она задает такие "почему", о которых я даже не задумывалась ни разу в жизни! И тут я поняла, какой Николай Александрович гениальный!!!!!!!! Это действительно так подходит для иностранцев - это им только и нужно для овладения русским языком!
Сама девочка, сказала, чтобы я передала огромный привет Зайцеву Н.А., ей уже очень помогла первая таблица. Через один урок (час по первой таблице) она справилась в школе с заданием по фонетике - первое самостоятельно сделанное задание, оцененное учительницей. До этого с ней занимался (с сентября) просто учитель русского языка, и не было сдвигов в этой области.
Всё это очень вдохновляет. Елена, передайте, пожалуйста, большое "японское спасибо" от девочки Николаю Александровичу!  :good:

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Завсегдатай форума
  • *****
  • Сообщений: 209
  • Учим вас и ваших детей
    • Женский
    • Санкт-Петербург
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #6 : 02 Мая 2010, 15:52:04 »
Елена, передайте, пожалуйста, большое "японское спасибо" от девочки Николаю Александровичу!

Уже  :)
Даже если знания раздаются бесплатно, приходить нужно всё равно со своей тарой.

anna

  • Гость
Re: "Грамматика русского языка"
« Ответ #7 : 13 Мая 2010, 09:50:35 »
Алежна, мы работаем так: вырезали из картона квадратики, кружочки, треугольнички и т.д. Перед чтением текста раздаем ребятам карточки - всем поровну. Читаем текст, а потом они начинают размещать на нем свои карточки. Кто вперед всех и правильно сделал, тот и победил. Текст должен висеть на стене, чтобы все дети могли вокруг него разместиться.

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: "Грамматика русского языка"
« Ответ #8 : 13 Мая 2010, 16:26:13 »
Надо, наверное, заготовить словосочетания: грустный день, веселый праздник, вкусный ужин и т.д. А можно брать из стихов, рассказов.

Алежна, на форуме есть готовые словосочетания:
Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.metodikinz.ru/forum/?topic=23.0

Первое словосочетание: ЗАКРЫТЫЕ ГЛАЗА
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #9 : 23 Июня 2010, 16:14:48 »
Перед отпуском решила поделиться тем, что успели за два месяца с 16-летней девочкой из Японии.
Занятия по часу, два иногда; 3 раза в неделю.
По таблицам из "Русского для всех" закончили прилагательные основательно (таблицы 25, 26). Заглядывали немного в существительные и числительные.
Чем дальше двигаемся, тем всё больше влюбляюсь в таблицы. 
В начале я всё порывалась спросить: а как же то слово? а как же другое? Некоторые вопросы оставались без ответа... А Лера как-то сказала: "Ну, наверное, это будет в другой таблице". И, действительно, продвигаясь и открывая новые таблицы, находили наши случаи.
У неё вся комната оклеена таблицами, и к ней приходят еще разные специалисты-массажисты.... Они поглядывают на это и, что бы подковырнуть, задают разные вопросы: "А вот как правильно: у банка или у банки?"
Лера поначалу не справлялась, ждала, когда я приду. Мы вместе смотрим: "банк" - муж., значит, "у банка", а если "банка" - жен., то "у банки". Всё понятно! И массажистка сама задумывается...
Боже, как нас учили! Я мальчишек своих спрашиваю (они учатся хорошо, и я думала, что они всё знают): "У вас бывают ошибки в прилагательных, когда одна "н" пишется, когда две?" Они отвечают: "Всегда!" Ужас! Я даже не поверила. Средний говорит: пишу по интуиции. А я сама вспоминаю, что тоже писала по интуиции (хоть с медалью закончила школу). Это конечно хорошо, что интуиция есть, но лучше, когда точно знаешь и еще поспорить можешь с асами-учителями.
В общем, решила и на каникулах со своими мальчуганами всё пройти. Теперь навострилась. Легко, удобно. Ведь надо только чуточку присмотреться к таблицам, полюбить и не искать подвоха, и всё пойдет как по маслу.

Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 166
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #10 : 06 Июля 2010, 11:11:59 »
Мы тоже перешли на таблицы. Я повесила глаголы, прилагательные, местоимения и приставки. Несколько занятий посвятили разбору басней по таблицам, я также выписала все примеры стихов из пособия, прошлись мы и по скороговоркам. Присматриваемся к падежам.
Дети полюбили чтение по ролям, идет конкуренция за роль автора  8)  Пришлось даже шляпу специальную завести.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #11 : 07 Июля 2010, 13:45:08 »
Сегодня на занятии (5-6-летки) распределяли слова: в кружок, если прилагательное, в квадраты (по родам), если существительное. Это всё устно. Было весело, когда кто-то попадал не туда.
Девочки! Я с моими "зайчатами" тоже проводила такую работу. Им очень-очень было интересно, и они всё быстро поняли. Мы сразу и термины взяли: "прилагательное", "существительное". Получив такой неожиданно быстрый результат, мы разобрали род, число... А потом разогнались и "захватили" числительное, глагол, причём сразу научились определять время: прошедшее, настоящее и будущее. И всё за одно занятие! Никакой скуки! Только предложения подкидывали. А потом анализировали тексты, рисуя над словами значки. Дети САМИ заметили, что существительное и прилагательное согласуются между собой в роде и числе (значки одни и те же). Падежи вот не успели взять.
 :-[ Но главное, по-моему, всё-таки то, что детям безумно нравится изучать из чего состоит язык. Главное, не отбить интерес скукой и рутиной.
С помощью таблиц просто здорово получается!
Я тоже работаю по первой, по второй начали. Пишем диктант кубиками на слова с мягким знаком. Потом ищем номер в таблице, проговариваем почему написали мягкий знак. К этому я добавила работу со складовыми карточками, разложили их на несколько  стопочек: мягкий знак посередине, мягкий знак с шипящими, без мягкого знака (ёж, ёрш). Не знаю вот за какую теперь таблицу браться?
У меня за нехваткой стен вывешано "избранное". Первые четыре таблицы висят блоком на одной стене, все приставки - на другой, на третьей повесила числительные и способы выражения времени и на четвёртой - предлоги и наречия. Таблица №18 - "дежурная". Она вывешивается по необходимости, для работы.
Мы уже рассмотрели приставки с 5-летками. Я или они (по очереди) читаем скороговорку, находим приставки, ребята на листочках пишут номера, их складывают, потом считаем вместе сумму. У нас целый час ушел на это, а мы и не заметили. Сделали шесть скороговорок.
Мы тоже все таблицы иллюстрируем скороговорками и баснями. В скороговорках искали предлоги и приставки, а по первой таблице работали по примеру "Маминой школы" из Астрахани, только по басням.
Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.metodikinz.ru/post/?page=.russ.mamina
Пока, не все, конечно, успели, только "Кот и повар" и "Свинья". Детям очень понравилась эта работа, но главное впереди!
Через несколько дней ко мне приходит мама одного из мальчиков и сообщает, что они написали в школе диктант без единой ошибки! Впервые! А раньше меньше 16 не получалось! "У меня есть ощущение, что он какой-то свой способ придумал как писать грамотно. Как-то глаза закроет, головой покивает и пишет правильно!" - удивляется мама. А кивает головой - это он таблицу №1 представляет и сразу догадывается как правильно писать.
Так что спасибо огромное "Маминой школе" за такую полезную и замечательную статью! Всем очень советую! А нашему дорогому Николаю Александровичу - за таблицы!
А ещё я слова из первой таблицы все набрала крупно и разрезала на карточки. По одному слову на карточке. Ребята сами сортировали по номерам. Эту работу мы и со школьниками делали, и с ребятами, которые только учатся читать. Первые четыре таблицы вообще хорошо для тренировки чтения подходят. Заодно словарный запас обогащаем. :good:
Тут у меня разыгралось воображение. Иду по дороге и начинаю придумывать: может сделать флажки со всеми топографическими знаками (кружочек, квадратик, треугольник... Табл. 18), или были бы пульты и лампочки загорались бы (как "лингафонный кабинет"). Или магнитные карточки, или кубики такие же с наполнителем?
Кто что придумал и работает? Отзовитесь.
Алежна, я встретила у Марии Монтессори набор в каталоге для разбора предложения по частям речи. Она тоже с дошкольниками предлагает изучать этот материал. К сожалению, не могу сказать как этот набор называется, т.к. каталог, в котором я его увидела то ли на шведском, то ли на финском языке. :yes: Да это и не важно, так как он нам не совсем подходит. Но мне понравился принцип. Набор состоит из множества пластиковых цветных геометрических фигур, каждая из которых обозначает какую-либо часть речи. Символика у неё, естественно, своя. Так, например, большой чёрный треугольник - это существительное, малый оранжевый круг - наречие и т.д. Ребёнку предлагается выкладывать фигурами предложения, обозначая части речи. Эта идея мне очень понравилась, ведь мы делаем то же самое, только указкой по таблице. А что, если попробовать ещё и выкладывать схемы на столе, как говорится, подержать в руках все части речи. Почему бы не взять принцип организации работы у Монтессори, а символику у Зайцева? Только я добавила цвет. Цвет взяла тоже по Зайцеву частично из таблиц по английскому языку, а частично... мммм... как мне захотелось. ::) Но получился интересный набор и мой сынишка с удовольствием занялся этой работой. Красные квадраты - существительные, зелёные круги - прилагательные, розовые квадраты - местоимения, синие треугольники - глаголы (треугольники - это вроде бы как уголки. Их можно повернуть в одну сторону (несовершенный вид) и в другую (совершенный)). На треугольниках написала римские цифры I, II и III. Зелёные полукруги - краткие прилагательные, жёлтые большие буквы N - числительные, а зелёные крестики - предлоги. На белых квадратиках написала М, Ж, С, И, Р, Д, В, Т, П, и их сделала много. И ещё много белых жетончиков для обозначения мн. и ед. числа. Чёрные - союзы и междометия. Теперь читаем предложения и выкладываем в ряд фигуры, рассуждая где какая часть речи, сразу определяем род, число, падеж, вид, время и т.д. :)
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #12 : 08 Июля 2010, 20:16:53 »
Спасибо, Виктория, за подробное описание.
А фотографию не могли бы вы выложить?

Девочки, у меня вопрос по поводу грамматики.
Занимаясь на уроке по грамматическим таблицам, какие и как вы даете домашние задания?
Не у всех детей  дома есть таблицы. Сколько раз в неделю вы занимаетесь?
Виктория, ваши ученики-внешкольники получают домашние задания? Как у вас организована работа по грамматике?
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #13 : 08 Июля 2010, 22:00:34 »
Lika, фото выложу обязательно. Отдала на время фотоаппарат. ;)
Все мои школьники приобрели по комплекту таблиц для дома. Другого выхода я здесь не вижу.
Основную работу мы делаем в классе, т.е. я презентую новый материал, мы разбираем большое количество примеров и затренировываем. На дом даю задания на тренировку, аналогичные тем, что в классе. Например, в классе разобрали части речи, род, число и т.д., прописали указочкой по таблице 18 разные предложения, а в конце урока написали диктант. Дома прошу ребят расставить значки в диктанте, пользуясь таблицей. Или в классе разобрали предлоги, дома ищем в диктанте. Я насобирала много сборников с упражнениями по русскому языку для начальной школы, разрезала их на отдельные карточки и наиболее интересные задания даю на дом. На следующем занятии мы проверяем правильность выполнения дом. работы, и ребята обмениваются карточками. Бывает, что из карточек использую только наполнение (слова, предложения или текст), а задание придумываю сама.
Русский язык у нас 2 раза в неделю по 60 мин.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #14 : 07 Октября 2010, 05:59:54 »
Lika, фото выложу обязательно. Отдала на время фотоаппарат. ;)
Как насчет фото? :wait:
Перечитывала страницу и вспомнила ;)
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #15 : 16 Октября 2010, 11:47:12 »
Выполняю своё обещание.  :) Спасибо, что напомнили! ::)
На первом фото, собственно, сам набор.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #16 : 16 Октября 2010, 12:23:12 »
Здесь - "схема" к предложению МАЛЕНЬКИЙ ЧИЖ ЖИЛ В КЛЕТКЕ.
 На схеме чётко видно: МАЛЕНЬКИЙ ЧИЖ - прил. и сущ. во множ. числе мужского рода им. падежа (согласованы, поэтому значки общие)
ЖИЛ- глагол несовершеного вида в прош. времени мужского рода, ед. числа
В - предлог
КЛЕТКЕ - сущ. ед.числа, ж.р. предл. падежа
Всё это выкладывая, ребёнок проговаривает вслух. Сыну почему-то нравится такая работа. :laugh:
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #17 : 16 Октября 2010, 12:32:57 »
А здесь разобрано предложение СЪЕШЬ ТРИ ПИРОЖКА.
СЪЕШЬ - глаг. в повелит. наклонении совершенного вида (уголок развёрнут в другую сторону)
ТРИ - наречие
ПИРОЖКА - сущ. ед. ч. муж.рода винит. падежа
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #18 : 16 Октября 2010, 13:43:34 »
На втором фото обнаружен недочёт: вместо предложного падежа указан творительный. Недоглядели мы с сыном чуток... <8-] Но принцип работы понятен.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 166
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #19 : 19 Октября 2010, 04:27:07 »
Виктория, а покажите свои карточки по русскому языку, которые из учебников??? Спасибо огромное за набор по Монтессори-Зайцеву. Сегодня сделаю и попробуем с мальчишками.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #20 : 31 Октября 2010, 14:30:09 »
Да там ничего особенного. В расход идут любые сборники упражнений, тестов и контрольных по русс. яз. для начальной школы. Неплохие упражнения предлагают уже известные нам Узорова и Нефёдова (к сожалению, не помню инициалы). А на карточки разрезала, потому что сборник один, а детей много. Карточками можно обмениваться, уносить домой, подсчитывать как бонусы и т.д.
А ещё ребёнок чётче видит объём предстоящей работы, не нужны дневники, возня с записью номеров упражнений и страниц и соответствующей путаницы. И учителю удобно. Карточки можно сортировать по темам, уровням сложности и т.д.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: "Грамматика русского языка"
« Ответ #21 : 09 Марта 2012, 00:33:05 »
Алежна, мы работаем так: вырезали из картона квадратики, кружочки, треугольнички и т.д. Перед чтением текста раздаем ребятам карточки - всем поровну. Читаем текст, а потом они начинают размещать на нем свои карточки. Кто вперед всех и правильно сделал, тот и победил. Текст должен висеть на стене, чтобы все дети могли вокруг него разместиться.
А фигурки у вас приклеиваются к тексту или у каждого тоже есть свой текст?
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #22 : 09 Марта 2012, 00:52:21 »
Мы уже рассмотрели приставки с 5-летками.
Что у вас нового по работе с таблицами "Русский для всех"? Поделитесь, пожалуйста опытом!
(Я решила начать работать по таблицам. У меня уже есть таблицы настольные и плакаты настенные, только опыта еще нет :()

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #23 : 11 Марта 2012, 07:49:07 »
У меня тоже есть коробочка с фигурками к таблице (почти как у Виктории).
И я провела 2 урока в разных группах.
В одной группе мы разбирали стихотворение, "раскрасив" его фигурками. Было весело и трудно (не всем).
В другой группе мы разобрали предложения по частям речи и таблицу № 1. Дети вспомнили ее, мы иногда к ней обращаемся.
Мы еще работали с падежной таблицей с другой группой.
Вопросов у меня по этим таблицам пока нет. :)
Хотелось бы все таблицы повесить... ох, стен не хватает! :(

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Оффлайн Лена

  • Любитель форума
  • **
  • Сообщений: 99
    • Женский
    • Харьков
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #24 : 19 Апреля 2012, 22:43:27 »
Вчера впервые применила  на занятиях комплект "Дорожные знаки". Пособие супер!!! :good: Приятно работать с качественными материалами. :) Развесила все таблицы так, как указано в методичке. Получилось красиво, наглядно. Начали, как и рекомендовано, с ознакомления (вид работы №1). Интересно было наблюдать за активностью ребят во время нахождения знаков на таблицах по заданным карточкам.  :) С группой, изучающей грамматику, применила пособие в работе по таблице №11. Всем очень понравилось. Не нужно придумывать коротенькие словосочетания. Хорошо, что карточек много. За ответ без подсказки получали сразу три штуки. За одно занятие продвинулись по грамматической таблице значительно! Все дети разобрались по именительному падежу. Даже немного успели захватить родительный. Будем дальше развивать тему дорожных знаков. Спасибо, Николай Александрович, мы очень ценим Ваш труд!!!