Автор Тема: Дети не хотят заниматься письмом  (Прочитано 47683 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Инна Кушнир

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
    • Женский
    • ЯНАО, Тюменская область, г. Новый Уренгой
Дети не хотят заниматься письмом
« : 04 Ноября 2009, 21:06:25 »
Детки нашего центра в 5-6 лет почему-то не хотят заниматься письмом. Не могу понять в чем дело? Может есть опыт решения такой проблемы? Заранее спасибо!!!

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Дети не хотят заниматься письмом
« Ответ #1 : 06 Ноября 2009, 20:35:44 »
Я осмелюсь заявить, что очень многие дети не любят заниматься письмом. Есть, конечно отдельные личности, которые старательно скрипят карандашиком, высунув язычки, но большая часть... В их числе и мой сынуля.
Я пыталась разобраться в чём причина. На мой взгляд, их несколько. Первая: письмо - это громадный труд, и труд очень тяжёлый, требующий от ребёнка великого напряжения и максимальной концентрации. По мнению Марии Монтессори каждый ребёнок - трудяга, он никогда не бывает праздным, он любит и хочет трудиться и радуется, когда у него появляется такая возможность. Отсюда можно сделать вывод, что мы, взрослые, по-видимому, что-то делаем неправильно в организации  детского труда. Может быть, именно в этом кроется причина?
Когда мой сын категорически отказывался садиться за письмо, я всерьёз задумалась над этой проблемой. И я попробовала выделить для себя следующие моменты. Каждый ребёнок хочет быть успешным. То есть похвала, поощрение, так же как поддержка и одобрение, просто крайне важны. Даже если вас шокировали невообразимые каракули в детской тетрадке, постарайтесь найти в себе силы, чтобы выделить в этом что-то положительное. Причём, в своей критике я стараюсь обходить стороной личность малыша, т.е. говорю ему через "я" - сообщения, а не через "ты" - сообщения. "Я очень рада, что такая работа оказалась твоей ручке по силам. Посмотри, работа доделана до конца! Это здорово! Но, на мой взгляд, рука ещё не совсем привыкла к написанию этой буквы. Видишь? Карандашик всё время съезжает в сторону. Я думаю, если над этой буковкой поработать побольше, она получится гораздо лучше." На первый взгляд, такая речь чересчур замысловата. Но давайте посмотрим, какая идея в ней спрятана. Ребёнка ничто не задевает лично. Мы говорим о ручке, о карандашике, о пальчиках, о буковках. Они - друзья малыша, просто ещё неопытные, и их нужно научить. Ребёнок выступает в роли хозяина положения.
Поверьте, я пришла к этому не сразу! Первое время я, глянув в тетрадь сынули, категорически отрезала: "Это нужно переделать. Ты не старался". И после того, как ни в чём неповинная тетрадь улетела в угол, сопровождаемая криками: "У меня никогда не получатся эти гадкие буквы!", я задумалась, что делаю что-то не то. Я спросила себя: а почему, собственно, я сделала выводы, что он не старался? Буквы корявые? Написано неряшливо? А ты знаешь как ему далась эта страничка? Даже, если и вправду не старался, а как ты его мотивировала? Зачем ему стараться?
Далее, говоря ребёнку: "Я думаю, если над этой буковкой поработать побольше, она получится гораздо лучше", мы не навязываем малышу своего мнения, снимая тем самым возможность протеста со его стороны. Ведь это действительно ваша точка зрения, а не его. И его право принимать её или нет. Вы как бы снимаете с себя ответственность и оставляете ребёнку право решать, работать дальше или нет. Ведь в конце концов это ему нужно, а не вам. Вы-то писать давно умеете. Говоря ребёнку: "Пока не напишешь как положено, из-за стола не вылезешь", мы даём ребёнку понять, что это нужно нам, а не ему.
Применение прописей Н.Зайцева, значительно облегчает процесс обучения письму. Во-первых, буквы разделены на элементы и малышу проще разобраться в начертании той или иной буквы. Во-вторых, есть возможность переделать неудачную работу, а так же вернуться к ней вновь и вновь.
Согласитесь, письмо - достаточно однообразное и монотонное занятие. Я включаю детям классику или аудио-сказку во время работы с прописями. Это вносит некоторое оживление в атмосферу в классе. Мёртвая тишина, которую требуют в школе, угнетает.
Элемент игры тоже поможет заинтересовать ребят. Мы, например, коллекционировали буквы у себя в тетради. Только после того, как будет проработана вся страница в прописи, букву можно попробовать написать в тетради. Хочется, чтобы коллекция была побогаче, да и кособокие буквы коллекционировать не хочется.
Использовали мы и складовые картинки. Например, "Продуктовый магазин". Все карточки выкладываются на столе, будто товары на прилавке магазина. Ребёнок покупает "товар" (прочитывает слово) и вносит его в список "покупок" (записывает в тетрадь). Кто больше накупил?
С картинками из "Кто вокруг меня живёт" поиграем в "Дирекора зоопарка". Каждый выбирает и записывает названия животных, которые будут жить у него в зоопарке. Можно сразу по столбикам слова сортировать: "грызуны", "хищники", "рыбы" и т.д.
И ещё. Письмо - процесс сидячий. Мы разнообразим его подвижными играми. (Стихи и потешки с движениями, дидактические игры с мячом.)
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: Дети не хотят заниматься письмом
« Ответ #2 : 07 Ноября 2009, 01:17:07 »
В этом году я завела для детей своей школы тетрадки, в которых прописываю задание индивидуально. В конце каждого урока мы 10 минут пишем.
У каждого ребенка свой ритм. Все работают по индивидуальной программе.
И те элементы, которые у ребенка не получаются, прописываются несколько раз.
Я добавляю новое задание и еще строчку старого из того, что не получилось. В конце урока подсчитываем, кто сколько строчек прописал.
Детям такая игра нравится. Даже тем, кто писать не любит.
Самые способные получают задание посложнее - и им интересно.
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Дети не хотят заниматься письмом
« Ответ #3 : 07 Ноября 2009, 11:46:44 »
В конце каждого урока мы 10 минут пишем.
Да, Lika, система, регулярность и постоянство очень важны. Если выработать привычку, что каждое занятие завершается письмом, то дети привыкнут и будут воспринимать это естественно. Таков порядок, так заведено. Это очень эффективный метод борьбы с детским "не хочу".

У каждого ребенка свой ритм. Все работают по индивидуальной программе.
Полностью согласна. Соревнования и уравниловка в этой работе совершенно неуместны. Индивидуальный подход значительно облегчает задачу.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

ng

  • Гость
Re: Дети не хотят заниматься письмом
« Ответ #4 : 07 Ноября 2009, 20:16:03 »
Цитировать (выделенное)
Детки нашего центра в 5-6 лет почему-то не хотят заниматься письмом.

Инна, уточните, пожалуйста, о каком письме идет речь? (любом; печатными буквами; курсивом)

Оффлайн Инна Кушнир

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 3
    • Женский
    • ЯНАО, Тюменская область, г. Новый Уренгой
Re: Дети не хотят заниматься письмом
« Ответ #5 : 14 Ноября 2009, 13:42:56 »
Простите, что так долго не отвечала! Сейчас я на учебе, времени не хватает. Большое спасибо за советы, как только приеду в свой центр, сразу же попробую на практике.
Наши детки курсивом вообще писать не могут, только печатными. У меня сложилось такое впечатление, что к нам в центр приводят детей с отклонениями. Практически нет детей без патологий. Я в недоумении... что с нашими детками?

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Дети не хотят заниматься письмом
« Ответ #6 : 25 Ноября 2009, 20:26:58 »
Мой сынуля тоже не любит заниматься письмом. И трудно ему это делать. Он до сих пор не решил какой рукой ему удобнее писать. Из-за этого пока большая неразбериха. Буквы "зеркалят", цифры тоже. Может быть, кто-нибудь из вас, дорогие коллеги, встречался с амбидекстрией? Как нам лучше поступить? Всё-таки попробовать определить ведущую руку или обе развивать? Вот, честно слово, в растерянности!
Я, естесственно, работаю над проблемой и придумала свой способ увлечь сынишку этим занятием. Ведь письмо - это не только правильное начертание букв, но и развитие грамотности. Мы с сынишкой развесили по дому первых 7 таблиц из пособия "Русский для всех". (Они ему безумно нравятся, но об этом в другом разделе.) А потом из картонной коробки смастерили почтовый ящик. Сделали прорезь с козырьком, куда письма бросать; сбоку вырезали дверку, чтобы письма извлекать. Дверка небольшая, чтобы только детская ручка пролезла.
Как сыночку понравилась эта затея! Мы особо не таимся, хотя, конечно, сюрпризом гораздо интереснее. Я бросаю в ящик своё послание и говорю сыночку: "Вам письмо!" Он с радостью скорее открывает ящик.
Письма могут быть самого разного содержания: письмо-приветствие ("С добрым утром, сынок!", "Привет, мамочка!"), пожелание ("Я бы не хотела, чтобы ты кушал пряник в зале на ковре"), напоминание ("Ты не забыл застелить короватку?"), похвала ("У тебя сегодня буквы получились гораздо лучше!"), порицание ("Мне жаль, что мы так и не договорились...") или просто письмо любви ("Ты у меня умница!")
Теперь сынок поутру из постели - и сразу к ящику. А вдруг письмо пришло? Если пришло, то сразу за карандаш - ответ писать.

Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: Дети не хотят заниматься письмом
« Ответ #7 : 26 Ноября 2009, 00:03:20 »
Не видела руки вашего ребенка. Но в моей практике было несколько детей, как вы описываете. Одна мама даже радовалась, что обе руки рабочие.
Но на деле оказывается, что это слабость руки, и как только устали пальчики, карандаш перекочевывает в левую руку, и так далее. Моторика все равно не развита в обеих руках. Мы стали одну руку придерживать, а писать и рисовать, и развивать именно правую руку.
Через некоторое время появился результат. И писать стало приятнее. А если хочется, то можно потом и левую руку развить.
Моя дочь пишет левой рукой и рисует (прекрасно рисует!). А ножницы я ей в детстве дала в правую руку - так она ножницами работает только правой рукой.
Вот такой у нас парадокс.
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Оффлайн olga

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 21
    • Женский
    • Las Vegas Nevada
Re: Дети не хотят заниматься письмом
« Ответ #8 : 26 Ноября 2009, 04:59:01 »
Моя старшая дочь (16 л.) пишет обеими руками. Она всё всегда левой рукой брала, даже если в правую давали. Когда она начала учиться писать, буквы "зеркалили", и я просила её иногда писать правой, думала, запомнит, в какую сторону буквы пишутся.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Дети не хотят заниматься письмом
« Ответ #9 : 05 Июня 2010, 17:48:18 »
Дорогие коллеги и родители!
Хочу поделиться с вами своим новым и совершенно неожиданным и необычным для меня и моего сына опытом. Всё дело в том, что мой Егор, так же как, наверное, и сотни других ребятишек, не хочет заниматься письмом. Я с ужасом представляла себе, как нам предстоит самостоятельно овладеть письмом. (Ведь от традиционного обучения в школе мы отказались.) Я прекрасно понимала, что и школьные способы обучения письму (а тем более, безотрывному!) - это не самое лучшее, что я могу пожелать своему ребёнку. Школьные прописи с их нелепыми заданиями и глупейшими текстами... Бррр... Зачем это нам!? У нас есть Зайцев! На мой взгляд, детская рука уже готова к новым подвигам, есть, как говорится, чем писать и где. НО! Сын не хочет!
Надо сказать, что я, как неопытный родитель в этом плане, решила обучать сына старым дедовским методом: сначала крючки и петельки, потом элементы букв, которые постепенно сливаются в буквы, а дальше пишем слоги и слова. Так мне казалось правильным... Так вот, как только я прошу ребёнка сесть за те самые пресловутые крючки и петельки - яростный протест сына! "Да я не хочу! Они мне надоели!" - "Сынок, ну ты же сам говорил, что хочешь научиться писать прописью. Для этого надо стараться". Сын со слезами объяснял, что он хочет научиться писать, но эти закорючки он ненавидит. Я была в тупике.
Совершенно случайно свидетелем подобной сцены стала мой большой друг и коллега (её фото можно увидеть здесь:http://www.metodikinz.ru/forum/?topic=87.0 ), монтессори-педагог с большим стажем и убеждённый "зайчист" Галина Полякова. Посмотрев Егоркины тетради с закорючками и петельками, она грустно сказала: "Ты знаешь, он прав. Я бы тоже не стала это писать". Я опешила: "А как без этого?!!!" - "Очень просто. Ребёнок хочет писать прописью. Нужно дать ему эту возможность. Вот и всё. Вика, ты когда-то согласилась с Зайцевым в том, что нельзя учить с ребёнком по одной букве за урок. Нужно просто начинать писать слова по таблице из всех букв сразу. Почему же ты теперь, когда ребёнок пишущий и читающий, не доверяешь ему? Чего ты боишься? Зачем ты тормозишь его развитие, испытываешь нервную систему петельками и крючками?! Ему это уже не нужно! Доставай "240 картинок", "Кто вокруг меня...", "Марки", что там у тебя есть... И пусть сидит и пишет".
Я всё ещё недоумевала: "Но ведь он не знает КАК!" - "А ты покажи! Пусть он следит глазами за твоей рукой. У Зайцева в прописях все стрелочки расставлены. Что он, не догадается? Вот ему и стимул к исследованию. САМОМУ для себя открыть как пишется буква, а не сидеть обезьянкой и тупо обводить крючки". Я не скажу, что сразу прониклась и доверилась такому "новаторству". Так ещё по-моему, никто не учил детей писать буквы. Но слова о том, что мы учились читать все буквы сразу, запали в душу. Я чувствовала, что Галя права и какая-то аналогия тут должна быть. Галина обещала принести мне статьи Елены Хилтунен, где она рассказывает, как она учила писать прописью своих детей. Как только это случится, я обязательно их прочту. А пока - продолжение нашей истории.
Вечер был поздний. А вышеперечисленные карточки у нас все в классе клуба "Зайчонок". Идти за ними поздновато. Я взяла Егоркину тетрадку и, улучив минутку, просто написала "мама" прописными буквами. А потом предложила сыну обвести поверху и написать самому. Что получилось - видно на фото. Это первое его слово, написанное прописными буквами без всякой подготовки! В этот вечер мы написали ещё много слов: членов семьи, имена родных и близких. Да, некоторые буквы вот так сразу не получались. Мы обводили их помногу раз, рисовали рукой в воздухе и буквы покорялись! Без нудных крючков и палочек! А главное - надо было видеть реакцию Егора. "Ура! Я пишу! Мама, наконец-то ты меня учишь!" Теперь я знаю КАК ценно для ребёнка именно слово.
Чуть позже я поинтересовалась у Галины насчёт крючков и петелек, дескать, как же... Вот так прям совсем и не нужны?.. На что получила ответ: "Нужны. Но как-то по другому. Пусть это будет ленточка, змейка, шарфик, украшенный элементами букв, разнообразными и разными. Но написание одного и того же крючка, не значащего ничего, в строчку, да ещё, как взрослый требует, крючок к крючку... Тут уже тюремщиной попахивает. На почерке такая дрессировка не сказывается никак, а только порождает ненависть ко всему, что связано со школой, письмом, уроками, а вместе с этим и кучу психологических проблем, которые напрямую сказываются на почерке. И тут уже каллиграфического письма можно не не ждать. Буквы пляшут в разные стороны, внимание рассеивается, в тетрадке поселяются ошибки. А вот обведение своей рукой красиво написанных слов, слежение за тем, как работает рука взрослого - это же совсем другое дело!"
Вот такая история. От себя выскажусь словами Н.А. Зайцева: "Ни строчки дряни не читать, ни строчки дряни не писать". Написать красиво имя бабушки, обожаемого домашнего питомца, собственное имя - это совсем не то, что скучные "Ку-ку! Кто так? Ко-ко! А так кто?"
Наше первое слово.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: Дети не хотят заниматься письмом
« Ответ #10 : 06 Июня 2010, 01:56:06 »
Я в этом учебном году завела учащимся тетради для письма.
Мы начали писать буквы - каждый в своем темпе. Написала сзади алфавит.
Подчеркиваем буквы, которые уже научились писать.
Потом ввели заглавные. И пишем слова по выбору (детей), что-то они обводят, а многое пишут сами.
И самый любимый вопрос у нас на уроке: "А когда писать будем?"
Дети пишут в тетрадях только в классе. Домой тетради не даю (могут забыть).
Дополнительно даю копии из прописей - по желанию. Желающих всегда много!
Каждый  пишет в своем ритме. Кто-то соревнуется, а кто-то спокойно пишет и не спешит.
Крючки даю только по желанию детей. Таких мало.
И еще, американские тетради в широкую линейку.
Для примера посмотрите фото:
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Дети не хотят заниматься письмом
« Ответ #11 : 27 Июня 2010, 21:19:40 »
Ура! Мы пишем прописью! Вернее, мой сын пишет! :clap:
Исписали уже кучу тетрадок и результат просто потрясающий! Пока пишем очень крупно, величина букв примерно как на складовых карточках из "Кто вокруг меня живёт?" и т.п.
Но главное - сыну безумно нравится эта работа! Он просто счастлив от того, что пишет "как взрослый". Оказывается, совсем и не сложно запомнить как пишутся буквы. Достаточно встретить её в двух-трёх словах. И ничего тут нет мудрёного. ^-^
Мы пишем с отрывом. Сын очень старается, и не смотря на то, что рука левая, сразу старается соблюдать наклон. С удовольствием разбирается куда дальше вести карандаш и как буквы соединяются между собой. И названия свои придумал: "Мам, а вот эти две буквы как-будто за ручки взялись". Даже папа наш удивился насколько узнаваемо получается. Мы оба были настроены на невообразимые каракули.
Сейчас, я смотрю, Егор выходит на другой уровень. Уже хочет записывать свои мысли и слова по желанию и без образца. А ещё стремится выйти в предложение. Уже достали карточки-прописи со скороговорками из "Рисую. Читаю. Пишу".
В общем, вот такой у нас прорыв! Мне кажется, Егор даже повзрослел сразу как-то. Верно говорят, что каллиграфия очень положительно влияет на развитие мозга.
Долой тупые крючки и закорючки и ура Н.А.Зайцеву! :good:
Сумел дитя родить - сумей и научить.

anna

  • Гость
Re: Дети не хотят заниматься письмом
« Ответ #12 : 26 Сентября 2010, 21:27:34 »
Девочки, хотела посоветоваться. Занимаюсь с ребенком, который в этом году перешел во второй класс. Проблема - ужасный почерк - буквы скачут, не знает в каком направлении какую букву писать, в общем, ужас. Дело в том, что до школы он ходил к нам в центр заниматься. Читает хорошо, пишет печатными буквами отлично, ровненько. Как доходит до прописных - караул. Кажется, полная дисграфия письма. Каждый раз показываю как какая буква пишется, а уж о правильном соединении их в словах и речи быть не может. Домашние задания не выполняет. Конечно, проблема с родителями - им некогда, хотят, чтобы другие за них работу эту сделали. Пишем в "Марках", показываю зайцевский прописной алфавит, обводим, но на все уходит много времени. Я понимаю, что без этого никак, но впереди у ребенка школьные диктанты. Хочется так помочь! Может, у кого-то был такой опыт - поделитесь пожалуйста!

Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 166
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: Дети не хотят заниматься письмом
« Ответ #13 : 29 Сентября 2010, 05:56:33 »
А у меня сын левша. Обвели уже все что можно))) Он пишет слова, но соединяет не так, как я. Я покупала прописи для левшей, начала заниматься довольно рано. Сейчас то, что он пишет, можно прочитать. Сфотаю выложу. Как быть с левшами?

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: Дети не хотят заниматься письмом
« Ответ #14 : 29 Сентября 2010, 16:08:27 »
Моя дочь тоже левша. И всю начальную школу писала коряво. А в 5 классе ее учительница попросила нас купить ей тетради в косую линеечку. И целую четверть она в них писала. Сейчас у нее ровный почерк - буковка к буковке. :good:
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем