Автор Тема: Чтение - есть способ получения знаний.  (Прочитано 10401 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
У каждого ребёнка, научившегося читать, однажды наступает момент, когда само чтение больше не самоцель. Поначалу ему просто интересно прочесть слово, фразу, предложение. Но со временем ребёнок начинает всё больше интересоваться тем, о чём он прочёл. Чтение становится для малыша новым способом познания мира. И это очень увлекает и вдохновляет детей, так как все доступные ранее способы ограничивали ребёнка в той или иной степени в пространстве (потрогать и увидеть можно только то, что рядом), во времени (мама и папа часто заняты и не могут ответить на вопросы малыша). Отсюда можно сделать вывод, что неумеющий читать ребёнок зависим от обстоятельств и ограничен в своей самостоятельности.
А какие просторы открываются детям, умеющим читать! Едва научившись постигать смысл прочитанного, дети преобразуются прямо на глазах! Ещё бы! "Не надо ждать, не надо звать, умолять сестрицу, а можно взять и прочитать!"
Я отлично помню эпизод, когда мы с сыном гуляли по улице, и он стал просить купить ему мороженое. Я уже не помню почему, но не хотела покупать это злополучное мороженое, и машинально ответила: "Сынок, магазин не работает". - "Неправда! Вон написано "открыто"!" Мне тогда стало стыдно, и одновременно с этим я ощутила, что в жизни сына наступил новый этап. Отныне он - самостоятельная личность, способная добывать необходимую информацию из окружающего мира без моей помощи.
На своих занятиях я стараюсь организовать работу так, чтобы ребята почувствовали в полной мере ценность своего умения читать. Ведь в некоторых семьях обстановка складывается не в пользу ребёнка. Пришёл домой с занятий, а дома телевизор, магнитофон, мама на кухне, папа смотрит футбол и... ни одной книжки.
Изучая объекты окружающего мира, мы вовсю используем приобретённый навык чтения. Я не тороплюсь обрушивать на головы детей готовые знания, будто лектор. А предлагаю текст.
На уроках по окружающему миру я опираюсь в основном на тексты Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и М.М. Пришвина.
Тексты Л. Толстого и К. Ушинского идеально подходят для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками. Они характеризуются короткими и ёмкими предложениями, а также простотой и чёткостью изложения. Многие, даже, казалось бы, сложные вещи (структура почвы, например, или процесс получения чугуна, железа, стали) объясняются просто и доступно.
Текст вывешивается в виде плаката. Мы читаем, обсуждаем прочитанное, находим в тексте где сказано о том-то и о том-то, разбираем новые или непонятные слова, ребята высказываются о том, что знают из своего личного опыта.
Если тексты в оригинале слишком большие, я делю его на части. Можно заранее заготовить карточки с опорными словами и ребята, в процессе работы с текстом, пробуют выложить эти карточки в той последовательности, в какой идёт повествование. Получается что-то вроде плана и ребята с великим удовольствием восстанавливают текст по этому плану.
Иногда логика текста позволяет составить что-то вроде сигнальной схемы. Например, из рассуждений писателя мы выясняем где на земле можно встретить воду. Пишем в середине доски крупными буквами ВОДА, а затем рисуем от этого слова стрелки в разные стороны и подписываем: ВОДОЁМЫ, ОСАДКИ, РАСТЕНИЯ, ЧЕЛОВЕК, ПОЧВА. От этих слов тоже идут ответвления: ВОДОЁМЫ - это РЕКИ, ОЗЁРА, МОРЯ, ОКЕАНЫ, осадки - это ДОЖДЬ, СНЕГ, ГРАД. Ребята учатся воспроизводить текст по этим опорным словам, а заодно систематизируют материал. И речь развивается, и знания лучше усваиваются.
Здесь во вкладке предлагаю подборку текстов и стихов, посвящённых теме "Вода". Итогом нашей работы с этими текстами стала большая книжка-раскладушка форматом А3, где мы с ребятами разместили эти тексты, дети рисовали иллюстрации и схемы, записывали результаты проведённых практических работ (мы изучали свойства воды, её агрегатные состояния и т.д., и все результаты фиксировали в виде таблиц, схематических рисунков).
<a href="http://www.metodikinz.ru/files/doc/water.pdf" target="_blank">http://www.metodikinz.ru/files/doc/water.pdf</a>
<a href="http://www.metodikinz.ru/files/doc/safety_tech.pdf" target="_blank">http://www.metodikinz.ru/files/doc/safety_tech.pdf</a>
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
Re: Чтение - есть способ получения знаний.
« Ответ #1 : 04 Ноября 2009, 21:31:48 »
А вот здесь лежат карточки для экспресс-опроса. После печати на принтере листы нужно разрезать на карточки так, чтобы задание и ответ оказались на одной карточке. Потом эти карточки нужно перегнуть пополам, чтобы задание оказалось на одной стороне, а ответ - на обратной стороне и склеить. Карточки складываются в стопку заданиями вверх. Дети по очереди берут по одной карточке и зачитывают задание. Задания заключаются в том, что нужно закончить предложение или вставить пропущенное слово (или несколько слов). Наличие ответа на обратной стороне позволяет малышу самостоятельно проверить свою работу. И как правило, дети очень радуются, когда их ответ совпал с ответом на карточке.
<a href="http://www.metodikinz.ru/files/doc/viktorina.pdf" target="_blank">http://www.metodikinz.ru/files/doc/viktorina.pdf</a>
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Елена Михайловна

  • Гость
Re: Чтение - есть способ получения знаний.
« Ответ #2 : 04 Ноября 2009, 23:06:02 »
Виктория Ку, это и есть сорбонки! Задание с одной стороны карточки, а ответ с другой.

Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 165
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
    • Умные дети
Re: Чтение - есть способ получения знаний.
« Ответ #3 : 05 Ноября 2009, 15:49:44 »
О классно! А я до этого только с толковым словарем делала такие карточки. Но ребятам нравится очень!
Кстати, согласна с тем, что радость чтения - это удивительная штука. Мой сын научился читать "по Зайцеву" давным-давно. Но читает по-настоящему (в машине, постели и т.д.) только сейчас. Я очень опасалась, что этого не произойдет. Он не брал в руки книг, чтобы читать. Но брал в руки книжки, чтобы листать и рассматривать картинки. Я вешала басни, считалки, плакаты-объяснялки, стихи, картины, смешные истории. Только бы вокруг него были тексты. Ненавязчиво, но повсюду)))
И эта среда сделала свое дело: он этим летом сам взял в руки книгу и прочитал от корки до корки. Потом потащил меня в магазин, выбрал книгу "От Москвы до Берлина".

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
Re: Чтение - есть способ получения знаний.
« Ответ #4 : 27 Июня 2010, 21:46:58 »
Меня очень радует, что мой семилетний сын не просто много читает, а читает вдумчиво, анализируя и осмысливая прочитанное. Во время чтения задаёт много вопросов, просит объяснить незнакомые слова и выражения, спрашивает бывает ли так на самом деле, делится впечатлениями. Бывает, что помногу раз перечитывает одну и ту же страницу, главу. А я, глядя на него, вспоминаю своё детство: когда книга заканчивалась, было безумно жаль расставаться с героями сказки, повести и т.д.
Мы достали с далёких полок энциклопедические и толковые словари, так как некоторые слова я не могу объяснить сама. Вроде как понимаю, но чёткого представления нет у самой. Мы завели специальный блокнот, куда записываем незнакомые слова вместе с толкованием. У нас там уже порядка тридцати слов. Сынишка частенько перелистывает и перечитывает и восхищается: "О, как много у меня тут уже слов!" (Детям не важно что копить, главное - чтоб было много! ;D)
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн SolnceTF

  • Любитель форума
  • **
  • Сообщений: 51
    • Женский
    • Uglegorsk
Re: Чтение - есть способ получения знаний.
« Ответ #5 : 22 Ноября 2012, 05:59:59 »
Я тоже очень рада, просто безумно, что я смогла в какое то время познакомиться с данной методикой обучения чтению. Нашей Катюшке сейчас 5 лет, и читает она просто отлично!!! Сначала я думала: Для чего? А теперь вижу для чего! Сегодня в школу она взяла с собой книгу "Драгоценные камни", читает истории о королях и предательствах, за право обладания тем или иным камнем...И говорит, что это как сказки))) Понимает о чём читает, задаёт вопросы...ей легко даются другие задания, потому что она может собственно прочитать новое задание, значит она идёт вперёд!!! Это ещё один плюс к вопросу о раннем обучении чтению. На родительском собрании учителя рассказывали, как нужно объяснить ребёнку расклад на "глухие" и "звонкие"..."мягкие" и "твёрдые"....про закрывание ушей, проговаривании  и что как слышится...А моему ребёнку это не нужно объяснять, она легко может сделать разбор слова...И мне даже было немного не по себе, я уже сама мыслю по другому, по "таблицам"...и "кубикам".  Одна мама тоже ставила цель научить ребёнка читать по "букварю", начали практически одновременно...и что я сегодня услышала, что она заставляет ребёнка читать сказку "колобок" по нескольку раз, как с её слов, "...чтобы ребёнок запомнил наизусть и не запинался", что её дочка читает наугад...смотрит, думает, а потом говорит...Нет  скорости...нет понимания...Что собственно и послужило для меня посылом написать на форум огромную благодарность!!!! Спасибо!!! За правильное направление!!!

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
Re: Чтение - есть способ получения знаний.
« Ответ #6 : 26 Мая 2013, 13:36:55 »
Открытием этой весны стали книги издательства «Белый город» (г. Санкт-Петербург). Здесь, на форуме, о них уже упоминалось. И в нашей домашней библиотеке пара-тройка этих замечательных изданий появились впервые давно, года четыре назад. Уже тогда я оценила качество книжек этого издательства. Но тогда был не столь доступен интернет... Прошу не расценивать данный пост, как рекламу интернет-магазина или данного издательства, преследующий какие-либо коммерческие цели. Мне просто хочется поделиться, КАКИЕ книги мы приобрели и какие у нас (у взрослых и у детей) от них впечатления. На мой взгляд, уж если тратить деньги на книги, то лучше покупать нечто подобное. А если честно, то я считаю, что подобные издания просто обязаны быть в каждой детской библиотеке. (В нашем семейном клубе «Зайчонок» я почти обязала родителей приобрести детям хотя бы что-то, если не всё.)
Что же так меня радует в этих книгах? Дело тут не только в качестве бумаги и печати, хотя это прилагается. Дело в содержании и оформлении. Я впервые встречаю книги, изданные настолько грамотно и с заботой о подрастающем поколении. Содержание книг — классика, фольклор. В оформлении — репродукции картин русских и советских художников (реже встречаются и зарубежные). В некоторых изданиях к текстам прилагаются ноты. Первый возглас, когда мой папа открыл «Детскую энциклопедию фольклора» (ссылка ниже), был: «Ух,ты! Дай полистать, а?» Второй месяц листает...
Когда мы с малышами стали читать эти книжки, у меня возник вопрос: «А зачем сегодня издательства нанимают художников? Всё уже давно нарисовано! И гораздо лучше, чем, откровенно говоря, делают это большинство современных художников!»
Я преувеличиваю? — Откройте книги и убедитесь сами. Репродукции картин — это лучшее средство для развития речи у детей! У моих малявок (на тот момент им было по 2 года 6 месяцев) произошёл прямо заметный прорыв: они начали высказываться длинными сложными предложениями, пользоваться словами «если», «который», «потому что». Иллюстрации в книгах, видимо, нашли такой ответ в их маленьких умах и душах, что мы иногда забывали читать — завязывалась длинная беседа-обсуждение по картине. Богатейший материал для расширения кругозора, развития мышления и речи: кто во что одет, куда идут, что держат в руках, какое выражение лица, почему (!), что произошло. Немаловажный момент: очень много репродукций на тему семьи, материнства. В одной только книге «Ладушки» около 6 картин, изображающих молодых мам, кормящих младенцев грудью, на остальных  мамы нянчат и балуют своих малышей. Много репродукций, где старшие ухаживают за младшими. Фольклорные издания содержат много материала, касающегося народного изобразительного искусства (игрушки из глины, резьба по дереву, вышивка, кружево). Здесь можно увидеть фото образцов старинной посуды, предметов быта, и русскую рубаху, и полотенце. Нам, взрослым, есть чем обновить свои знания, не говоря уж о детях.
Вот эти книги есть теперь у нас:
"Ладушки. Энциклопедия детского фольклора"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/138862/

"Весна-красна, ты на чем пришла? Энциклопедия детского фольклора"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/355612/

(По этим ссылкам можно посмотреть сканы страниц.)

А вот эти книги мы решили взять в наш клуб «Зайчонок» вместо учебников. Когда я увидела их, то в очередной раз подумала о том, сколько денег сегодня отмывается (вот не побоюсь этого слова!) на выпуске школьного хлама (учебники я имею в виду)! Положите детям на парты вот ЭТИ книги и читайте их с детьми на уроках . (Что мы и поспешили сделать.) И наши дети будут расти культурными и грамотными!

Ольга Колпакова "Занимательное природоведение для малышей" 
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/172472/

Светлана Лаврова "Занимательная химия для малышей"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/189300/

Светлана Лаврова "Занимательная физика"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/354733/

Ольга Колпакова "Занимательная география для малышей"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/167194/

Светлана Лаврова "Откуда берутся слова, или Занимательная этимология"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/355615/

Светлана Лаврова "Город пословиц"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/355613/

Светлана Лаврова  "Приключения фразеологических оборотов"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/355387/

Дмитрий Кайгородов "Лепестки"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/354736/

Дмитрий Кайгородов "Дружба с природой"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/354731/

Дмитрий Кайгородов  "Беседы о русском лесе"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/224243/

Н. Рудакова "Под сенью зеленых крон. Деревья родного края"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/330930/

"Чиста небесная лазурь..."
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/162326/

Сергей Махотин "Прогулки по лесу"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/154546/

Сергей Махотин  "Мир Океана"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/279811/


О книгах серии «Читаем сами» стоит рассказать отдельно. Такое ощущение, что издатели следуют рекомендациям самого Н. Зайцева. Высота заглавной буквы — 8мм, строчной — 6мм. В заголовках, соответственно, крупнее и жирнее. Иллюстрированы также либо репродукциями картин либо картинками, созданными известными художниками советской эпохи. Наконец-то можно забыть о перепечатывании текстов крупным шрифтом, чтобы сберечь детские глаза! Издательство «Белый город» позаботилось и об этом...

Константин Ушинский"Родное Слово"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/116158/

Валерий Роньшин "Птичьи секреты"
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.labirint.ru/books/189299/


Вот примерно так теперь выглядит рабочий стол Егора в часы его самостоятельной работы (см. фото). Правда, я всё же слегка прибралась, перед тем как фотографировать.  :)

Счастливого вам чтения!
Пусть ваши дети растут здоровыми, умными, культурными и образованными!



Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
Re: Чтение - есть способ получения знаний.
« Ответ #7 : 26 Февраля 2015, 09:25:20 »
Вопрос, заданный нам на канале Youtube:
" Хочу спросить Вас, как опытного педагога: Старшая дочь, 7 класс читает автоматически (т.е. читает, но что прочитала не понимает; с трудом находит ответы по тексту). Как  нам выходить из этой ситуации? Ведь в следующем году предметов будет еще больше, а в 9 - ГИА. Прошу совета. Спасибо".

То, что вы называете "автоматическим" чтением, к сожалению, является сегодня самой распространённой проблемой у старшеклассников. Связана она, скорее всего, с тем, что в процессе становления навыка чтения в период начальной школы не всё было учтено и сделано правильно. Хотя, могут быть, разумеется, и другие причины личного характера: индивидуальные психические особенности ребёнка, например.

В процессе обучения детей (своих собственных и чужих) я очень трепетно отношусь к обучению чтению, считая правильно сформированный навык чтения основой успешного обучения в будущем. И даже несколько (совсем чуть-чуть) пренебрегая в этом отношении математикой. Так как, учащийся, прекрасно ориентирующийся в математике, но не умеющий читать, элементарно, не сможет ПРОЧЕСТЬ  и ПОНЯТЬ задачу, а значит, не сможет её решить. В будущем, он не способен будет прочитывать тексты доказательств теорем, выслеживать в них логическую цепочку, а значит... не сможет разобраться и в этом вопросе. И, как вы совершенно справедливо заметили, впереди параграфы по химии, физике...
У учащегося, не умеющего воспринимать написанный текст, перекрыт очень важный канал восприятия! Поэтому, в любом возрасте над этой проблемой надо работать.
Как показывает моя собственная практика, все огрехи и недоделки начальной школы начинают особенно ярко проявлять себя именно в 7-8 классах. Почему? Среднее звено (5-6 классы) считается переходным от младшей школы к старшим классам. А вот 7-8 классы, как вы верно заметили, являют собой преддверие первой важной аттестации, до которой остаётся  каких-нибудь два года. Соответственно, школьная программа начинает предъявлять к учащимся определённые требования. «Мы вас учили - учили, а теперь, как говорится, пора пожинать плоды трудов.» И, к великому сожалению, часто оказывается так, что пожинать, по сути, нечего. Недочёты начальной школы в старших классах приобретают свойства снежного кома и усугублинются стрессом по этому поводу. Ребёнок попадает в замкнутый круг: не могу, не умею учиться -  не получается — не хочу и не люблю учиться — не могу, не умею и далее по кругу.
Пишу, зная о чём пишу, так как веду сейчас группу старшеклассников (7-9 классы), у которых ситуация плачевная по всем предметам, плюс, им необходима психологическая реабилитация! С химией и физикой помочь не могу, увы... Но в беседе с родителями удалось убедить их в том, что если мы хотя бы улучшим ситуацию с чтением (да-да! Именно с чтением, не с литературой.) и русским языком, ситуация по другим предметам должна заметно улучшиться.
Проблемы у ребят те же: не умеем читать (в полном смысле слова), как следствие, не воспринимаем текст, не понимаем прочитанного, не владеем и не оперируем информацией, не можем писать диктанты, изложения и сочинения, ибо это тоже есть работа с текстом.
С чего начали? … С прописывания текстов указками по таблицам... Принцип методик Н. Зайцева «Путь к чтению лежит через письмо» незыблем. Мозгу нужно дать понять, что текст дробится на более мелкие части — предложения, а предложения — на слова, причём за каждым словом кроется определённый образ, который нужно сформировать и связь «слово — образ» в мозгу закрепить. Тексты иллюстрирую живописью.
Работаем со «Скороговорками» Н. Зайцева: читаем, в буквальном смысле переводим с русского на русский. Не знают наши старшеклассники ни кто такой гонец, ни что такое галера, на днях выяснили, что такое кораллы, кто такие курфюрст и ландскнехт. «Тщетно тщится щука ущемить леща» звучит для ребят почти как по-английски! 
Простите, но мы читаем загадки... Загадка — это не безделушка! Это минитекст, в котором заключён определённый смысл, да ещё и образный, так называемый, переносный. Чтобы этот перенос осуществился, необходимо вдуматься в каждое слово, восстановить образы, скрытые в словах, то есть чтение из пассивного должно стать активным!
Ну а чтобы не создалось впечатления, что мы совсем уж впали в детство, расскажу о более серьёзных видах работ.
На моё счастье, попались мне в руки книжки-тренажёры (сканы прилагаю ниже) на формирование так называемых общеучебных или межпредметных умений а также на работу с текстом. Листая подобные издания, понимаешь, что не всё так плохо сегодня в школьной программе, беда только в том, что книжки эти расходятся лишь по рукам таких неформалов, как я. В школах никто по ним не работает. А зря... Разумеется, все книжки издаются для начальной школы, так как в старших классах навык работы с текстовой информацией — это уже само собой разумеющееся.
Я прилагаю некоторые примеры тестов из этих книжек. Учащемуся дан текст, который необходимо прочесть и выполнить ряд заданий: выделить и обозначить главную мысль текста, выявить структуру текста (разбить текст на части и составить план, озаглавив каждую часть), найти определения понятий, характеристику человека, описание конкретного предмета и явления, совместить текст и схему или карту, сопоставить даты, числовые данные, подвести итог, сформулировать вывод, выразить своё отношение к тексту и т. д.
На начальном этапе текст выполняем вместе, коллективно, под моим чутким руководством. Прошу ребят почитать текст в моём присутствии вслух. Так как чтение «про себя» - это следующий процесс, когда чтение вслух достигает определённого уровня, тогда внешние процессы переходят в скрытые, внутренние. Когда мои подопечные начинают читать вслух, я понимаю, что читать «про себя» им ещё рано. Мы то и дело останавливаемся. Расставляем правильно ударения, выясняем структуру предложения, так как без этого понимания не возможно понимание текста в принципе. Чтение монотонное, невыразительное. Ученик игнорирует запятые, точки, двоеточия и точки с запятой. Отсюда мы можем сделать вывод, что текст для него — набор букв. Попросите вашего ученика почитать вам вслух, и сразу станет очевидным, понимает он, о чем читает, или нет.
Злую шутку играют с нашими детьми проверки на скорость чтения. В погоне за количеством символов у детей обесценивается сам текст. Это более не носитель информации и не способ воздействия на личность, а просто набор символов.
Книги, которые вы видите на фото, были куплены мною в обыкновенном книжном магазине. Но, я думаю, что их легко можно найти в любом крупном интернет-магазине. А если не их, то им подобные. Примеры заданий я привела. Избегайте книжек с простыми текстами на множественный выбор (из нескольких вариантов ответов необходимо выбрать один правильный и поставить галочку). Такие тесты ничему не учат и ничего не формируют у старшеклассников. Задания к тексту должны предполагать поиск, рассуждение, стимулировать мысль одним словом!
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 168
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Чтение - есть способ получения знаний.
« Ответ #8 : 26 Февраля 2015, 12:31:24 »
Ребенок не понимает текст, когда к нему не готов, элементарно, он не знает слов. Это как иностранный язык, где каждое слово не понятно. Это происходит неважно в каком возрасте. Если детям, которым кроме "Курочки Рябы" ничего не читают, то и в 4, и в 5, и в 6, и даже в 7 лет читая короткое из энциклопедии они не воспринимают, это для них чужой иностранный язык, хотя слова русские. Возьмите сами книгу или учебник на  немецком: вроде и читать умеете и даже слова знаете, а смысла все равно нет. Это человек пока вот в такой фазе, на таком этапе.
Плюс, конечно, думать совсем не учат в школе и большинству лень напрягаться хоть маленькую толику, быстрее бы до смартфона. Вы бы видели, что делается на перемене в школе - тишина, все там!!! Они ждут, когда урок закончится, чтобы дострелять, доесть, добить...

Оффлайн Катерина73

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 2
    • Женский
    • Москва
Re: Чтение - есть способ получения знаний.
« Ответ #9 : 26 Февраля 2015, 15:09:09 »
Виктория, большое спасибо за развернутый ответ. Будем работать.  :tired: "На пятки" наступает младшая дочка. Взяла на заметку список выше изложенной литературы издательства "Белый город". :) Спасибо!

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
Re: Чтение - есть способ получения знаний.
« Ответ #10 : 26 Февраля 2015, 16:02:18 »
Катерина, я готовлю пост о формировании умений работы с текстом с дошкольниками. С чего начинать, какую литературу использую. Просто, по времени не совсем склеивается. По логике они должны быть наоборот: дошколка, младшие классы, потом старшие, но коли от вас поступил вопрос, торопилась ответить сначала вам.  :)
Поэтому, следите за обновлениями!
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн София

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 153
    • Женский
    • Белгород
Re: Чтение - есть способ получения знаний.
« Ответ #11 : 26 Февраля 2015, 23:08:24 »
За каждым словом кроется определённый образ, который нужно сформировать и связь «слово — образ» в мозгу закрепить.
Золотые слова! Над этим необходимо работать с самого младенчества: на все предметы мы "навешиваем" названия, т.е. за каждым словом у ребенка должен быть сформирован образ, поэтому необходимо все показывать, рисовать, объяснять прямо на пальцах, разрешать брать предметы в рот, проигрывать.
Например, читаю Егору (4,7) Блока "Рождественское", там такие строчки:
"Веселишь ты всех прохожих -
Молодых и старых,
Некрасивых и пригожих,
Толстых и поджарых".
Тут же вопрос: "Мам, как это поджарых?"
Я, конечно, объясняю, но еще очень важно показать картинку, и если иллюстрации нет, то Гугл нам в помощь, Егор уже умеет пользоваться.
А сегодня искал, что такое швартовы: нашли картинку, почитали, распечатали на принтере!

Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]

Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]


Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]

Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]

Оффлайн София

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 153
    • Женский
    • Белгород
Re: Чтение - есть способ получения знаний.
« Ответ #12 : 26 Февраля 2015, 23:27:08 »
А, что делать с глаголами? Проигрывать! Многие дети и не знают, как это: идти крадучись, бежать вприпрыжку и т.д. Многие не понимают пространственных отношений: над, около, между, впереди, позади, за, из-за и т.д.  С ребенком (даже уже с большим, когда есть проблема) необходимо в прямом смысле красться, прыгать, забираться на стул, прятаться под стол...
На своих занятиях по раннему развитию с малышами я и прыгаю, как лягушка, и топаю, как слон, ползу, как черепаха, хожу в развалку, как пингвин.
Именно так мы развиваем образное мышление!

Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]

Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]


Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]

Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
Re: Чтение - есть способ получения знаний.
« Ответ #13 : 27 Февраля 2015, 05:23:59 »
Один из основных принципов педагогики - от наглядно-действенного через образное к словесно-логическому. И только так.
Спасибо, София! Много взяла себе на заметку!  :yes:
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн ЛЕНА1

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 102
    • Женский
    • МОСКВА
Re: Чтение - есть способ получения знаний.
« Ответ #14 : 07 Марта 2015, 15:21:06 »
" Хочу спросить Вас, как опытного педагога: Старшая дочь, 7 класс читает автоматически (т.е. читает, но что прочитала не понимает; с трудом находит ответы по тексту). Как  нам выходить из этой ситуации? Ведь в следующем году предметов будет еще больше, а в 9 - ГИА. Прошу совета. Спасибо."

Как врач, хочу вас спросить: А вы уверены,что девочка читает хорошо? Что значит автоматически (она узнает слова,"глотает полслова", быстро проговаривает, а м.б. просто плохо читает)?
Опираясь на слова мамы, делать выводы опрометчиво.
В подростковом возрасте, к сожалению, дети, испытывающие проблемы в учебе, отвратительно читают. Да-да, я тоже была удивлена и шокирована. Читая длинные и сложные слова по слогам, невозможно понять смысл прочитанного.

За пособия спасибо, взяла себе в архив)