Автор Тема: Методики Н.Зайцева и охрана зрения  (Прочитано 5711 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Проблема ухудшения зрения у детей сегодня настолько серьёзна, что даже говорить о ней страшно. Достаточно просто пройти по улице и никакую статистику читать не надо.
Для меня эта тема ещё и потому необычайно болезненна, что у меня самой миопия (близорукость) высокой степени, и я на собственной шкуре знаю как это тяжело и морально, и физически. Правда, сегодня ситуацию несколько облегчает то, что современные технологии позволяют выпускать сверхлёгкие линзы, которые имеют необходимое количество диоптрий, но вес их практически не ощущается. Да и дизайнерам спасибо. Разработали оправы, которые не только не уродуют лицо, но даже украшают. Хоть какое-то морально-эстетическое утешение. Однако, проблемы оно не решает!
Все современные методики лечения зрения с помощью оперативного вмешательства — это всего лишь бизнес. И ни одна самая престижная и дорогостоящая клиника не даст вам гарантии успешного излечения. «Глаз — не часы, а мы — не часовая мастерская», — говорят врачи и сами продолжают ходить в очках, понимая насколько неэффективно и несовершенно то, чем они занимаются.
Я ношу очки с 7 лет. Когда стало ухудшаться зрение, никто не знает. Мне кажется, что я всегда видела плохо. А в школе хватились, потому что учительница заметила, что «девочка щурится».
Два года назад на приёме у окулиста узнаю, что зрение ухудшилось настолько, что необходима операция. Глазное дно может атрофироваться. Сосуды сужены, кровообращение недостаточное и сетчатка может отслоиться. Далее — потеря глаза. Поэтому сетчатку необходимо «пристрелить» лазером. Проблемы это не решит, но хотя бы на какое-то время продлит жизнь глазу. Когда я показала врачу своего сына, то услышала приговор, что и его с такой наследственностью ничего хорошего не ждёт.
На операцию я всё как-то не собралась. Всё оттягивала. И вот нынче весной я снова оказалась в кабинете окулиста. Оказалось, что близорукость перестала прогрессировать. За последние два года зрение не снизилось ни на единицу! Это чудо первое.
При осмотре глазного дна оказалось, что кровоснабжение хорошее, глазное дно в чудесном состоянии, и даже не скажешь что такая близорукость. В операции нет необходимости. Это чудо второе. Я радостно пожала плечами и облегчённо вздохнула. Но сама мысленно я снова и снова возвращалась к тому, что произошло.
И вот недавно мне попадается в руки брошюра «Профилактика зрительного утомления и методика развития зрения у слабовидящих учащихся» доцента кафедры теоретических основ физвоспитания Красноярского педагогического университета, кандидата пед. наук В.А. Ковалёва (Красноярск, 2010), в которой читаю:
«... глаза современного человека, вернее, их мышцы, перегружены работой статистического характера. Динамическая работа, необходимая когда-то для того, чтобы выжить, почти исчезла. Глаза человека почти всё время сведены внутрь своими осями, постоянное напряжение испытывают и аккомодационные мышцы, управляющие фокусом хрусталика. В результате данного явления мышцы не получают должного развития, не имеют двигательного опыта, а глаз, его оболочка — склера — не получает питания и кислорода через капилляры в этих мышцах. Известно, что систематические занятия видами спорта, в которых глаза интенсивно следят за пространством, улучшают многие важнейшие зрительные функции».
Автор указывает на прямую взаимосвязь между остротой зрения и уровнем развития и успеваемостью ребёнка, подчёркивая, что через глаза проходит 90% информации, которую вообще воспринимает человек.
В связи с этим В.А.Ковалёв предлагает свою методику коррекции зрения и разработал ряд тренажёров, основанных на том, что «ребёнка нужно научить слежению за движениями в пространстве». Педагогам рекомендуется развесить тренажёры по стенам классной комнаты и проводить физкультминутки в течение урока, чтобы переводить детские глаза из поля ближнего зрения в поле дальнего зрения.
«Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активации сетчатки глаза. Движения глазами способствуют резкому улучшению кровоснабжения тех участков оболочки глаза, к которым крепятся глазодвигательные мышцы».
Пока я всё это читала, до меня стало доходить что же произошло. Что есть таблицы Н.А.Зайцева (к кубикам, по математике, по русскому и английскому языкам), как не великолепные тренажёры для коррекции зрения? И чем является работа с таблицами, как не обучение «слежению за движениями в пространстве», активизирующими сетчатку? Выходит, что я ежедневно, с 9 утра до 9 вечера из урока в урок вместе с детьми слежу за указкой по таблицам, работаю на крупных текстах-плакатах (Я в последнее время полностью отказалась от мелких текстов, поскольку заметила, что, читая крупный текст, особенно на иностранном языке, дети легче и быстрее усваивают и запоминают материал. Мелкие копии я раздаю только на дом для читальных тетрадок.), участвую во всех подвижных играх, рекомендованных Н.А Зайцевым и коллегами с форума и тренирую своё зрение!
Оно не улучшилось, но развитие близорукости остановилось! Прибавить сюда рекомендуемый А.Н.Шеповальниковым (Конференция в СПб в 2008 г.) регулярный приём поливитаминов — и вот результат!
А какова же участь моего сына с плохой наследственностью? Все 7,5 лет острота зрения в пределах нормы. Хотя читать научились рано. Читает много, в т.ч. ночами, активно пользуется компьютером (копмьютерные игры, обучающие программы по иностранным языкам, просмотр кино и мультфильмов и т.д.), посещает музыкальную школу, которая издавна считается главным врагом всех врачей-окулистов. Именно в музыкальной школе, по мнению врачей, глядя в ноты, ребёнок приносит в жертву искусству остатки своего зрения.
Мы не идём в традиционный первый класс, не будем сидеть часами за партой с обездвиженным глазным яблоком и не будем зарабатывать себе так называемую «школьную близорукость» (термин В.Ф.Базарного), а вместо этого докупим недостающие нам «Твёрдую валюту» и «Универсальную монетную систему» и всё у нас будет хорошо!
У меня есть предложение к форумчанам, как имеющим опыт работы по методикам Николая Зайцева, так и только начинающим, обратить особое внимание именно на этот здоровьесберегающий аспект методик и собрать не просто впечатления, а готовые факты, например, у скольких детей какого возраста за какой срок при какой частоте занятий зрение улучшилось или перестало прогрессировать какое-либо заболевание глаз или вообще не было никаких проблем со зрением.
Предлагаю наладить тесный контакт с родителями, которые привели к вам дошкольников или младших школьников в очках либо с дефектами зрения. Я думаю родители откликнутся, поскольку каждому из нас невыносимо больно осознавать, что малыш страдает каким-либо недугом и ничего нельзя сделать.
В старшей группе семейного клуба «Зайчонок» (1-2 класс) из 8 детей у шести четыре года учёбы (мы работали с детьми два года до школы) никак не отразились на зрении. Двое перешли в первый класс обычной средней школы. В конце учебного года им обоим рекомендованы очки.
А у вас?
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Лена

  • Любитель форума
  • **
  • Сообщений: 99
    • Женский
    • Харьков
Re: Методики Н.Зайцева и охрана зрения
« Ответ #1 : 07 Июля 2010, 20:18:07 »
Виктория, Вы можете полностью восстановить себе зрение по Жданову. Не знаю знакомы ли Вы с этим методом лечения. Интересно, что Жданов  разделяет точку зрения Ковалёва и даёт практические рекомендации по восстановлению зрения до нормы.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Методики Н.Зайцева и охрана зрения
« Ответ #2 : 07 Июля 2010, 21:36:52 »
Нет, не знакома. Ковалёв в своей книге о нём не упоминает. Спасибо за информацию. Я поищу о нём.
Сумел дитя родить - сумей и научить.