Автор Тема: Грамматика русского языка  (Прочитано 53473 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 182
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Грамматика русского языка
« : 26 Марта 2010, 09:27:26 »
Я еду на курсы! Ура! 29-30 марта.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 182
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #1 : 04 Апреля 2010, 00:17:45 »
Приятно было встретиться с Николаем Александровичем. Как он легко рассказывает всё по таблицам! Как волшебник! К иллюзионистам ходить не надо. Приехала, открыла таблицы. И спотыкаюсь о каждое слово. Что такое "жох", "жок"? Теперь всё надо самой выучить и растолковать себе. Кто работает по таблицам с детьми? Мы с 5-6-летками используем пока только первую.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 182
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #2 : 07 Апреля 2010, 14:35:22 »
Сегодня на занятии (5-6-летки) распределяли слова: в кружок, если прилагательное, в квадраты (по родам), если существительное. Это всё устно. Было весело, когда кто-то попадал не туда.
Тут у меня разыгралось воображение. Иду по дороге и начинаю придумывать: может сделать флажки со всеми топографическими знаками (кружочек, квадратик, треугольник... Табл. 18), или были бы пульты и лампочки загорались бы (как "лингафонный кабинет"). Или магнитные карточки, или кубики такие же с наполнителем?
Кто что придумал и работает? Отзовитесь.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 182
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #3 : 25 Апреля 2010, 20:07:55 »
Мы уже рассмотрели приставки с 5-летками. Я или они (по очереди) читаем скороговорку, находим приставки, ребята на листочках пишут номера, их складывают, потом считаем вместе сумму. У нас целый час ушел на это, а мы и не заметили. Сделали шесть скороговорок. Примеры длинные, я выкладывала их из кубиков "Пять в кубе", а они записывали разными фломастерами. А потом, затаив дыхание, смотрят на меня, подниму я весь целиком пример или нет.
Чтение, математика, письмо - всё в одном флаконе.


Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 165
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #4 : 29 Апреля 2010, 15:15:52 »
Я тоже работаю по первой, по второй начали. Пишем диктант кубиками на слова с мягким знаком. Потом ищем номер в таблице, проговариваем, почему написали мягкий знак. К этому я добавила работу со складовыми карточками, разложили их на несколько  стопочек  - мягкий знак посередине, мягкий знак с шипящими, без мягкого знака (ёж, ёрш). Не знаю вот, за какую теперь таблицу браться?

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 182
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #5 : 02 Мая 2010, 00:34:24 »
Катя, здравствуйте! А мы еще с мягким знаком не работали, пропустили. ЖО-ЖЁ-ШО-ЦЫ... рассмотрели и сразу к приставкам. Теперь будем склонять по падежам. Надо, наверное, заготовить словосочетания: грустный день, веселый праздник, вкусный ужин и т.д. А можно брать из стихов, рассказов. Думаю, что получится. С моим (6-летним) получилось!
Не успела вернуться с курсов, у меня появился настоящий иностранец - девочка из Японии, 16 лет. Начали по таблицам заниматься. Какие открытия у меня, самой русской!!!!! Она задает такие "почему", о которых я даже не задумывалась ни разу в жизни! И тут я поняла, какой Николай Александрович гениальный!!!!!!!! Это действительно так подходит для иностранцев - это им только и нужно для овладения русским языком!
Сама девочка, сказала, чтобы я передала огромный привет Зайцеву Н.А., ей уже очень помогла первая таблица. Через один урок (час по первой таблице) она справилась в школе с заданием по фонетике - первое самостоятельно сделанное задание, оцененное учительницей. До этого с ней занимался (с сентября) просто учитель русского языка, и не было сдвигов в этой области.
Всё это очень вдохновляет. Елена, передайте, пожалуйста, большое "японское спасибо" от девочки Николаю Александровичу!  :good:

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Завсегдатай форума
  • *****
  • Сообщений: 208
  • Учим вас и ваших детей
    • Женский
    • Санкт-Петербург
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #6 : 02 Мая 2010, 15:52:04 »
Елена, передайте, пожалуйста, большое "японское спасибо" от девочки Николаю Александровичу!

Уже  :)
Даже если знания раздаются бесплатно, приходить нужно всё равно со своей тарой.

anna

  • Гость
Re: "Грамматика русского языка"
« Ответ #7 : 13 Мая 2010, 09:50:35 »
Алежна, мы работаем так: вырезали из картона квадратики, кружочки, треугольнички и т.д. Перед чтением текста раздаем ребятам карточки - всем поровну. Читаем текст, а потом они начинают размещать на нем свои карточки. Кто вперед всех и правильно сделал, тот и победил. Текст должен висеть на стене, чтобы все дети могли вокруг него разместиться.

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: "Грамматика русского языка"
« Ответ #8 : 13 Мая 2010, 16:26:13 »
Надо, наверное, заготовить словосочетания: грустный день, веселый праздник, вкусный ужин и т.д. А можно брать из стихов, рассказов.

Алежна, на форуме есть готовые словосочетания:
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.metodikinz.ru/forum/?topic=23.0

Первое словосочетание: ЗАКРЫТЫЕ ГЛАЗА
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 182
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #9 : 23 Июня 2010, 16:14:48 »
Перед отпуском решила поделиться тем, что успели за два месяца с 16-летней девочкой из Японии.
Занятия по часу, два иногда; 3 раза в неделю.
По таблицам из "Русского для всех" закончили прилагательные основательно (таблицы 25, 26). Заглядывали немного в существительные и числительные.
Чем дальше двигаемся, тем всё больше влюбляюсь в таблицы. 
В начале я всё порывалась спросить: а как же то слово? а как же другое? Некоторые вопросы оставались без ответа... А Лера как-то сказала: "Ну, наверное, это будет в другой таблице". И, действительно, продвигаясь и открывая новые таблицы, находили наши случаи.
У неё вся комната оклеена таблицами, и к ней приходят еще разные специалисты-массажисты.... Они поглядывают на это и, что бы подковырнуть, задают разные вопросы: "А вот как правильно: у банка или у банки?"
Лера поначалу не справлялась, ждала, когда я приду. Мы вместе смотрим: "банк" - муж., значит, "у банка", а если "банка" - жен., то "у банки". Всё понятно! И массажистка сама задумывается...
Боже, как нас учили! Я мальчишек своих спрашиваю (они учатся хорошо, и я думала, что они всё знают): "У вас бывают ошибки в прилагательных, когда одна "н" пишется, когда две?" Они отвечают: "Всегда!" Ужас! Я даже не поверила. Средний говорит: пишу по интуиции. А я сама вспоминаю, что тоже писала по интуиции (хоть с медалью закончила школу). Это конечно хорошо, что интуиция есть, но лучше, когда точно знаешь и еще поспорить можешь с асами-учителями.
В общем, решила и на каникулах со своими мальчуганами всё пройти. Теперь навострилась. Легко, удобно. Ведь надо только чуточку присмотреться к таблицам, полюбить и не искать подвоха, и всё пойдет как по маслу.

Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 165
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #10 : 06 Июля 2010, 11:11:59 »
Мы тоже перешли на таблицы. Я повесила глаголы, прилагательные, местоимения и приставки. Несколько занятий посвятили разбору басней по таблицам, я также выписала все примеры стихов из пособия, прошлись мы и по скороговоркам. Присматриваемся к падежам.
Дети полюбили чтение по ролям, идет конкуренция за роль автора  8)  Пришлось даже шляпу специальную завести.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #11 : 07 Июля 2010, 13:45:08 »
Сегодня на занятии (5-6-летки) распределяли слова: в кружок, если прилагательное, в квадраты (по родам), если существительное. Это всё устно. Было весело, когда кто-то попадал не туда.
Девочки! Я с моими "зайчатами" тоже проводила такую работу. Им очень-очень было интересно, и они всё быстро поняли. Мы сразу и термины взяли: "прилагательное", "существительное". Получив такой неожиданно быстрый результат, мы разобрали род, число... А потом разогнались и "захватили" числительное, глагол, причём сразу научились определять время: прошедшее, настоящее и будущее. И всё за одно занятие! Никакой скуки! Только предложения подкидывали. А потом анализировали тексты, рисуя над словами значки. Дети САМИ заметили, что существительное и прилагательное согласуются между собой в роде и числе (значки одни и те же). Падежи вот не успели взять.
 :-[ Но главное, по-моему, всё-таки то, что детям безумно нравится изучать из чего состоит язык. Главное, не отбить интерес скукой и рутиной.
С помощью таблиц просто здорово получается!
Я тоже работаю по первой, по второй начали. Пишем диктант кубиками на слова с мягким знаком. Потом ищем номер в таблице, проговариваем почему написали мягкий знак. К этому я добавила работу со складовыми карточками, разложили их на несколько  стопочек: мягкий знак посередине, мягкий знак с шипящими, без мягкого знака (ёж, ёрш). Не знаю вот за какую теперь таблицу браться?
У меня за нехваткой стен вывешано "избранное". Первые четыре таблицы висят блоком на одной стене, все приставки - на другой, на третьей повесила числительные и способы выражения времени и на четвёртой - предлоги и наречия. Таблица №18 - "дежурная". Она вывешивается по необходимости, для работы.
Мы уже рассмотрели приставки с 5-летками. Я или они (по очереди) читаем скороговорку, находим приставки, ребята на листочках пишут номера, их складывают, потом считаем вместе сумму. У нас целый час ушел на это, а мы и не заметили. Сделали шесть скороговорок.
Мы тоже все таблицы иллюстрируем скороговорками и баснями. В скороговорках искали предлоги и приставки, а по первой таблице работали по примеру "Маминой школы" из Астрахани, только по басням.
Ой! Здесь была ссылка http://...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.metodikinz.ru/post/?page=.russ.mamina
Пока, не все, конечно, успели, только "Кот и повар" и "Свинья". Детям очень понравилась эта работа, но главное впереди!
Через несколько дней ко мне приходит мама одного из мальчиков и сообщает, что они написали в школе диктант без единой ошибки! Впервые! А раньше меньше 16 не получалось! "У меня есть ощущение, что он какой-то свой способ придумал как писать грамотно. Как-то глаза закроет, головой покивает и пишет правильно!" - удивляется мама. А кивает головой - это он таблицу №1 представляет и сразу догадывается как правильно писать.
Так что спасибо огромное "Маминой школе" за такую полезную и замечательную статью! Всем очень советую! А нашему дорогому Николаю Александровичу - за таблицы!
А ещё я слова из первой таблицы все набрала крупно и разрезала на карточки. По одному слову на карточке. Ребята сами сортировали по номерам. Эту работу мы и со школьниками делали, и с ребятами, которые только учатся читать. Первые четыре таблицы вообще хорошо для тренировки чтения подходят. Заодно словарный запас обогащаем. :good:
Тут у меня разыгралось воображение. Иду по дороге и начинаю придумывать: может сделать флажки со всеми топографическими знаками (кружочек, квадратик, треугольник... Табл. 18), или были бы пульты и лампочки загорались бы (как "лингафонный кабинет"). Или магнитные карточки, или кубики такие же с наполнителем?
Кто что придумал и работает? Отзовитесь.
Алежна, я встретила у Марии Монтессори набор в каталоге для разбора предложения по частям речи. Она тоже с дошкольниками предлагает изучать этот материал. К сожалению, не могу сказать как этот набор называется, т.к. каталог, в котором я его увидела то ли на шведском, то ли на финском языке. :yes: Да это и не важно, так как он нам не совсем подходит. Но мне понравился принцип. Набор состоит из множества пластиковых цветных геометрических фигур, каждая из которых обозначает какую-либо часть речи. Символика у неё, естественно, своя. Так, например, большой чёрный треугольник - это существительное, малый оранжевый круг - наречие и т.д. Ребёнку предлагается выкладывать фигурами предложения, обозначая части речи. Эта идея мне очень понравилась, ведь мы делаем то же самое, только указкой по таблице. А что, если попробовать ещё и выкладывать схемы на столе, как говорится, подержать в руках все части речи. Почему бы не взять принцип организации работы у Монтессори, а символику у Зайцева? Только я добавила цвет. Цвет взяла тоже по Зайцеву частично из таблиц по английскому языку, а частично... мммм... как мне захотелось. ::) Но получился интересный набор и мой сынишка с удовольствием занялся этой работой. Красные квадраты - существительные, зелёные круги - прилагательные, розовые квадраты - местоимения, синие треугольники - глаголы (треугольники - это вроде бы как уголки. Их можно повернуть в одну сторону (несовершенный вид) и в другую (совершенный)). На треугольниках написала римские цифры I, II и III. Зелёные полукруги - краткие прилагательные, жёлтые большие буквы N - числительные, а зелёные крестики - предлоги. На белых квадратиках написала М, Ж, С, И, Р, Д, В, Т, П, и их сделала много. И ещё много белых жетончиков для обозначения мн. и ед. числа. Чёрные - союзы и междометия. Теперь читаем предложения и выкладываем в ряд фигуры, рассуждая где какая часть речи, сразу определяем род, число, падеж, вид, время и т.д. :)
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #12 : 08 Июля 2010, 20:16:53 »
Спасибо, Виктория, за подробное описание.
А фотографию не могли бы вы выложить?

Девочки, у меня вопрос по поводу грамматики.
Занимаясь на уроке по грамматическим таблицам, какие и как вы даете домашние задания?
Не у всех детей  дома есть таблицы. Сколько раз в неделю вы занимаетесь?
Виктория, ваши ученики-внешкольники получают домашние задания? Как у вас организована работа по грамматике?
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1181
    • Женский
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #13 : 08 Июля 2010, 22:00:34 »
Lika, фото выложу обязательно. Отдала на время фотоаппарат. ;)
Все мои школьники приобрели по комплекту таблиц для дома. Другого выхода я здесь не вижу.
Основную работу мы делаем в классе, т.е. я презентую новый материал, мы разбираем большое количество примеров и затренировываем. На дом даю задания на тренировку, аналогичные тем, что в классе. Например, в классе разобрали части речи, род, число и т.д., прописали указочкой по таблице 18 разные предложения, а в конце урока написали диктант. Дома прошу ребят расставить значки в диктанте, пользуясь таблицей. Или в классе разобрали предлоги, дома ищем в диктанте. Я насобирала много сборников с упражнениями по русскому языку для начальной школы, разрезала их на отдельные карточки и наиболее интересные задания даю на дом. На следующем занятии мы проверяем правильность выполнения дом. работы, и ребята обмениваются карточками. Бывает, что из карточек использую только наполнение (слова, предложения или текст), а задание придумываю сама.
Русский язык у нас 2 раза в неделю по 60 мин.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: Грамматика русского языка
« Ответ #14 : 07 Октября 2010, 05:59:54 »
Lika, фото выложу обязательно. Отдала на время фотоаппарат. ;)
Как насчет фото? :wait:
Перечитывала страницу и вспомнила ;)
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем