Да-да! Это возможность идти за ребёнком. Он сам подскажет, что делать дальше: то ли новый материал пора давать, то ли тут ещё потренироваться. И самими же методиками всё "диагностируется". (Не люблю это слово, но вот именно оно тут подходит.)
Не так давно прочла в одной английской книге (англичане-методисты пишут об обучении иностранному языку), что если вы хотите именно "проверить" знания ученика, выяснить его результат, никогда не скрывайте этого от ребёнка и не пытайтесь завуалировать тестирование под игру, развлечение или что-то подобное. Ребёнок вас быстро "раскусит", даже малыш (на интуитивном уровне). И вы получите два минуса: первый - частичная или полная потеря ребёнком доверия к вам; второй - ложные результаты. Ученик подсознательно будет сопротивляться. Проще сказать ребёнку прямо: "Я хочу проверить что ты знаешь". Это, по-крайней мере, будет честно.
Так вот, работая "по Зайцеву", я впервые увидела способ организации процесса обучения, когда требуемый результат вот он, на ладони и его не спрячешь. Если ребёнок читает - значит, он читает, если нет - значит нет. И не нужно дурацких контрольных проводить.
И ещё один момент прочла в той же книжке. "Учителю следует всё время находиться рядом с учеником. Принцип обучения "сделал упражнение дома, сдал учителю, через несколько дней получил с оценкой и перечёркнутыми ошибками" не эффективен совершенно! Только вдумчивый СОВМЕСТНЫЙ анализ ошибок "он-лайн" (сразу же, как только она допущена) даёт положительные результаты".
Как этого достичь в стенах школы, когда ученик не один, а их с десяток, в той книжке не рассказывалось. Но мы-то знаем! А ли наш дорогой и уважаемый Николай Александрович не всё время рядом с ребятишками на занятии? А ли не сразу корректируются допущенные ошибки, а многие уже заранее просто предупреждены?
Мой сынище сегодня умудрился МАШЫНА написать. Ну, отключилась голова, на каникулах ещё... Не подав виду, попросила написать кубиками. Добросовестно несёт МАШИНА.
"Это ты,- говорю, - другое слово принёс, у тебя на листочке не так написано. Ты неси как написано". Ушёл. Ковырялся, ковырялся. "Нету,- говорит, - на кубике такого!" - "Давай Зайцеву звонить - не все кубики нашёл". - "Не надо,- отвечает, - никуда звонить. Я написал неправильно (стирает). А что, таких слов, чтобы с Ы после Ш вообще не бывает?"
Не тороплюсь подтверждать. "Ну, давай проверим. Какие ещё слова знаешь? Шины, карандаши... Иди, пиши". - "Не пойду. Кубик-то один и тот же..."
Вот тебе и коррекция "он-лайн". Это к слову о комфорте. Не пришлось тыкать носом: "Да что ж ты за бестолочь такой! Сколько раз тебе говорила ЖИ-ШИ пиши с И!" и в ответ услышать что-нибудь вроде: "Да задолбали вы меня уже со своим ЖИ-ШИ!"