Автор Тема: Обучение детей с особыми нуждами  (Прочитано 465 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Женский
    • Эстония, Нарва
До открытия своего клуба "Филипок" я работала в детском доме. Я психолог. Там организовала занятия по подготовке к школе. А потом решила попробовать и с детьми с особыми нуждами, так у нас называют детей-инвалидов. Таких детей было шесть: от 3-х лет до 12. Все они не обучаемы, с огромным набором отклонений: идиотия, дебильность, ДЦП, синдром Дауна, аутизм... В общем, очень сложные дети, про которых говорят "растение". Уход в детском доме, сами понимаете, какой с такими детьми: покормить, переодеть, подмыть, может быть летом вывести погулять.
Я стала приходить к ним, принесла сначала кубики, потом карточки, кассету с песнями "Читай и пой". Потихоньку они привыкали, что я прихожу и что-то приношу. А потом уже ждали, как говорили воспитатели. Меня встречают и уже поют: "Бу-бо-ба-бэ-бы..." (кто мог говорить). Составляли паровозики из кубиков, раскладывали карточки "Каждый охотник желает знать". Один кладет, другой подносит, третий наблюдает, четвертая гладит по головке. Где-то через месяц можно было продемонстрировать что-то воспитателям. Они увидели девочку, которая поет песни ручками, ножками и эмоциями на лице (она не говорила); мальчика, который даже, когда идет за обедом по коридору, поет "Петушок, петушок" и "Бу-бо..." Они повторяли за мной движения вместе со скороговорками. (Многие скороговорки можно использовать как  пальчиковая гимнастика.)
Из месяца в месяц они учились манипулировать с кубиками. Как-то их строили, ставили друг на друга. Я им читала их, пела. Так я проработала год с ними, пока наш директор не сказал, что они не обучаемы и не надо ими заниматься. После чего я решила уйти и открыть свой клуб.
У нас есть группа "Я смогу" для детей с особыми нуждами. Дети, конечно, полегче, чем были. С некоторыми я занимаюсь второй год.
Есть мальчик, которому теперь 14. Он знает все кубики и ориентируется по таблице с попевками. Может писать кубиками, копируя надпись на карточке. А сам составить слово не может. Незнакомую карточку прочесть не может. Я думаю, что таблица и кубики ему надоедят вот-вот. Ему не очень хочется говорить, любит больше отмалчиваться или говорить одинаковый склад, чтобы я не разобрала. Хитрит. Может письменно списывать много - альбомный лист крупно. Но что пишет - не понимает. Когда спрашиваю, показывает наугад.
Кто-то  работает с такими детьми, что-то посоветуете? Я знаю, что если бы он не говорил, все равно можно было научить его читать. Хочется ускорить, как-то.

Cathy

  • Гость
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #1 : 22 Марта 2010, 01:55:01 »
А какой диагноз у ребенка? Ведь специфика работы различна у детей с различными видами нарушений. Я работала с детьми-аутистами - у всех  была различная степень способности к обучению. Очень сильно зависело от того, в каком возрасте заметили проблему и начали с ней работать, насколько вовлечены родители в процесс обучения.
Были два брата-аутиста. Со старшим начали заниматься очень поздно, время было сильно упущено и он, будучи старше на 5 лет, по развитию в 10-летнем возрасте сильно отставал от своего 5-летнего брата, с которым начали заниматься очень рано. У аутистов  возможны "откаты" назад. И может быть ребенок, с которым вы работаете, не хитрит, а реально не понимает, что вы от него хотите. Он может забыть полностью то, что еще вчера у него прекрасно получалось.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #2 : 22 Марта 2010, 12:11:04 »
Cathy, аутист у нас есть сейчас - мальчик, ему 4 года. Там мама молодец, старается. Он уже читает целыми словами по карточкам, мама говорит, что так сразу пошло все слово целиком, не по Доману, а так получилось. И числа знает до ста. Тут моей работы нет почти. У него очень хорошая память. Трехзначные цифры показала один раз по таблице, так он сразу на второе занятие сам набирал и по таблице и по кубикам. Так же по карте с указкой или пальчиком гуляет. Называет моря, острова... Но занятия как такого у нас не получается. Он находится вместе с мамой, я занимаюсь с другими, а они что-то подсматривают, где-то дольше задерживаются, переходят от одного к другому быстро. Ну это так и есть у аутистов. Диагноз им поставили только что. Сейчас я читаю всю литературу об этом.
Катя, если есть чем поделиться буду благодарна.
Для аутиста комната у нас большая с кучей информации разной на стенах и полки с пособиями на виду. Не знаю как быть. Может нахождение в такой комнате только будет тормозить и оттягивать наш контакт?
А большой 14-летний мальчик: ДЦП, эпилепсия и еще есть много чего логопедического. У нас диагнозы - конфиденциальная информация, поэтому только то, что вижу, а видеть я диагнозы не очень хочу, так как думаю, что если есть ребенок уже со всем набором, то надо сделать его лучше по сравнению с тем, какой он пришел))) Очень долго застрял на той стадии, когда я прошу что-то найти, он пробует и находит, часто без ошибок. А когда прошу сказать что это, не может еще прочитать. То есть близко к чтению, но так долго нет прорыва (почти год). Может еще мало все-таки времени. Или увеличить количество занятий. У него кубики дома есть. Ко мне ходит два раза в неделю по часу.

Cathy

  • Гость
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #3 : 22 Марта 2010, 17:33:22 »
C аутистом надо минимизировать количество внешних раздражителей. Им очень трудно сосредотачиваться. На столе во время работы - что-то одно. Позанимались - убрали, достали новое. И если за вашей спиной во время занятия он будет видеть что-то, ему труднее сфокусироваться на том, с чем вы работаете. С ним самое главное вступить в контакт - если вы смогли установить контакт глаза в глаза - это уже колоссальное достижение.
С аутистами работает запоминание целых слов. И, кстати, у аутистов часто бывают великолепные математические способности. А у него именно аутизм, не Аспергер?
Наберитесь терпения - то, что с обычным ребенком занимает месяц, при работе с детьми с ограниченными возможностями может растянуться на годы.
Информация, которая у меня есть - опять же на английском. Выкладывать?

Cathy

  • Гость
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #4 : 22 Марта 2010, 17:48:11 »
Прочитала ваш ответ в другой теме по поводу английского - ловите.

Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.autismteachingtools.com/


Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.autisminspiration.com/?gclid=CLnq4s3LzKACFYd-5QodfEqp5Q


Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.educationworld.com/a_curr/curr139.shtml



Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #5 : 22 Марта 2010, 19:09:55 »
У меня нет пока опыта работы с особыми детками по методикам Зайцева.
Я работала волонтером в школе для  детей с аутизмом. Они по много лет сидят в программе одного класса. Практически все на серьезных препаратах (лекарствах).
Детей планомерно, не спеша учат, вырабатывают у них повседневные и учебные навыки. Вывозят в магазины (школа с 9 до 3-30).
А есть программы, где дети живут по 10-15 человек в частном доме с учителями...
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 166
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #6 : 25 Марта 2010, 15:22:25 »
У меня есть отличная книга об этом, но на английском. Выложить?

Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 166
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #7 : 25 Марта 2010, 15:26:59 »
У меня нет пока опыта работы с особыми детками по методикам Зайцева.
Я работала волонтером в школе для  детей с аутизмом. Они по много лет сидят в программе одного класса. Практически все на серьезных препаратах (лекарствах). Детей планомерно, не спеша учат, вырабатывают у них повседневные и учебные навыки. Вывозят в магазины (школа с 9 до 3-30).

У меня есть опыт работы. В моем случае ребенок любил петь, знал прекрасно счет, но вопросы не понимал, говорил монотонно, очень трудно переносил прикосновения других детей.
Отсутствие контакта глаз очень сильно влияет. Дети начинают задавать вопросы. Надо очень много работать, чтобы создать атмосферу "включенности". Мне лично опыта пока не хватает. Один на один удавалось хорошо заниматься. Но... Для такого ребенка не знания главное, потому что он, благодаря механической памяти, может все скороговорки запомнить наизусть. А вот понимать обычные вопросы порой, увы...
Но я хочу сказать, что если это аутизм, а не Аспергера, то вряд ли получится когда-либо мальчишке поучаствовать в занятии. Лика права: специальная программа, акцент на коммуникации (как правило, с помощью вспомогательных картинок), развитии эмоциональной сферы.

Оффлайн Mariya

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
    • Женский
    • г. Волгоград
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #8 : 02 Апреля 2010, 11:25:29 »
Здравствуйте!
У меня история такая: моему племяннику 7,5 лет. Диагноз: синдром Дауна (мозаичный вариант). Не разговаривает, но у него хорошая память, очень любит книги. Хочу начать с ним заниматься. Подскажите с чего начать? Индивидуально или в группе? У кого есть такой опыт, пожалуйста, поделитесь.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #9 : 03 Апреля 2010, 23:47:04 »
Я бы начала с кубиков, попевочек, песенок "Читай и пой". Надо проследить за реакцией ребенка, он сам подскажет, что с ним делать, если у вас в наличии будут пособия. У меня была маленькая девочка, четырёхлетняя. Ей нравились скороговорки: когда я их показывала руками (как пальчиковая гимнастика) и говорила. Она запоминала и водила ручками, как я. Очень нравились ей песенки, когда мы их "танцевали".

Оффлайн Гусева Е.А.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 21
    • Женский
    • Архангельск
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #10 : 12 Апреля 2010, 18:48:05 »
У меня маленький  опыт работы с девочкой с синдромом Дауна. Ей было чуть больше 2 лет. Пели таблицы и крутили, пропевали кубики. Ей это очень нравилось, она не останавливалась до последнего кубика. То же самое и с таблицами: пока не пропоём, не проговорим каждый значок. К сожалению, занималась я с ней только 4 месяца (по семейным обстоятельствам они отказались от занятий ). Но и за это время был виден результат.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #11 : 02 Мая 2010, 01:17:14 »
Девочки, спасибо, кто откликается, делится и присылает ссылочки. Если будут у нас сдвиги, я обязательно сообщу.

Оффлайн Katysha

  • Любитель форума
  • **
  • Сообщений: 95
    • Женский
    • Тобольск, Тюменская область
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #12 : 14 Мая 2010, 13:15:58 »
Здравствуйте, девочки, у меня есть желание заниматься с такими детьми, но нет опыта. Я чувствую, что есть такие дети, которые ждут этой  помощи, но всегда начинать дело боязно, думаешь: "А вдруг у тебя ещё не хватает для этого знания, опыта, а сможешь ли?" Я как-то была в нашей коррекционной школе, хотела предложить помощь, но увидела равнодушные лица и услышала жалобы, а от директора настойчивую просьбу показать методику (хотя все методички ей показала). Так вот, к чему мне нужно быть готовой, как к этому подготовиться, что почитать (на русском), чему научиться, что сделать, чтобы начать такую работу?
Спасибо, дорогие единомышленники, за отклики, за ваши светлые мысли :) :love:

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #13 : 17 Мая 2010, 13:00:37 »
Катюша, я писала, что я начала с детского дома. Вот и вам советую начать с того места, где требуется человек для работы с такими детьми, и сами потихоньку начинайте проводить занятия. Будь вы в качестве воспитателя, социального работника, медсестры... даже уборщицы! А когда дело пойдёт, можно продемонстрировать вышестоящим инстанциям. Так как никто, если не в курсе методик, не захочет выслушивать. А так пригласите прямо на очередное занятие, и им станет всё понятно.
Если этот вариант не устраивает, тогда можно разместить объявления  в газете, что готовы заниматься с теми, от кого отказались школы. Обычно находятся мамы, которые знают, что есть методики, чтобы ребенок овладел чтением или математикой в доступной ему форме.

Оффлайн Katysha

  • Любитель форума
  • **
  • Сообщений: 95
    • Женский
    • Тобольск, Тюменская область
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #14 : 21 Мая 2010, 12:17:11 »
Спасибо Алежна за ответ, а литературу какую-нибудь посоветуете?

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #15 : 21 Мая 2010, 13:24:10 »
А литературу на какую тему? Если учить детей читать, считать - так это все у Зайцева Николая Александровича в методичках. С детьми с особыми нуждами занимаюсь также, как и со здоровыми. Только темп разный. Когда возникают трудности, вот тогда сажусь за книги и компьютер и конкретно про данного ребенка стараюсь что-то понять новое.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #16 : 10 Октября 2010, 14:36:55 »
Девочки, 14-летний мальчик зачитал даже предложениями. Не всегда получается, но слова прочитывает! Пока медленно, по слогам, но слоги - верные! Здесь, конечно, мама постаралась, занимались все лето. И вот, через два года - он читает! И пишет теперь ровненько, попадают в строчки все буквы, правда еще печатные. Но это ничего. В том году начали письменные осваивать, значит через год и это освоит. А ведь два года назад он еле языком шевелил, ничего не понятно было, одна каша во рту. А теперь и пишет, и читает. Ни в какой школе его не научили, даже ни одной букве. Не обучаем был по их вердикту.

Оффлайн julialog

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 15
    • Женский
    • Калуга
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #17 : 18 Октября 2010, 22:59:58 »
Я работала только с речевыми детками, алаликами. Вызывать речь лучше всего кубиками и попевочками. Содружество музыки и игры находит отклик у любого ребёнка, а речевым ещё и помогает :) И интеллект развивается вместе с речью! У меня много таких деток было, и ещё ведут. Только не все родители верят в возможность результатов при таких "несерьёзных" занятиях, уходят туда, где за столом сидеть надо. Таких, правда, мало. Зато те, кто поверил и доверил ребёнка, благодарны Н.А.Зайцеву за его замечательные "Кубики" и другие пособия!
Речевым детям, всем без исключения, методики Зайцева полезны и необходимы!

Оффлайн Katysha

  • Любитель форума
  • **
  • Сообщений: 95
    • Женский
    • Тобольск, Тюменская область
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #18 : 10 Апреля 2013, 10:04:32 »
У меня появился мальчик с алаллией 5 лет. Скажите если заниматься в группе разновозрастной дошкольной, то какая индивидуальная работа должна быть с этим ребёнком. Какая особенность в работе педагога с мальчиком должна быть?

Оффлайн julialog

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 15
    • Женский
    • Калуга
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #19 : 10 Апреля 2013, 23:08:36 »
Здравствуйте, Катюша! Хотелось бы уточнить: ребёнок-алалик неговорящий или речь есть хоть какая-то? Есть ли сопутствующие диагнозы:слух, интеллект, неврология? Расскажите про него подробнее, пожалуйста. Если в общих чертах, то такой ребёнок в общей группе занимается даже лучше, есть за кем повторять. Но бывают разные ситуации. А какой уровень остальных детей  группе? Как этот мальчик общается с родителями, сверстниками? Дайте мне побольше информации. И я постараюсь чем-то вам помочь.

Оффлайн Katysha

  • Любитель форума
  • **
  • Сообщений: 95
    • Женский
    • Тобольск, Тюменская область
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #20 : 11 Апреля 2013, 22:17:27 »
Здравствуйте, спасибо, что быстро откликнулись.
Постараюсь точнее описать. Мальчик недавно, с мамой конкретно поговорить не удалось. Со слов бабушки я узнала, что у ребёнка после восприятия отстаёт воспроизведение. Ему 5 лет, речь не развита, часто просто повторяет вопрос или просьбу, спокойный, слушает попевки и повторяет, внимательный, с ребятами дружный. Из общения мамы с ним поняла, что говорить ему нужно внятно, чётко, кратко, что не всегда у меня получается. Группа на уровне начинающих, ещё никто не читает, занимаемся 3 месяца, дети 4, 5 лет - 5 чел, 2, 3 г. - 2 чел. Я поняла, что когда уровень речи будет расти, психические показатели будут выравниваться, это так или нет? Скажите какой процент того, что ребёнок сможет догнать сверстников? 

Оффлайн julialog

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 15
    • Женский
    • Калуга
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #21 : 12 Апреля 2013, 23:55:16 »
Насколько могу судить по описанию, это не алалия. Если интересно, могу на электронку скинуть лекции по алалии для логопедов. В описанном случае может быть снижение слуха, лёгкая форма аутизма, что-то ещё, но на алалию не очень похоже. Очень хорошо, что мальчик повторяет попевки. У меня даже своеобразный тест: подпевает или хотя бы губами шевелит, значит, есть шанс, что заговорит. Занятия в группе на раннем этапе предпочтительнее, чем индивидуальные. Лучше группа для начинающих. По возрасту детки пусть будут чуть младше. Когда совсем освоится, можно и нужно добиваться чёткого проговаривания всех складов, начиная с попевок и кубиков лёгких, онтогенетически ранних, звуков (губных, губно-зубных - их легко показывать и просить повторить). Дальше хорошо использовать складовые картинки с лёгкими по структуре словами. Постепенно можно усложнять и структуру, и звуки. Занятия с алаликами, да и с любыми детьми, лучше проводить на эмоциональном подъёме, в хорошем настроении. На этом фоне у них легче входит в речь новый материал. Не бойтесь, пойте, играйте, следите за реакцией мальчика, давайте ему то, что больше нравится. В пособиях Зайцева можно найти на любой вкус и возраст игр и заданий! Оречевляйте всё простыми фразами, доступными малышу, добивайтесь от него речевого участия в ваших занятиях. И положительный сдвиг будет обязательно! 
Удачи вам! Предложение о лекциях остаётся в силе, пришлите адрес.

Оффлайн Katysha

  • Любитель форума
  • **
  • Сообщений: 95
    • Женский
    • Тобольск, Тюменская область
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #22 : 15 Апреля 2013, 21:49:07 »
Диагноз: сенсорная алалия, была родовая травма. Но мне важно в принципе как учить. Спасибо, я возьму во внимание вышеизложенное.

Оффлайн София

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 153
    • Женский
    • Белгород
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #23 : 30 Мая 2014, 00:00:31 »
Работаю с мальчиком (4 годика) - расстройство аутистического спектра, не знаю, чтобы делала без методики. Часто такие детки очень любят цифры, знаки, буквы. Логопед занимается с ним чтением по таблицам, разговорила ребенка за несколько занятий.
А у нас ... цифры-цифры-цифры: считаем до 1000, считаем 2,3 ...9-ми, решаем примеры, играем в "Магазин". Даже лепить начали, но пока только цифры и примеры :).
Самое интересное, что слух у ребенка заточен только под классическую музыку: слушает и танцует под нее с удовольствием, но стоит включить какую-нибудь песенку, сердится, кричит, просит выключить.

Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
image


Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
image

Оффлайн Katysha

  • Любитель форума
  • **
  • Сообщений: 95
    • Женский
    • Тобольск, Тюменская область
Re: Обучение детей с особыми нуждами
« Ответ #24 : 26 Марта 2015, 09:08:46 »
Вчера привели мальчика 5 лет, родители хотят чтобы развилась речь (как говорят отстаёт на 2 года), научился вести диалог. Особенность такая: его спрашивают, он вместо ответа повторяет вопрос. По поведению не отличается от обычных детей, очень хорошо знает счёт (со слов папы до тысячи). Я сказала: давайте попробуем, игра мотивирует диалог между детьми. Но как конкретно помочь не знаю.
Вспомнила ещё, что мальчик с ДЦП, который приходил недавно, тоже также повторял. Может у них не развита какая-то частичка мозга отвечающая именно за эту функцию?