Автор Тема: Записки родителя  (Прочитано 90 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Записки родителя
« : 16 Мая 2015, 21:01:58 »
Начинается новая эра в образовании - возвращение родительских прав на образование, образование без школьных звонков, классно-урочного сидения за партами, оценочной системы, натаскивания на тесты, полуграмотных скудных учебников и замученных учителей. Теперь вместо учителей - любящие родители, вместо оценок и записей в дневниках - их поддержка, одобрение, родительское слово и наставление, авторитет взрослого. Вместо навязанного извне социума - родные братья и сестры, разновозрастный и разнопоколенный коллектив своей семьи. Вместо уроков - преемственность поколений, передача культуры и традиций от отца сыну, от деда внуку, от матери дочерям. Вместо учебников - живая литература. Возвращается давно забытая традиция семейного чтения. Шумная пора видео, громкой музыки, импортных комедий отшумела. Настала пора опомниться... Послушать тишину, пение птиц, шум дождя и ветра и услышать друг друга и своих детей наконец. Какие они - наши дети? О чем они думают? Чем дышат? Что их волнует? Что им интересно? Что они умеют? Какие у них таланты?
В условиях школьной системы ответить на эти вопросы физически невозможно. Только ежедневный тесный контакт, непосредственное двустороннее общение, где и взрослый и ребенок - ученики и учителя одновременно, только через такое общение ребенок сможет задать те же вопросы про нас, своих родителей.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Записки родителя
« Ответ #1 : 16 Мая 2015, 21:03:38 »
День первый.

Итак... Сегодня наш первый день новой эры семейного образования без школьных учебников и стандартов. Отвечаю нашему папе на вопрос: «Чем наш сын будет заниматься сегодня?» Из нашего «тёмного прошлого», когда мы делили мир на отдельные школьные дисциплины и дробили их по классам, остались кое-какие предпочтения. И на мой вопрос: «С чего бы ты хотел начать (то есть, конечно, продолжить) свое образование, сын, не задумываясь ответил: « С истории!» Спрашиваю: «Почему именно история?» Ответ по-детски прост и логичен: «Потому что меня тогда не было». Добавим от себя, что история – выбор вовсе не так плох... Основа основ, помогающая лучше разобраться в остальных отраслях, если можно так выразиться. В какую науку не заглянешь – а на истории все повязано: и музыка, и география, и математика, и литература... Достаем коллекцию «Мировая история». Открываем первый том – «Древний мир». Еще нашлись книги про древние цивилизации и про Египет. Открываем... Ух тыыыы!!!! Сколько схем, иллюстраций и фотографий... Только сегодня понимаю, как преступно ограничивала своего любознательного сына рамками учебника. Разбавленная жижа для смелого и пытливого ума...

Вечером, придя домой, услышала радостное: «Мам, я в основном про Египет читал». Этой темой Егор болен лет с 5, когда фараоны и гробницы приводили его в неописуемый трепет. Очень хорошо. Возникла идея приготовить мини-лекцию на тему «Что я знаю о Египте».
Кроме того, сын получил задание написать сочинение о живом концерте джазовой музыки, который мы с ним посетили накануне. Если добавить сюда полуторачасовую репетицию в музыкальной школе, где сын исполняет партию в концерте для двух фортепиано, а так же полуторачасовую репетицию хора, то, мне кажется, этого вполне достаточно для дневной учебной нормы ребенка, находящегося на семейном образовании.

Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Записки родителя
« Ответ #2 : 16 Мая 2015, 21:10:08 »
День второй

У нас первый прорыв! Егор подготовил мини-лекцию «Что я знаю о Египте».
Вот некоторые пункты, которые в немалой степени удивили меня, ведь я его этому не учила!

1. Составлен вразумительный и логичный план выступления. При этом, план составлен не формально, для виду. Он функциональный. Егор пользовался им в течение всего выступления.
2. Абсолютно уверенный, свободный и смелый тон подачи материала, без запинок, заеданий, слов-сорняков.
3. Опора на книгу, прекрасная ориентация в тексте, однако выступление не выглядело чтением.
4. Выступление составлено субъективно, учтены собственные интересы и симпатии, из чего видно, что произошло осмысленное восприятие материала. Он в буквальном смысле пропущен через себя – чужое стало своим.
5. Поражает высокая учебная мотивация. Кажется, я нашла ключ к свободному образованию.


Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://youtu.be/7V8ut5Qu9so
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Записки родителя
« Ответ #3 : 16 Мая 2015, 21:12:03 »
День третий

Сегодня в обнимку, сидя на диване, разобрали с Егором тему «модуль числа», потом разохотились и в один присест проглотили и сравнение целых чисел на координатной оси и сложение-вычитание положительных и отрицательных чисел. И... никаких проблем! Тема – легче лёгкого. Вприпрыжку побежал решать номера: «Мам, я, кажется, начинаю любить математику...»

За ужином сын спросил о том, правда ли, что королева в Англии вроде приманки для туристов. Она вообще правит?
Пришлось рассказать об абсолютной и парламентской (или конституционной монархии), о том, кто такой, собственно, сам монарх, о власти исполнительной и законодательной, о том, кто такие лорды и как им стать, о Палате общин...

Эмммм... Это какой параграф? За какой класс?..
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Записки родителя
« Ответ #4 : 16 Мая 2015, 21:13:19 »
День четвертый

Уже хотела сегодня написать, что день прошел зря. (И об этом тоже буду писать, так как семейное образование – это такое же живое явление, как и сама семья: со своими радостями, огорчениями, болезнями, неприятностями, откровениями, ссорами, размышлениями... Если в своем дневнике я буду писать только о наших успехах и достижениях, получится стандартный отчёт «для галочки», неискренний и лживый, и потому никому неинтересный.
Сегодня родительский день, поэтому утром поездка на кладбище, потом семейный обед, воспоминания. Стоп!... А это не семейное образование? Вспоминали эпизоды из истории нашего рода, давних-давних родственников, которых даже мне уже не случилось увидеть. Поразмышляем: история – это «когда меня не было» или сидение за учебниками?
И тем не менее... Голос из «темного прошлого» занудно твердит на ухо, что мы сегодня не учились...
Предложила Егору написать так называемое summery по сказке, которую прочли на английском накануне. Summery – это краткое изложение произведения вроде пересказа. Сама сказка очень длинная, около 10 страниц мелкого текста, с длинным запутанным сюжетом, переполненным тонкостями и деталями. А нужно уложить в одну страницу, избавившись от подробных деталей, но при этом чтобы не потерялась логика в сюжете. При этом очень желательно (и в этом главный смысл), чтобы в пересказе использовались слова и выражения, встречавшиеся в тексте сказки.
Через 40 минут передо мной лежал лист А4, исписанный неуклюжим почерком моего сынули. Делаю глубокий вдох, читаю... И делаю вывод: сын умеет обобщать и выражать свои мысли на английском языке в рамках пройденного материала. Сегодня получил задание написать какое-нибудь сообщение-размышление на английском. Подобно тому, как мы делаем на русском. Тема свободная. Пока Егор смущен и уверен, что не справится.
Еще раз просматриваю работу... Несколько грамматических ошибок, орфография в полном порядке, четкое понятие о структуре английского предложения (результат работы по системе Н. Зайцева), и выражениями просто изобилует... «Так я ж текстом пользовался» - оправдывается сын. Так в этом-то и смысл! Интересно, дать подобный уровень в 5-м классе средней школы. Каков процент из класса вообще бы поняли, о чем речь?..

А теперь главная мораль, ради которой стоило прожить сегодняшний день.
НИКОГДА БОЛЕЕ И ВПРЕДЬ НЕ СРАВНИВАТЬ СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СО ШКОЛОЙ. Искоренить эту привычку из мозга, из сознания, из образа своих мыслей. МЫ – ДРУГИЕ! Мы не имеем со школой ничего общего. Какой смысл спортсмену, пробежавшему дистанцию за определенный результат, оглядываться на инвалида или просто больного человека, не способного бегать вообще? Зачем? Потешить свое самолюбие? Если не искореню это в себе, эта зараза пристанет к сыну и станет началом очень многих нехороших мыслей и идей.

И последняя мысль на сегодня. Ведь те результаты, что сын показывает сегодня – это наработки не последних трех дней, это результат того неправильного «темного прошлого», от которого сегодня отказались. Но ведь никто и не говорит, что старая парадигма образования совсем уж плоха и бесплодна. Занимаясь с ребенком по учебникам в соответствии со школьной программой, но в домашних условиях не так уж и неправильно. Здесь есть и индивидуализация и относительная свобода и, разумеется, неплохой результат. Вопрос только в том, сколько сил, времени и нервов ушло на это и каков КПД в соотношении. И второй аргумент. В старой парадигме, в гонке за школьной программой, в попытке успеть проверить тонны упражнений, номеров по математике и параграфов из учебников я не видела собственного сына, что он может и умеет на самом деле. Суть старой парадигмы семейного образования: ты- это то, что у тебя в тетради, это как ты написал, подчеркнул, сколько прорешал... Помните: «Тетрадь – лицо ученика», а не его внутренний мир, способности и таланты.

А теперь вопрос: кто за сегодняшний день выучил больше уроков – я или сын?


День пятый

- Мам, придумай мне тему для сегодняшнего сочинения.
- Это ТВОЕ сочинение, ТВОИ мысли.
- Ну... У меня темы кончились...
- А жизнь закончилась?
- Да нет, конечно! (Смеется) Продолжается!
- Значит, остановился твой мыслительный процесс. Раз жизнь продолжается, должны быть и темы. Она все время нам их подбрасывает.

Егор вернулся к себе в комнату и стал думать: «Ну про что же написать? Может быть про что-нибудь, что я люблю? А что же я люблю? Или, про то, что смотрел... А что я сейчас смотрю?»

В этом месте должны быть аплодисменты. Пробудилась мысль, направленная внутрь себя. Однако, напрашивается закономерный вопрос: семейное образование в нашей семье – это линия «мама-Егор»? Будет ли остальным членам семьи место в этой системе? И где, в конце концов, наш папа? О, я вас уверяю, папино соло еще впереди. Сейчас идет подготовка, очень скоро мы отдадим ему ведущую партию в семейном оркестре.
Что же касается малышей, которым на данный момент 4,5 года. Ну о каком, скажете вы, семейном образовании может идти речь в таком возрасте?
О самом настоящем. Семейное образование – это не с 1-го класса, это с момента, когда впервые берем новорожденного кроху на руки. С того момента, как он начинает кушать мамино молочко, слышит голоса родителей и своих братьев и сестер. С этого момента и начинается его семейное образование. С самого рождения пела своим дочуркам классику, попевки по таблицам Н. Зайцева, еще не вполне тогда осознавая, что занимаюсь их образованием.
Малышкам 4,5 года. Чему и как их обучать?
К сожалению, позднее осознание главенствующей роли семьи в обучении и воспитании детей привело нас к «детсадовской» реальности. Дети проводят достаточно большую часть времени в детском саду с чужими людьми, будучи оторванными от естественной жизни семьи. Задачей на ближайшее лето ставлю:
a) Приучение к систематической и ежедневной учебной деятельности;
b) Возврат к домашнему образу жизни: помощь маме, обязанности по дому, поддержка и развитие «женской» составляющей или воспитание будущих хозяек (рукоделие, приготовление пищи, садовые работы) и т. д.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Записки родителя
« Ответ #5 : 16 Мая 2015, 21:21:22 »
День шестой

Сегодняшний день прошел под эгидой тренажеров Валерия Титова. Как-то само собой заработало взаимообучение. Точнее, Егор демонстрировал сестрам свои достижения, чем, конечно же, пробудил в них стремление к подражанию...
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Записки родителя
« Ответ #6 : 16 Мая 2015, 21:31:40 »
День седьмой

Малыши доросли до той стадии, когда стали осознавать, что внутри они устроены очень не просто... Что Я – это не просто какое-то абстрактное недоосознанное образование в пространстве, а целый организм, состоящий из разных органов. При этом у каждого из них своя задача. То и дело я слышу вопросы: «Мама, а сердце у меня вот тут?» Пока набрали на слух понятий «лёгкие», «почки», «желудок»... Что для чего разберемся. Есть еще время. А пока ликуем, найдя у старшего брата в шкафу 3D –пазл «Человеческое тело».
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Записки родителя
« Ответ #7 : 16 Мая 2015, 21:39:30 »
День восьмой

Страна готовится к 70-му празднованию Великой Победы. Егор забегался по репетициям, после которых, разумеется, последовали концерты. Особенно не загружаю Егора в эти дни. Кругом воспоминания о войне, песни той эпохи. Сам воздух проникнут победной тематикой. Пусть впитывает...

На фото: хор бородинской ДШИ "Акварель" в студии звукозаписи городского Дворца культуры.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Записки родителя
« Ответ #8 : 16 Мая 2015, 21:45:05 »
Концерты...


Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://youtu.be/zLoes1IrZG0



Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://youtu.be/Y2Eo45k9ybg



Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://youtu.be/UKYD27AyD9U
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Записки родителя
« Ответ #9 : 16 Мая 2015, 21:57:19 »
День девятый

В семейном образовании не бывает каникул. Образование - процесс непрерывный. Летом оно продолжается.
Изучение окружающего мира начинается не в 1 классе, а примерно с рождения. И изучать жизнь растений по книгам можно зимой. А летом растений полно и без книг. Только летом есть возможность проследить жизненный путь растения от семечка до... семечка, самому познать жизненный цикл. И не в лабораторно - искусственных условиях класса и урока, а реально, на земле. А после... хоть сам пиши учебник...)))
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Записки родителя
« Ответ #10 : 16 Мая 2015, 21:59:38 »
Чтобы детки росли умными и развитыми, им не нужны дорогостоящие развивающие центры. Это издержки времени, друзья! Всё, что нужно нашим детям - это крепкая семья и... участок земли, чтобы наблюдать, изучать, анализировать... Казалось бы... так мало, но одновременно, так много...
И ещё... Рэй Брэдбери писал: "Пока копаешься в земле, покопайся у себя в голове."
Поэтому, пока копаетесь, не включайте музыку. Никакую. Даже любимую. Даже очень хорошую.
Самую чудесную музыку дарит нам сама природа! Ликующее пение птиц, дыхание ветра, журчание воды, шёпот листьев... И даже сама земля с нами разговаривает. О чём она может нам рассказать?
А вы прислушайтесь...
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн ЛЕНА1

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 103
    • Женский
    • МОСКВА
Re: Записки родителя
« Ответ #11 : 16 Мая 2015, 22:57:22 »
Ой, какие же девочки уже большие!!! Молодцы! На природе жить - это здорово!

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Записки родителя
« Ответ #12 : 21 Мая 2015, 10:39:47 »
День десятый

Впечатления этого дня все на видео.

Егор читает своё сочинение в Музее истории города.


Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://youtu.be/SeryQ_NGMe4
Сумел дитя родить - сумей и научить.