Автор Тема: Взаимообучение в семейном образовании  (Прочитано 122 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Открываю данный раздел для обсуждения и комментирования видео из соответствующего раздела Видеотеки.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн ЛЕНА1

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 103
    • Женский
    • МОСКВА
Re: Взаимообучение в семейном образовании
« Ответ #1 : 12 Апреля 2015, 22:47:54 »
Открываю данный раздел для обсуждения и комментирования видео из соответствующего раздела Видеотеки.
Виктория, Егор молодец! Умный, рассудительный, думающий мальчик.
Виктория, а почему у него такая строгая учительница? Я со своими детьми обсуждаю прочитанное, но я даю прочесть сразу весь рассказ или главу. Получается, что это неверно? Нужно останавливать после каждого предложения/части предложения? Но ведь это тяжело для ребенка, так как ребенок не успевает сосредоточиться, уловить мысль.
Например, сегодня мы читали небольшие рассказы из книги "Внеклассное чтение" для первого класса и обсуждали. Обсуждали подробно и долго, я объясняла новые слова, но после того, как ребенок передал суть прочитанного, потом рассказал сам текст, ответил на вопросы, рассказ еще и по картинке. Иногда по ходу прочитанного я объясняю сразу слова, но чаще - потом. Сегодня мы разбирали "Первые цветы" Бианки, Берестяная трубочка" Пришвина, небольшие рассказики Ушинского.
Хочу  сказать,что дети читают еще и книги, но эти рассказы маленькие, на первый взгляд, не очень просты для пересказа и просто замечательно развязывают язык )

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Взаимообучение в семейном образовании
« Ответ #2 : 18 Апреля 2015, 21:28:59 »
Дорогая Лена1, большое спасибо за вопрос, которому я очень рада.
Честно говоря, я ожидала много вопросов после этого видео. Но, видимо, или сама тема в народ не идет, или стесняются спрашивать или настолько все понятно, что не очень озадачивает...
Всё дело в том, что чтение бывает разным. И вы совершенно правильно всё делаете, когда прочитываете со своими ребятками весь текст целиком, а затем обсуждаете прочитанное, даете детям высказаться полностью. Именно таким и должно быть чтение в начальной школе. Оно преследует определенные цели: научиться понимать прочитанное, уметь высказываться по содержанию текста и пересказывать содержание текста, выделять в нем главную мысль, обобщать и высказывать свои мысли.
Но Егор уже сейчас в 5-м классе (если ориентироваться по школьной программе). Поэтому, для него такое чтение - это уже нечто само собой разумеющееся. Он пользуется этим видом познавательного чтения как естественным навыком при изучении текстов по другим предметам, как например, по истории, географии, обществознанию и т. д.
Тот вид чтения, который мы практиковали в этом уроке и который явился учебной единицей для взаимообучения по скайпу, это комментированное чтение, которое необходимо освоить учащимся старшей школы.
Чтобы лучше понять что это такое, привожу цитату из методического пособия по литературе для учителя (5 класс программы "Школа 2100")

"Что такое комментированное чтение?
На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывание текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить "погружение" в текст и "вычитывание" в нем автора.
Что необходимо для того, чтобы состоялось комментированное чтение?
А. Озвучивают текст дети, а комментирует учитель, выступающий в роли квалифицированного читателя.
Б. Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать их в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей точкой зрения.
В. Комментарии должны быть краткими и динамичными [...] Комментарий  призван усилить эмоциональную реакцию, делает её более яркой и динамичной. Если дети затрудняются, предложите им начало ответа, подскажите ответ интонацией.
Г. Вы комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка. "
Как мы видим, комментированное чтение ставит перед собой несколько другие цели, так как в 5-м классе предлагаются тексты гораздо более сложные для восприятия, нежели в начальной школе. Согласитесь, очерк Паустовского о жизни и творчестве Эдгара По - это не просто рассказ или сказка, где есть сюжет, главные герои и какие-то события и поступки героев. Это литературный очерк, жанр, стоящий как бы НАД художественной литературой. Это организация мыслей другого порядка, где изобилуют метафоры и аллегории, требующие понимания, разъяснения и анализа с целью пробуждения мыслительной деятельности мозга".

Поэтому... Строгость педагога тут как бы и ни при чём. Хотя, не без этого.  ;)
Сам Егор говорит, что нашел этот вид работы полезным, хотя и непростым, так как именно комментированное чтение (с последующей организацией своего урока) позволило ему обратить внимание на те моменты, на которые бы просто при чтении он и внимания не обратил. А иные толковал неправильно или и вовсе. Не задумывался.
Комментированное чтение позволяет нам задумываться над тем, что не лежит на поверхности. В этом его смысл.

Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн София

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 153
    • Женский
    • Белгород
Re: Взаимообучение в семейном образовании
« Ответ #3 : 19 Апреля 2015, 13:11:51 »
Виктория, я правильно поняла, что у вас одновременно в руках было методическое пособие для учителя?

Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
image


Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
image

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Взаимообучение в семейном образовании
« Ответ #4 : 20 Апреля 2015, 04:30:44 »
Да, совершенно верно.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Видеозапись веб-семинара Виктории Кузнецовой
"К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ДЪЯЧЕНКО В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"


Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://youtu.be/BEvl6GjAltI
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Есть вид медицины, когда заболевания пытаются лечить при помощи специальных синтетических препаратов. А есть медицина, которая возводит то, что есть и всегда было в природе, в ранг науки.
Мне кажется, что в педагогике метод Ривина-Дъяченко — это как раз второй случай. Мировой культурно-исторический опыт человечества в общении систематизирован и описан. Получился метод Коллективного способа обучения.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Лира

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 18
    • Женский
    • Кемеровская область г.Ленинск-Кузнецкий
Re: Взаимообучение в семейном образовании
« Ответ #7 : 04 Июня 2015, 08:52:22 »
Виктория, а как происходит изучение нового материала при КСО: самостоятельно детьми или же традиционным способом учителем у доски?

Оффлайн Белова Юлия

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
    • Женский
    • свердловская область, г. Лесной
Re: Взаимообучение в семейном образовании
« Ответ #8 : 06 Июня 2015, 21:37:58 »
Виктория, с большим интересом посмотрела ваш семинар «К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ДЪЯЧЕНКО В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». В основном на семинаре разговор шёл про школьный возраст, а как же быть с дошколятами? Ведь семейное образование не получается поделить на "до и после" - оно непрерывно.
У меня вопрос. Правильно ли я понимаю, что в так называемом дошкольном возрасте (если следовать новой парадигме семейного обучения) мы предлагаем ребенку всевозможные виды деятельности из ЧАП (Чтение. Арифметика. Письмо.)? Или выбираем виды деятельности по его желанию? И вот метод КСО в этом возрасте мне не совсем понятен или его пока еще рано внедрять или можно дозированно, например ребенок-родитель (семья, где ребенок один)? или я что-то не понимаю?