Автор Тема: Когда школа не справляется. Методики Н.Зайцева как помощь отстающим.  (Прочитано 242 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Выкладываю свой давний должок - мой план по работе с ребятами начальных классов, по разным причинам не справляющимися со школьной программой...
Где-то София здесь задавала вопрос, но так и не смогла я найти в каком именно разделе. Поэтому открываю новую тему, чтобы точно не пропустили... :)

<a href="http://www.metodikinz.ru/files/doc/correct_work.pdf" target="_blank">http://www.metodikinz.ru/files/doc/correct_work.pdf</a>
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Небольшой комментарий к предыдущему материалу. План был написан в марте, то есть в прошедшем учебном году. Сейчас на дворе октябрь. Перечитала все перед тем, как выкладывать на форуме и решила ничего не менять. Просто скажу, что аттестацию ребята прошли и переведены в следующий класс. За лето мы с ними, в общей сложности, встретились раз 10. И потом поработали половину сентября. То есть, в целом, не так-то уж и много...
Группа разрослась до 8 человек, среди них два второгодника. (Один из мальчишек остался на второй год дважды, то есть 2 года проучился во 2-м классе и вот теперь снова оставлен на второй год уже в 3-м классе. Родовая травма. Учителя всеми силами предлагают спецкласс.)

Какие изменения происходят у ребят после поступления в группу?

Что отмечают родители.
1. У всех детей повышение учебной мотивации и высокий интерес именно к нашим занятиям.
2. Более быстрое и качественное выполнение домашних заданий.
3. Улучшение успеваемости.

Что отмечаю я.
1. Нормализация восприятия материала.
2. Значительное ослабление неврологических нарушений при ответах и выполнении заданий.
3. Нормализация дизграфии, письмо становится осмысленным, и, как следствие, более грамотным.
4. Повышение скорости и качества письма.

На сегодняшний день занятия комбинирую с математикой. Есть заказ от родителей на английский. Родители в значительной степени приободрились. Оказывается, не всё так плохо у их детей... :tired:
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Fandera

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
    • Женский
    • РБ г.Жлобин
Здравствуйте, Виктория. Меня зовут Наталья, я в январе 2015 прослушала семинар, конечно, в восторге и собираюсь открывать такие курсы в своем городе. Мне давно пришла в голову идея, о том, что не плохо было бы организовать курс на лето для отстающих младшеклассников. Но т.к. я новичок, я плохо ориентируюсь в том, как построить программу, что для какого возраста и т.д...
Виктория, вы могли бы пояснить, какие пособия вы использовали для работы летом с отстающими, и какие пособия по математике планируете задействовать?? Очень буду благодарна за ответ. С уважением.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Здравствуйте, Виктория. Меня зовут Наталья, я в январе 2015 прослушала семинар, конечно, в восторге и собираюсь открывать такие курсы в своем городе. Мне давно пришла в голову идея, о том, что не плохо было бы организовать курс на лето для отстающих младшеклассников. Но т.к. я новичок, я плохо ориентируюсь в том, как построить программу, что для какого возраста и т.д...
Виктория, вы могли бы пояснить, какие пособия вы использовали для работы летом с отстающими, и какие пособия по математике планируете задействовать?? Очень буду благодарна за ответ. С уважением.

Обратите внимание на pdf -документ, приложенный к первому ответу выше в этой ветке. Там дан подробный план с указанием пособий.
Если есть вопросы или нужны уточнения и пояснения, задавайте - с радостью отвечу.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Fandera

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
    • Женский
    • РБ г.Жлобин
Виктория, спасибо большое за ответы. Они все такие дельные, полные, я столько нового узнала из этого форума. НО никак не могу успокоиться... :( какие пособия для какого возраста??? С какими начинать можно работать с 3 лет, с какими тоько с 6-ти....
И куда делось пособие "мне в сотне тесно"? Даже здесь на форуме про него ни слова, ни полслова...
Может, можно без него обойтись?? И ещё, Виктория, вы практикуете 3-х месячный курс подготовки к школе (за лето) Если да, то чем он отличается от куса "помощь отстающим"  Виктория, простите, что столько вопросов... Ваши ответы очень мне помогут! спасибо

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
"Русский язык - один из самых ненавистных в школе предметов. - говорит Н. А. Зайцев. - Это ж надо было так постараться!"
Да уж... Постарались на славу. На этом видео проходит урок русского языка с учениками 8-9 классов. Как обычно, мамы испугались ГИА. И есть на то причины. Экзамен не за горами, а у мы не умеем делить слова на слоги, определять ударный слог, выпускаем по несколько букв в каждом слове при списывании текстов, об окончаниях, спряжении, склоненииях и орфографии и вовсе понятия не имеем. В довершение, практически отсутствует какая бы то ни была техника чтения. Мальчики прочитывают начало слова, а остальное "сочиняют" по своему усмотрению.
Начали... с письма кубиками... Так как "путь к чтению лежит через письмо". С помощью кубиков почувствовали, что слова состоят из более мелких единиц. Мы стали слышать это. Дима делится:" Теперь, когда пишу слова в тетради, представляю себе, как бы я составлял его из кубиков." С помощью кубиков научились делить слова на слоги, разобрались с ударными и безударными слогами, с гласными и согласными, звонкими-глухими, твёрдыми-мягкими.
И принялись за падежи. Как видите, далее именительного пока не побежали. И тут дел невпроворот. БогатейшЕЕ усадьба или богатейшИЕ?. А, может, богатейшОЕ? Таблицы Н. Зайцева из "Русского для всех" нам снова в помощь.
Каждый урок пишем диктанты с самопроверкой. Проверка и анализ осуществляются тут же, в присутствии учащихся.
Читать ребята не любят. Признались честно, что не читают совсем. Не хочется. Неинтересно. Трудно понимать, о чём читают. И родной язык для них, как иностранный. Поэтому, раз в 2-3 занятия даю им тексты классиков для копирования, то есть переписывания в тетрадь.
Процесс проверки текста после копирования в кадр не попал. Но от себя скажу, что была масса исправлений, выпущениы слова и знаки препинания, поэтому, как говорится, работа продолжается или продолжение следует.


Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://youtu.be/8vXlxA3IhR4
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Виктория, спасибо большое за ответы. Они все такие дельные, полные, я столько нового узнала из этого форума. НО никак не могу успокоиться... :( какие пособия для какого возраста??? С какими начинать можно работать с 3 лет, с какими тоько с 6-ти....
И куда делось пособие "мне в сотне тесно"? Даже здесь на форуме про него ни слова, ни полслова...
Может, можно без него обойтись?? И ещё, Виктория, вы практикуете 3-х месячный курс подготовки к школе (за лето) Если да, то чем он отличается от куса "помощь отстающим"  Виктория, простите, что столько вопросов... Ваши ответы очень мне помогут! спасибо

Дорогая Fandera!
Держу ваши вопросы в голове. Наберитесь ещё немного терпения. Скоро на всё отвечу.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Дорогая Fandera!
Наконец, подошла Ваша очередь.
Простите, что заставила подождать. Надеюсь, ещё не очень поздно, и мои ответы придутся кстати.
Давайте по порядку.

Мне давно пришла в голову идея, о том, что не плохо было бы организовать курс на лето для отстающих младшеклассников.
Из опыта работы. Летние курсы работают "со скрипом" по одной причине: дети в младших классов ещё не самостоятельные, то есть целиком зависят от родителей. А родители, как правило, работающие летом, пытаются деток пристроить в детские лагеря, санатории, к бабушке в деревню. Это первая причина. Вторая - от непомерной нагрузки в школе дети просто измотаны к концу учебного года. Поэтому, у идее позаниматься летом, дети (тем более, отстающие и неуспешные) относятся без энтузиазма. Хотя, бесспорно, с помощью системы Зайцева вполне реально наглядно убедить деток в том, что учёба - это интересно и занимательно.
Я сейчас не отговариваю Вас организовывать подобные курсы, а просто пишу Вам о подводных камнях, которые могут иметь место. И именно по этом причинам я сама отказалась как от летних курсов помощи отстающим, так и от курсов по подготовке к школе. Посещаемость нестабильная, отсюда и результаты соответствующие. Из своей практики я убедилась, что гораздо эффективнее продвигаются ребятки, когда обучение идёт параллельно с учёбой в школе. Получается своеобразный эффект "стерео", и у ученика довольно быстро наступает улучшение.

Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Виктория, вы могли бы пояснить, какие пособия вы использовали для работы летом с отстающими, и какие пособия по математике планируете задействовать??

Таким образом, я говорю не о лете, а вообще... Хорошо?

Организуя работу с отстающими, я исхожу не от пособий, а от того, какой именно материал нужен ребёнку.
Сразу скажу, в подавляющем количестве случаев "хромает" русский язык.
Первое занятие - диагностическое. Я прошу ребят почитать, даю небольшой диктант, прошу скопировать текст, посчитать до 100, проверяю навыки устного счёта, таблицу умножения (соответственно возрасту, разумеется). Как правило, картина следующая: математика - сносно, русский - караул!!!
Начинаем, как с четырёхлетками: пишем "Кубиками" слова, учимся делить на слоги, ставить ударение, говорим о гласных и согласных, твёрдых-мягких, звонких-глухих и т.д. Нужны ВСЕ пособия, имеющиеся в продаже. Пригодятся и складовые картинки, и попевки к "Кубикам" поём, и "Читай и пой", и "Каждый охотник желает знать", и "Скороговорки", и "240 картинок". Пособия Зайцева помогают "подтянуть" школьный материал в основном за счёт своего общеразвивающего эффекта. У детей, отстающих по программе, как правило, "западают" и внимание, и память. Поэтому, я не боюсь на своих занятиях предлагать ребятам задания, которые, вообще-то, Зайцев рекомендует для дошкольников.

По математике, в первую очередь, необходимы "Тысяча и ещё...", "Счётные палочки Н. Зайцева", "УМС", "Твёрдая валюта".
Где-то в одном из сообщений вы спрашивали, как быть, если нет в продаже "Мне в сотне тесно" и "Пять в кубе".
Пособия уникальные. Но мне есть, чем Вас утешить. Вместо "Мне в сотне тесно" можно вполне "выкрутиться" "Счётными палочками", выкладывая числа на счётной доске. А для решения примеров на сложение, вычитание двузначных чисел и состав сотни вполне подойдёт "Твёрдая валюта". Изучите и сопоставьте этих три пособия. Вы увидите, что они перекликаются.
Что касается "Пять в кубе"... Ничем не утешу, кроме того, что, пока его нет, работайте с тем, что есть. Внимательнее читайте методички и выжимайте максимум из тех пособий, что есть. Поверьте, там есть, чем заняться. А там, глядишь, и кубики подоспеют.
По "Орнаменту" удобно и наглядно давать углы, периметр и площадь фигур. Поэтому, тоже запасёмся.
Вобщем, я максимально подключаю всё, что есть.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
какие пособия для какого возраста??? С какими начинать можно работать с 3 лет, с какими тоько с 6-ти....

Все пособия Зайцева подходят для всех возрастов: от рождения и до... Просто, виды работ различаются. Возьмём, к примеру, "УМС". С годовалым малышом будем говорить о форме, цвете и величине. Подросли - обводим, штрихуем, раскрашиваем, сортируем от большего к меньшему, строим пирамидки и т.д. Ещё подрасли - обводим, вырезаем, дорисовываем, называем числа, начинаем штриховать. В 4-5 лет начинаем складывать и вычитать двузначные. Каждой монеты по 2 шт. - осваиваем навык мгновенного удваивания чисел, начинаем говорить о дробях, углах, делении, подключаем вычерчивание звёзд, для взрослых - головоломки и задачи (в методичке), соответственно возрасту.
Этот же принцип переносится на все остальные пособия.
"Твёрдая валюта". Для самых маленьких - строительный материал и сенсорика: понятия "узкий-широкий", "длинный-короткий", пересчитываем клеточки. В более старшем возрасте - изучаем двузначные числа, сравниваем, складываем, вычитаем, умножаем, делим. Ещё постарше до теоремы Пифагора доберёмся, до уравнений и выходим в алгебру.
Мой совет: возьмите методичку к одному из пособий и сами себе распишите иерархию видов работы по возрастам: с малышами - так-то работаем, с первоклассниками - эдак.

Зайдём вот сюда:
Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.metodikinz.ru/forum/index.php?board=38.0
и увидим наглядно, как пособия Зайцева "растут" вместе с малышами.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
И ещё, Виктория, вы практикуете 3-х месячный курс подготовки к школе (за лето)

Нет, не практикую. Часть причин описаны выше. Но есть ещё одна: три месяца - слишком короткий срок. Я предпочитаю годичный курс. За это время ребёнок выходит в приличное чтение, начинает писать печатными буквами и хорошо осваивает счёт в сотне. А у меня совесть спокойна, так как я обеспечила стабильный и вполне приличный результат.
Дети-семилетки труднее выходят в чтение. Из моей практики: самый благоприятный возраст для обучения чтению - с 3 до 5 лет. Потом, как говорится, "лирический момент упущен". Ребёнок 6-7 лет "со скрипом" начинает читать где-то через пол-года после начала обучения.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
И ещё, Виктория, вы практикуете 3-х месячный курс подготовки к школе (за лето) Если да, то чем он отличается от куса "помощь отстающим"

Отличие следующее. В "помощи отстающим" я работаю на школу. Родителям нужны хорошие оценки. Поэтому, здесь меньше свободы и творчества. Дети "хлебнули горюшка", имеют отрицательный и негативный школьный опыт, многие "приобрели" проблемы неврологического и соматического характера (тремор подбородка и кистей рук, изгрызенные ногти, кончики карандашей, уголки тетрадей, потливость, заикание, прерывистое дыхание при ответе, внезапная тошнота, боли в животе). Поэтому, на занятиях с этими детьми (особенно первое время) мне трудно определить свою роль. Это смесь педагога, психотерапевта и, ну простите, доктора. Иду наощупь, отталкиваюсь от реакций детей.
С дошкольниками-то совсем другое дело. Они свободны, раскрепощены. Глазки горят - хочу всё знать. Им только идеи подкидывай! Нас не "гнобит" школьная программа, тестирования и прочее. Мы, что хотим - то воротим. Хотим - умножение в 4 года попробуем, хотим - транспортиры в 5 лет возьмём. Здесь торжествуют жажда знаний, а не погоня за результатом.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Fandera

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
    • Женский
    • РБ г.Жлобин
Здравствуйте, Виктория. Я ТАК рада, что Вы мне ответили! Спасибо огромное, что находите время для помощи другим! Знаете, я уже рекламу дала по телевидению, мне уже отступать некуда. И что я буду делать?? Ну ладно... не буду паниковать, думаю, что такая классная методика и за такой короткий период даст плоды.
Виктория, а можно ещё спросить вас кое-что ::)?? Скажите, пожалуйста, какой объем литературы Вы бы посоветовали пройти за этот коррекционный курс? (сколько стихов, рассказов, какие?) И вообще, мне не понятно, в какой последовательности  работать по чтению??? Как в методичке? Сначала, все загадки загадываю, они кубиками отгадки составляют, потом "загадалки", потом, после прописывания, большого кол-ва слов (жи,ши, чу, щу и т.д.) приступаем к скороговоркам, потом к попевкам. Или это всё параллельно?? У меня подозрение, что всё вместе нужно брать. Не понимаю, как происходит переход  к "рассказам по картинкам" (стр. 47 в методичке).
1. Как происходит введение нового рассказа (какие этапы)? (это уже по чтению).
2. Сначала вы читаете, а потом дети?
3. На следующем уроке перечитываете рассказ прошлого урока?
4. Произведений очень много, неужели все нужно распечатывать на большом формате?
Виктория, извините...столько вопросов... Как найдёте время, ответьте пожалуйста. Спасибо.

Оффлайн Fandera

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
    • Женский
    • РБ г.Жлобин
И ещё, Виктория, посоветуйте, пожалуйста, пособие с хорошими диктантами и математич. задачками. Спасибо :)

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
И ещё, Виктория, посоветуйте, пожалуйста, пособие с хорошими диктантами и математич. задачками. Спасибо :)

 Ответ здесь:

Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.metodikinz.ru/forum/index.php?topic=105.60
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Carcadoo

  • Любитель форума
  • **
  • Сообщений: 82
    • Женский
    • Ленинградская обл.
Нахожусь под впечатлением от работы с дошкольниками. Не буду останавливаться на тех проблемах, которые испытывают ребята, о них и так все имеют представление. Для меня, поскольку я всегда работала с дошкольниками только, удивительно, как быстро пособия Николая Александровича положительно действуют на ребят!

2 встречи всего прошло с моим вторым учеником-первоклассником. Накануне мама жаловалась, что у ребенка сложности с пониманием состава числа (при этом речь шла про первый десяток). А я, вооружившись указками и математическими попевками (спасибо, Виктория!), счетными палочками, позволила ребенку послушать, поводить указкой, пораскладывать карточки к "Тысяче", поиграть со счетными палочками... Что вы думаете? Мама специально дополнительно пришла в клуб, чтобы сообщить, что у ребенка при выполнении домашнего задания по математике вообще не возникло никаких проблем.

Вот это да! Два часа поработали, из которых не меньше половины было потрачено на чтение и знакомство с таблицей и кубиками... 

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Отсюда вывод: то, что в школе изучаем в течение года, по методикам Зайцева можно объяснить за  два часа...
Сумел дитя родить - сумей и научить.