Автор Тема: Методики Н.Зайцева и воспитание  (Прочитано 346 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Этим летом ряд наблюдений заставил меня придти ещё к кое-каким выводам по поводу эффекта, который оказывают методики Н.Зайцева на развитие и воспитание детей.
Пришли в гости к одним знакомым, у которых подрастают двое ребятишек. Мама, стыдливо прикрывая дверь в детскую, просит туда не заходить: «У нас там взрыв был. Вы уж не заглядывайте». - «Какой взрыв?!»
Оказывается, в детской просто сильный беспорядок после того, как дети поиграли. Улучив минутку, я всё же приоткрыла дверь. Да-а-а! В комнате полный хаос. Весь ковёр густо засыпан различными мелкими деталями от мозаик и конструкторов, солдатиками, зверушками. Здесь же растоптанные куски пластилина, обрезки бумаги... Чувствуется, что некоторое время назад здесь кипела бурная деятельность. Устав от такой неразберихи, дети выбрались из своей комнаты в другую и уселись смотреть мультики. «Что ж не приберёте?» - спрашиваю. Мама печально вздыхает: «Нет. Им там теперь уже не разобраться. Ждут меня... Ума не приложу как приучить их к порядку».
Некоторое время спустя, приходим на именины к другим знакомым. В этой семье девочка закончила 1-й класс и перешла во второй. За затянувшимся чаепитием мама девочки сокрушается, что никак не может приучить дочку к порядку: «Приходит со школы и всё из сумки вываливает на пол прямо посередине комнаты! Туда же летят ноты (посещает музыкальную школу) и одежда... Уже и ругались, и по хорошему разговаривали. Ведь девочка растёт!»
Заинтересовавшись этим вопросом, я стала спрашивать других знакомых мам о том, как у них дома обстоит ситуация с порядком в детских комантах. Оказывается, это чуть ли не самый злободневный вопрос в большинстве семей! Некоторые мамы и бабушки даже отказываются покупать игрушки из-за того, что «всё равно тут же раскидают и концов не найдёшь». Причём, разбрасываются и теряются не только игрушки, но и цветные карандаши, фломастеры, ластики, линейки и другие школьные принадлежности, а также носочки и даже трусики с футболками пропадают. Навести порядок помогают только строгость, угрозы выброса  и отнятия игрушек.
Почему мне так это необычно? Потому что в нашей семье такой проблемы нет совсем. В детской всегда порядок, хотя игрушек, конструкторов, мозаик, пазлов, машинок и книжек хоть пруд пруди. Да, в своё время мы с мужем постарались организовать детское пространство наиболее удобным для малыша образом, т.е. приобрели мебель, в которой достаточно полочек, шкафчиков, тумбочек и ящичков, чтобы хранить всё детское богатство. И всё... Сын сам следит за порядком в своей комнате. Поиграв в какую-либо игру, он аккуратно складывает её обратно в коробку и бережно кладёт на место. На полу общепринятый порядок нарушают лишь постройки из «Лего», дворцы из кубиков, которые просто жалко ломать или целый город из домов, машин, парковочных стоянок и т.д. Что касается учебных принадлежностей, после посещения занятий, всё раскладывается по местам сразу же по приходу домой. И так было всегда. И это воспринимается всеми членами семьи так же естественно, как то, что посуда хранится на кухне, а зубные щётки — в ванной. Лишь иногда знакомые задавали мне вопрос: «Как тебе удаётся держать такой порядок в детской? Тут столько всего... Мои бы давно уже всё пораскидали». Я рассеянно отвечала: «Не знаю... Само как-то...» Когда к сыну приходят гости, он бывает очень недоволен, если дети хватают коробку за коробкой и бросают там, где играли. Он недовольно шепчет мне на ухо: «Мам, ну почему они всё раскидывают?» Я, стараясь воспитывать в сыне деликатность и вежливость, советую: «А ты предложи им помочь прибрать. Может, они просто не помнят где это лежало, у них дома ведь нет столько игрушек».
А сейчас я решила поразмыслить над ситуацией. Почему же мой сын так любит порядок? Врождённый педант? На гены многое можно свалить.
С года мой сын знаком с «Кубиками Н.Зайцева». Чуть позже в нашем доме появились и «Орнамент», и «Мне в сотне тесно», и «Тысяча плюс», и «Счётные палочки», и «Платоновы тела». Причём, не просто появились, а работали. И я полагаю, что работа по этим пособиям каким-то образом организующе действует на детский мозг. Иными словами, мозг ребёнка настраивается на чёткую организацию и поиск рациональных решений. Во всех материалах Н.Зайцева большое количество информации чётко организовано. Мозг привыкает к порядку и удобству. Для чего мы стараемся держать в доме порядок? Когда каждая вещь знает своё место, легче найти необходимое, пусть даже самую малую безделицу. Чего проще найти вещь, если точно знаешь где её искать? Таким образом, ребёнок сам привык к порядку. Точнее сказать, это его естественное состояние.
И ещё. К вопросу о бережливости. Сами пособия Н.Зайцева, их внешний вид, воспитывают в ребёнке бережное отношение. Сын помнит с каким трепетом и радостью мы открывали каждую посылку, гладили крышку «Орнамента», с каким интересом разворачивали таблицы. Разве можно швырнуть такую красотищу на пол в кучу?! Нет. Они сделаны с любовью и заботой о ребёнке и вызывают ответное чувство.
А вот школьные учебники и прописи, слепленные наспех в скучных кабинетах министерства образования, безликие, невыразительные, полные карикатурных рисунков и дурацких глупых задачек и текстов, ничего более, кроме желания зашвырнуть их куда-нибудь подальше в угол, не вызывают. Опасность в том, что это пренебрежительное отношение, неряшливость, постоянное присутствие хаоса ребёнок понесёт  собой во взрослую жизнь, а неприязнь к школьным учебникам перенесётся на книги. Чтение станет нелюбимейшим делом, как это произошло с моим племянникам, для которого читать — тяжелейшая ежедневная повинность, а фраза «читать по 30 мин в день» звучит, как приговор.
Мой сын ценит и любит книги, а почитав, бережно кладёт на место.
Быть может, я преувеличиваю, но это мои наблюдения...
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 166
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: Методики Н.Зайцева и воспитание
« Ответ #1 : 29 Июля 2010, 06:40:48 »
Я думаю, что организованность системы очень влияет. А еще мамин  пример, куда же без него?
В свое время меня вопрос порядка тоже заинтересовал. Я видела, как другие борются,  буквально бьются со своими детьми, а порой убирают за них.
Взяла микрофон и высказалась:

Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
http://www.smartkids.ru/allpodcasts/29-podcasting_audio/116-helper.html

Мой сынишка тоже растет по Зайцеву. Но он рассеянный и, когда приходит домой с друзьями, одежду снимает и кладет на кровать, а не вешает на плечики в шкаф. Я каждый раз прихожу и показываю, как мы делаем. Он смотрит, а потом снова )
Думала, думала, почему так? А потом посмотрела на стул в нашей с мужем комнате. Он  (муж) делает так же: устал, снял куртку и на стул (как она есть). А вещи я складываю, потому что не люблю бардак. Пробовала с Мишкой рисовать "подсказку" - куда что вешать, и как рюкзак разбирать после школы, но все равно - я главная напоминалка. Если не обращаю на это внимание, то и рюкзак снова стоит у порога, а одежда - на кровати :D
К слову, он мне очень помогает по дому: моет посуду, пылесосит и выносит мусорные баки, а также разбирает ложки, вилки и т.д. Папе помогает машину мыть и пылесосить. И у него это не вызывает нареканий, потому что так было всегда с 1.5 лет!

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Методики Н.Зайцева и воспитание
« Ответ #2 : 29 Июля 2010, 21:53:31 »
Я теперь не помню в какой книжке читала про проблему ответственности. Грубо говоря вопрос в том, кому это надо. В данном случае, порядок. Если родители слишком уж пекутся о порядке в комнате ребёнка, то он не чувствует собственной ответственности за это. Порядок нужен маме, бабушке, кому угодно, только не ему самому. Надо сделать так, чтобы малыш понимал, что это нужно ему. И проблем не будет. В книжке приводился пример с утренними подъёмами в школу. Дескать, пока мама встаёт раньше ребёнка, тормошит его каждые 5 минут, торопит, причитает, всовывает на ходу кашу, сорок раз проверит портфель, ребёнок не будет чувствовать собственной ответственности за сборы в школу. Стоит только маме один раз напомнить ребёнку, что пора вставать, а потом заниматься своими делами, как малыш понимает, что никто, кроме него не ответственен за опоздание. И начинает шевелиться.
У нас в семье похожая история была с подготовкой домашних заданий по фортепиано. Мама в течение часа умоляет сына сесть за инструмент. Сынок и в ус не дует. Как только я сказала: "Хорошо, поступай как знаешь. Я больше не напоминаю. Завтра урок. Идти ТЕБЕ и краснеть за невыполненное задание ТЕБЕ". Сын тут же взялся за ноты. Это работает! Больше я не напоминаю. Он сам смотрит в расписание и определяет когда и чем заниматься.

Но он рассеянный и, когда приходит домой с друзьями, одежду снимает и кладет на кровать, а не вешает на плечики в шкаф.
А ещё, я думаю, здесь есть такой момент. Сын пришёл с друзьями. Что ему сейчас важнее: друзья или куртка? Возможно, когда друзья уйдут, куртка отправится на место? В конце концов, когда сынишка будет укладываться спать, не будет ли куртка мешать? :)
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 166
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: Методики Н.Зайцева и воспитание
« Ответ #3 : 31 Июля 2010, 07:20:11 »
Вы будете смеяться, но с такой мамой-ехидной любой ребенок станет ответственным. Я считаю, что мое разгильдяйство и бездорожье (которое удивительным образом сочетается с собранностью и умением просидеть за работой несколько часов безвылазно), самым лучшим образом влияют на ребенка. Я не бужу его и не тормошу. Ему самому приходится вставать, быстренько собирать портфель и завтракать. Все у него сразу не получается, но часто выходит, что это он меня подгоняет, а не я его. Я ужасная сова и никак не могу себя переделать. Даже если ложусь в 9 вечера, встану с удовольствием в 9 же))) Наверное, сказывается детство за полярным кругом и ранние подъемы затемно.  Так что делиться ответственностью очень полезно, согласна!
Иногда нужно, чтобы сын взял с собой полотенце и тапочки в бассейн. Он собирает рюкзак, но (!!!) может забыть его перед выходом. А я не напоминаю. Когда мы оказываемся без этих необходимых вещей, я просто говорю: "В следующий раз нам надо проверить, все ли мы взяли?"
А вы как посоветуете поступать в этом случае.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Методики Н.Зайцева и воспитание
« Ответ #4 : 01 Августа 2010, 22:14:56 »
Браво, smartkids!
Ещё одна мамаша-"разгильдяйка"! ;D
Именно наша "безответственность" спасёт наших детей! :good:
Мой сын частенько уходил из школы, оставив в классе портфель. И пару раз уходил в школу без портфеля. Я его не ругала. Понимала, что всему нужен срок. Если у нас было в запасе время, мы возвращались, хотя, смотря когда вспомнил, конечно. А, если опаздываем, увы, сынок. Выбирай, что лучше: придти вовремя, но без вещей или опоздать, но с вещами. Трудность выбора и дискомфорт в школе, чувство досады заменят любую ругань. Теперь он боится что-нибудь забыть.
Моё коварство заключается в том, что я вижу забытую вещь, но не скажу. Однако и не позволяю себе злорадствовать и говорить что-нибудь типа: "А я видела, что ты забыл и специально тебе не сказала! Поделом!" Я сама достаточно рассеяна, и мне самой частенько приходится кусать губы от злости на себя. Поэтому, я стараюсь утешить и приободрить сына: "Ничего. Сегодня попишешь на листочке, а карандаш попросим у ребят. В следующий раз будь внимательнее".
Возможно это лицемерие по отношению к ребёнку, но как-то же надо воспитывать.  :round:
В ответ сын тоже никогда не злорадствует. Если я что-то забыла, а он увидел, то бежит следом: "Мам, ты забыла телефон (ключи, паспорт и т.д.)".
Я не знаю, правильно ли это, но работает! :-\
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 166
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: Методики Н.Зайцева и воспитание
« Ответ #5 : 02 Августа 2010, 04:20:57 »
Главное, оставаться "теплой", поддерживать ребенка. Делать за него - вредить. Тут скорее подойдет ЗБР Выготского. Когда ребенок еще не может сам, посмотреть, что он может делать с поддержкой, помощью. А потом аккуратно эту помощь убрать. Как на велосипеде учатся ездить. И коленки набивают, и падают.
Так что, Виктория, думаю, это не лицемерие, это интуитивный путь развития автономности.

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: Методики Н.Зайцева и воспитание
« Ответ #6 : 02 Августа 2010, 07:18:42 »
"Тёплой"- великолепное сравнение! :good:
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Методики Н.Зайцева и воспитание
« Ответ #7 : 02 Августа 2010, 19:51:42 »
Ага, классно сказано. Мне тоже понравилось! :sun:
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Olga Z

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
    • Женский
    • Псков
Re: Методики Н.Зайцева и воспитание
« Ответ #8 : 24 Февраля 2011, 18:49:56 »
А мы с моим 4-х-летним сыном убираем вместе с зайцем. На полочке (у нас она одна) вместе с кубиками всегда рядом заяц. В процесс обучения он редко включается, но наблюдает постоянно за мной и сыном. А вот когда надо что-то сделать самому (убрать или поработать с палочками или кубиками), то тогда я вместо себя оставляю зайца. Проблем с порядком нет.
Очень много времени мы проводили с сыном в больницах, иногда несколько месяцев. Всегда с нами были пособия Зайцева, и нас это отвлекало от погружения в болячки. Сейчас мы болеем меньше. Есть такое понятие "заговорить болезнь". Так вот, при помощи пособий, отвлечений через игру, чтения, математики и т.д. мы заговариваем или отвлекаем ребенка от бесконечных болячек.
Результаты замечательные - много знаем, много умеем, много хотим и можем. Воспитание и лечение, обучение и игра, познавательный интерес и стремление к жизни в нашем случае проходит рука об руку с пособиями Зайцева.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Методики Н.Зайцева и воспитание
« Ответ #9 : 25 Февраля 2011, 19:54:45 »
С нами методики Н.Зайцева тоже прошли все больницы. Мой отец, который всегда забирал нас при выписке, тащил наши гремящие чемоданы и ворчал: "Вика, ну не пойму, что ты за человек! Какие-то две недели полежать - полквартиры перевезла!" На что я упрямо твердила: "Попробуй сам полежать". Игры Зайцева скрашивали наше одиночество, скуку, горестное ожидание уколов и капельниц. Увлеклись - глядь, и день прошёл.
Дорогая Olga Z! От всей души желаю вам здоровья и заниматься методиками дома! :)
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Olga Z

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
    • Женский
    • Псков
Re: Методики Н.Зайцева и воспитание
« Ответ #10 : 01 Марта 2011, 00:36:27 »
Спасибо за тёплые слова. В нашу больницу не разрешают приносить одежду, телевизор и т.д. А вот пособия почему-то все мед. проверки не запрещали. Приходили посмотреть на чудо-мальчика. А ведь он просто "зайчик" (обычный "зайчик").
Таких, благодаря Николаю Александровичу, становится всё больше и больше.