Автор Тема: Индивидуальный подход  (Прочитано 94 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Индивидуальный подход
« : 29 Октября 2009, 23:42:38 »
Милые коллеги!
Согласитесь, проблема индивидуального подхода в обучении мучает уже не одно поколение учителей. Всегда по-доброму завидовала педагогам, которым удаётся организовать таким образом работу с детьми. Однако, из своих наблюдений замечу, что кроме монтессорианцев по-настоящему это не удавалось никому. И даже, приняв на вооружение методики Н.А. Зайцева, мне по-прежнему не удавалось обеспечить моим ученикам свободу и самостоятельность на уроке. Главным недостатком моих уроков по-прежнему оставались преобладание фронтальных способов взаимодействия с классом (группой) над индивидуальной работой учащихся. Хотя, по сути своей, фронтальная работа годится лишь для презентации нового материала, и то далеко не всегда.
Особенно остро вопрос об индивидуальном подходе стоит в разновозрастных группах и в малых группах с небольшим количеством учащихся (до 10 человек). Часть детей проболели недельку-другую, а остальные ребята ходили регулярно. Кому-то кого-то придётся догонять? Или тормозить всю группу из-за нескольких отставших?
В разновозрастных группах дети отличаются не только уровнем знаний или развития, но и соответственно, возрастными особенностями.
Как организовать учебный процесс так, чтобы каждый из них поработал в полную силу и продвинулся в своём развитии, получив при этом положительный результат?
Кажется, в этом учебном году я нашла правильный путь к решению задачи.
Методики Н.А. Зайцева предоставляют нам такую возможность. Причём индивидуальный подход может присутствовать и во фронтальных способах работы.

Пример. Группа детей дошкольного возраста: 3 мальчика (4 года), 2 мальчика (5 лет) и одна девочка (6,5 лет). Урок математики (по Зайцеву). Девочка неплохо ориентируется в сотне, безошибочно находит любое двузначное число на числовой ленте. Пора поговорить с ней о разрядах (десятки и единицы), можно в сложение-вычитание в пределах сотни выходить. Мальчишки-пятилетки ещё робко ориентируются в числовой ленте, "зеркалят" (путают 28 и 82, 57 и 75), а четырёхлетки вообще слабо знают сотню.
Как организовать учебный процесс, чтобы всем было хорошо, и чтобы все провели время эффективно и с пользой? По современным дошкольным программам вообще невозможно. Либо те, кто оказался впереди, будут скучать, выполняя неинтересные теперь уже для них задания, либо те, кто отстал, не будут понимать о чём речь.
Достаю "Счётные палочки", кубики и карточки из пособия "Тысяча плюс".
Посчитали хором до конца числовой ленты от 0 до 100 (фронтальная работа). Поскольку все дети давно знакомы с числовой лентой, делаем это очень быстро. Затем посчитали десятками.
Все взяли по палочке из "СП", убедились, что в каждой из них по 10 кубиков, т.е. это десяток. Посчитали десятками, выдвигая их "из воды" на "солнышко". Вытаскиваю из корзинки с карточками любую и, закрыв цифры пальцем, прошу Аню выложить такое же число на доске и сказать сколько десятков, сколько единиц, после чего ей нужно назвать число. Мальчишки-пятилетки, услышав число, бегут записывать его кубиками, а четырёхлеток попросим взять указки и найти это число в числовой ленте.
Каждый занят своим делом, и у каждого есть работа по силам и по развитию. Однако, у детей нет ощущения разобщённости и изолированности. все работают вместе, дружно, но каждый в своём пространстве. Одновременно с этим младшие дети наблюдают, как те, что постарше, выкладывают числа на доске, через некоторое время сами начнут это делать, а особо продвинутые уже и на этом занятии присоединятся. Так постепенно сокращается дистанция между тем, кто впереди и тем, кто позади.
Или вот работа со скороговорками. Те, кто помладше, почитают эхом, поищут и покажут указочкой ту или иную скороговорку, попишут под диктовку по таблице, а те, что постарше - попереписывают скороговорки в тетрадь, развивая внимательность и нарабатывая навыки письма.

В преподавании английского языка без индивидуального подхода процесс обучения становится особенно болезненным. Группы буквально с первых занятий расслаиваются по уровням и скорости овладения учебным материалом. Одни ребята, наделённые от природы, как мы говорим "чувством языка", быстро запоминают слова, осваиваются с законами грамматики и уже начинают экспериментировать. Им только идеи подкидывай! А другим неимоверно трудно привыкнуть к чужому языковому строю, непривычное для них произношение режет слух. Иностранные буквы путаются с русскими и процесс овладения чтением затягивается. Попытки как-то насильно ускорить этот процесс приведут к глубоким внутренним комплексам и стойкому неприятию языка, как учебной дисциплины. Именно эти внутренние комплексы я чётко вижу у школьных двоечников, пришедших ко мне "подтянуться" (дидактогения).  
Бывало иногда, что и с моих уроков дети уходили в слезах, так и не поняв чего требовал учитель. А я с отчаянием говорила себе: "Ну какой же ты учитель, если не можешь найти подход к ребёнку! Успешных детей научить легко. И приятно потом хвалить себя за замечательные результаты. А ты научи неуспешного!"
И вот выход найден.
Когда я предлагаю учащимся текст (обязательно напечатанный крупным шрифтом в виде плаката), мы прочитываем его эхом, хором. "Сольные выступления" только по желанию. А дальше каждый уходит в своё пространство. Ребятам, для которых читать, будто семечки щёлкать, хватит "сольного выступления". Чем сидеть и слушать как мучаются другие, пусть перепишет текст. Особо одарённые попишут изложение (наизусть, что запомнили).
Можно предложить творческие задания: составить диалог по тексту (в паре), написать такой же рассказ, но про себя (свою семью, домашнего любимца и т.д.), переписать рассказ, переведя его в прошедшее время или рассказать от третьего лица. А если текст представляет из себя художественную ценность (стихотворение, басня), можно и наизусть поучить. Другие ребята уже пробуют прочесть текст, но ещё волнуются, рвут предложения на отдельные слова, читают монотонно, без выражения, не соблюдая знаки препинания. Вот с ними и поработаю активно: побольше почитаем вслух, друг за другом по цепочке, поиграем в "Найди предложение" (обратный перевод). Третья группа детей, для которых чтение пока недостижимая мечта, тоже поучаствуют с нами. Им такая работа не помешает. Однако, выходить на индивидуальное чтение им рановато. Для них после текста выписан список слов, которые им нужно научиться читать и запомнить перевод. В результате - от каждого по способностям. Через пять-шесть уроков и они начнут потихоньку соединять слова в предложения.
Как-то услышала от одной из коллег: "Да ты свихнёшься, если будешь  для каждого свои задания придумывать!" И совсем нет. Так даже проще. Просто идти нужно от детей, от их особенностей и потребностей.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 166
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: Индивидуальный подход
« Ответ #1 : 04 Ноября 2009, 03:16:45 »
Виктория, спасибо! Очень полезно. Побольше бы таких case studies!

Оффлайн Смирнова Ирина

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 16
    • Женский
    • Нижнегородская область, г. Дзержинск
Re: Индивидуальный подход
« Ответ #2 : 12 Ноября 2009, 14:33:50 »
Браво! Я тоже за индивидуальный подход, а не за индивидуальные занятия (разве что изредка или с силу особенных обстоятельств).

Ой! Здесь должна быть ссылка ...
Только зарегистрированные посетители могут просматривать ссылки!
[регистрируйся] или [войди]
Школа развития "Умничка"

Оффлайн Гусева Е.А.

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 21
    • Женский
    • Архангельск
Re: Индивидуальный подход
« Ответ #3 : 17 Апреля 2010, 16:22:08 »
Всем здравствуйте!
Хочу продолжить эту тему.
В методике Николая Александровича заложено  сочетание индивидуального обучения с групповым. Все игры, задания надо делать вместе и индивидуально.
Когда на уроке разный возраст или уровень, можно предложить старшим или больше умеющим учить младших.
Давайте пообщаемся на эту тему.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: Индивидуальный подход
« Ответ #4 : 18 Апреля 2010, 19:18:47 »
Я пока мало практикую взаимообучение детей в группе. Всё волоку сама, хотя, сейчас задумываюсь, что это очень важно. Просто наблюдая за ребятами, я вижу их страсть к получению именно новой информации, к освоению нового материала, кот. и спешу им презентовать. Наверное, это недостаток опыта... :round: А каким образом вы внедряете эту работу в учебный процесс?
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 166
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: Индивидуальный подход
« Ответ #5 : 20 Апреля 2010, 11:42:11 »
 Ставлю в пару умеющего читать и неумеющего пока.