Автор Тема: Мудрость воспитания  (Прочитано 77 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Мудрость воспитания
« : 10 Мая 2011, 18:58:09 »
В этой теме я буду выкладывать тезисы текстов по воспитанию из хрестоматии "Мудрость воспитания. Книга для родителей." (изд. Педагогика. Москва 1987 г.) Книга толстая. Текстов много, поэтому знакомиться будем постепенно. Отличие книги от современных статей, публикующихся в периодических изданиях для родителей, в том, что все они написаны классиками мировой педагогики, философии, психологии... И поэтому, на первый взгляд кажется, что они несколько высокопарны. Современные тексты конечно доступнее в восприятии, но они, в большинстве своём, мелковаты и ограничиваются лишь советами и рекомендациями, как помочь ребёнку делать то-то или не делать того-то. Классики же задумывались и писали о глобальных проблемах человечества. И вот что интересно. Возраст человечества растёт, а проблемы не меняются и не решаются, а некоторые из них даже и не видоизменяются! Может быть, они не столь важны и о них можно было бы забыть? Отнюдь нет! И сегодня на нашем с вами форуме мы спорим и пытаемся ответить на вопросы, которые были актуальны для педагогики 18-19 вв! А ведь за окном 21-ый... "Педагогика застряла где-то в 19-ом веке!"  — восклицает наш с вами дорогой Николай Александрович Зайцев, выступая на конференции в Санкт-Петербурге. И он прав. Мы летаем самолётами, окружены благами современной цивилизации, цифровыми технологиями, а воз-то... ныне там.
Вчитайтесь в эти тезисы, написанные сотни лет назад, а как-будто бы вчера...

Г. Спенсер (1820—1903) - английский философ, социолог, психолог.
"Значение теории для практики воспитания"
(Статья помещена в разделе "О пользе педагогических знаний")

Если бы купец начал вести серьёзное коммерческое дело, не имея ни малейшего понятия об арифметике и бухгалтерии, мы бы ахнули на его безрассудство и стали бы ждать роковых последствий такого легкомыслия. Или, если бы человек, не зная анатомии, вздумал заявить себя хирургом, мы бы удивились его смелости и пожалели бы его пациентов. Но когда родители приступают к трудному делу воспитания, ни разу не подумав о физических, нравственных и умственных началах, которыми им следовало бы руководиться, мы не удивляемся и не жалеем будущих жертв.

Присоедините к десяткам тысяч уморенных детей сотни тысяч переживших младенческий возраст, но слабеньких, тщедушных и затем миллионы доживающих до зрелых лет, но далеко не с тем крепким телосложением, какое им следовало бы иметь, — и вы получите некоторое понятие о том вреде, который наносят своему потомству родители, не знающие законов жизни. Имея обо всём самые путаные понятия, родители говорят, что такое зло постигло их детей без причины или от сверхъестественных причин. Ничуть не бывало; в некоторых случаях, несомненно, есть причины наследственные; в других же, и притом гораздо более многочисленных, — начало зла кроется в бестолковом воспитании. Всего чаще ответственность за недуги детей, за их тщедушность, слабость, за их страдания всецело падает на родителей; на них лежит прямая обязанность ежеминутно наблюдать за жизнью своего потомства, но они, с непростительной беспечностью, пренебрегли изучением тех жизненных процессов, на которые сами оказывают постоянное влияние своими приказаниями и запрещениями. Полнейшие невежды относительно самых простых законов, они из года в год подтачивали организм своих детей и таким образом сделались причиной болезней и преждевременной смерти не только этих детей, но и целого поколения.

Мы встретим точно такое же невежество родителей и такие же пагубные последствия от него, когда перейдём от физического воспитания к нравственному. Посмотрите на молодую мать и послушайте, какие законы она предписывает в детской. <...> Посмотрите, как эта молодая, с не вполне ещё сложившимся характером женщина выполняет возложенную на неё обязанность; не понимая вовсе тех явлений, которые совершаются на её глазах, она берётся за дело, нелёгкое даже для тех, кто обладает большими познаниями и опытностью, чем она. Никогда ничего не слыхав о свойствах душевных движений, о порядке их развития, об их назначении, она не знает, где кончается польза и где начинается вред. Она вообразила себе, что такие-то чувства положительно дурны — что совершенно неверно, — а другие безусловно хороши — чего также нельзя сказать; затем, не имея ни малейшего понятия о строении организма, с которым ей приходится иметь дело, она теряется и не знает, как обращаться с ним. Есть ли после этого возможность избежать тех пагубных последствий, свидетелями которых мы бываем на каждом шагу? Недостаток сведений по части умственных явлений, с их причинами и последствиями делает вмешательство молодой, неопытной матери в воспитание ребёнка гораздо более вредным, чем вполне пассивное отношение её к этому вопросу. Постоянно противодействуя то тому, то другому проявлению жизненной силы в ребёнке, иногда совершенно нормальному и благотворному, она лишает его удовольствий и пользы, портит как его характер, так и собственный и отчуждает его от себя; желая заставить ребёнка исполнить то, что, по её понятию, необходимо нужно, она прибегает то к угрозам, то к ласкам или подаркам с целью закупить его или же возбуждает в нём желание произвести приятное впечатление на посторонних. Молодая мать совсем забывает, что внутренние побуждения ребёнка могут в это  самое время находиться в совершенном противоречии с наружным его поведением; но ей и дела нет до того, лишь бы ребёнок вполне удовлетворял внешним условиям приличия; таким образом, она сама развивает в нём двуличность, страх и эгоизм вместо хороших чувств. Настаивая на том, чтобы дитя всегда говорило правду, она первая подаёт ему пример противного, когда угрожает ему наказаниями и не приводит их в исполнение. Молодая мать ежедневно твердит детям, что они сами должны смотреть за собой, а между тем, появляясь на короткое время в детской, она сердится и кричит на детей за такие поступки, которые вовсе того не заслуживают. <...> Находясь, таким образом, без всякой теоретической поддержки и не обладая способностью руководить своими собственными поступками на основании наблюдений над умственным процессом, происходящим в детях, молодая мать теряет всяких авторитет в своём маленьком царстве; все её распоряжения порывисты, непоследовательны, иногда прямо вредны и были бы даже пагубны, если бы в природе не существовало неудержимого стремления каждого развивющегося ума покорить себе все более слабые влияния.

Принятая система обучения детей, как и следовало ожидать, крайне ошибочна и по своему содержанию и по приёмам; полезный разряд знаний устранён, а бесполезный навязывается насильно, и притом ошибочным путём и ошибочным порядком. Под влиянием общепринятой узкой идеи, что воспитание должно ограничиваться знаниями, почерпнутыми из книг, родители, к великому вреду для своих малюток, слишком рано дают им в руки азбуку. Не признавая истины, что книги должны служить только дополнительным пособием, косвенным средством для обучения, когда в прямых оказывается недостаток, — средством смотреть на всё чужими глазами, а свои закрывать, наставники спешат пичкать детей фактами второстепенного достоинства вместо главных. Они не понимают громадного значения самопроизвольного обучения, начинающегося с самого раннего возраста; они не догадываются, что вместо того, чтобы пропускать без внимания неутомимую наблюдательность  ребёнка и бранить его за ежеминутные вопросы: что? как? почему? — следует поощрять эту любознательность, давая ей правильное направление и удовлетворяя её по возможности. Наставники же стараются занимать глаза и мысли детей предметами, непонятными для них в такой ранний период жизни и даже противными им; поклонники символов знания, а не самого знания, они не сознают, что ребёнка только тогда можно ознакомить с новыми источниками сведений, доставляемых книгами, когда он достаточно ознакомится с предметами и процессами явлений, встречающимися ему в домашней жизни, на улицах, на полях и т. д.; и это не потому только, что непосредственные знания несравненно дороже косвенно полученных, а также и потому, что всё написанное в книгах усваивается ребёнком лишь сообразно с запасом предварительных сведений, почерпнутых им из практической жизни.

Чтобы уметь хорошо тачать башмаки, строить дома, управлять кораблём или локомотивом, надо долго учиться. Неужели же процесс умственного и физического развития человека — такая простая вещь, что следить за ним и направлять его можно без всякой подготовки? А если нельзя, если этот процесс сложнее всех прочих процессов в природе — за исключением одного — и если задача управлять им невыразимо трудна, то не безумие ли браться за такую задачу, не подготовя себя предварительно к ней?

Нет сомнения, что многие прочтут это заявление наше с улыбкой: им покажется нелепостью, чтобы родители изучали такие мудрёные предметы; действительно, была бы явная нелепость, если бы мы потребовали, чтобы все вообще отцы и матери обладали обширными сведениями по этой части. Но мы совсем не то говорим; дело идёт об общих принципах с присоединением к ним таких объяснений, которые дали бы родителям точные понятия о предмете, — вот и всё. Как бы то ни было, но следующие факты неоспоримы: умственное и физическое развитие детей подчиняется известным законам; если родители хотят избавить своих детей от серьёзных физических и умственных недостатков, они должны строго подчиняться всем правилам этих законов; достижение совершенной зрелости возможно для ребёнка только при полном соблюдении всего того, что предписывается этими законами. Судите теперь: не должны ли те, кто надеется со временем сделаться отцом или матерью, стремиться узнать, в чём именно состоят эти законы?
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re:Мудрость воспитания
« Ответ #1 : 10 Мая 2011, 20:03:47 »
Н.В.Шелгунов "Что могут дать матерям науки о человеке"

Объективность, которую мы требуем от воспитания, приобретается вовсе не так легко.
 
Гипотезы пытливого человеческого ума следует поставить выше личных гипотез на основании мелочного, ограниченного опыта.

А между тем воспитание детей мы ведём именно этим обратным порядком; свой личный опыт и свой личный, ограниченный материал мы ставим выше научного опыта, и идеи, формируемые знанием, мы усиливаемся заменять понятиями, выработанными своими личными средствами.
В нас живёт безверие к науке, и так называемые практические люди обзывают фантазиями всё то, что не может быть осуществлено или превращено в осязаемую пользу немедленно. Они вам не возразят ничего ни против математики, ни против географии, ни против одного из тех хлебных знаний, которые дают средства к жизни; но, как только вы коснётесь понятий общественного порядка, ум практических матерей отказывается следовать за вами в эту неведомую для них область; ваши вопросы остаются без ответа, и ваш пытливый ум парализуют сдерживающими сентенциями практического благоразумия. И после этого родители ещё удивляются, что дети отказываются от умственного с ними общения и держат себя с замкнутой осторожностью!..
Воспитательное счастье наших матерей заключается в том, что они считают непогрешимым только свой личный опыт с и своё личное знание. Они непогрешимы и совершенны и не желают ничего большего, как сделать своих детей такими же, как они!
Будьте чем хотите — докторами, акушерками, сигналистками, провизорами, учительницами, но прежде всего будьте женщинами; готовьтесь быть матерями. Я говорю о женщине-матери не в узком смысле наседки, высиживающей цыплят, а как о женщине-гражданке, проникнутой идеями высшего порядка, понимающей связь семьи с обществом, понимающей, что семья есть основная ячейка всего гражданского общежития, и воспитывающей своих детей для этого общежития. Изучайте человека, изучайте общество, думайте в гражданском направлении, и вы воспитаете в своих детях таких людей, в которых нуждается жизнь, и сами встанете на высшую точку влиятельного общественного положения.
Первое место, конечно, занимает способность наблюдать над собою и над другими, потому что только из фактов, почерпнутых личным наблюдением, можно создать и развить в себе способность понимать другого. Способность этого понимания вовсе не прирождённая гениальность, а простое выработанное знание, приобретаемое так же, как и всякое знание, т.е. богатством подмеченных фактов и верной их оценкой.

Без изучения человеческой души невозможно воспитание человека, ибо воспитать человека значит воспитать его душу.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re:Мудрость воспитания
« Ответ #2 : 10 Мая 2011, 20:28:07 »
В.А. Сухомлинский (1918—1970) - советский педагог и публицист.
"Педагогическая культура родителей"

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвёртый лечит людей, пятый шьёт одежду. Но есть самая универсальная — самая сложная  и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Если вы мечтаете оставить после себя след на земле — не обязательно быть выдающимся писателем или учёным, творцом космического кораблин или открывателем нового элемента периодической системы. Вы можете утвердить себя в обществе, воспитывая хороших детей.

Творение человека — высшее напряжение всех ваших духовных сил. Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство. Дети не только и не столько источник счастья. Дети — это счастье, созданное вашим трудом.

Счастье отцовства и материнства не манна небесная, оно не приходит праздничным гостем, как только вы, юноша и девушка, стали мужем и женой. Оно трудное и выстраданное — это счастье, оно приходит только к тем, кто не боится единообразного, многолетнего труда до самозабвения. Сложность этого труда состоит в том, что он представляет собой слияние разума и чувств, мудрости и любви, умение, наслаждаясь нынешним мгновением, тревожно заглядывать в будущее. Там, где утрачена эта мудрая отцовская и материнская способность, счастье становится призраком.

Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, — это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто.
Сумел дитя родить - сумей и научить.