В браузере ОТКЛЮЧЕНА возможность использовать CSS (каскадных таблиц стилей), или ваш браузер не поддерживает действующих веб-стандартов. Поэтому Вы не видите оформление сайта.


Рекомендуем включить поддержку CSS или обновить браузер.

Внимание: использование данного материала
только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.

Методики Н.Зайцева • Официальный сайт Николая Зайцева.
обучение чтению, математике, русскому и английскому языкам

Вопросы - Ответы  • Отвечаем на вопросы

Поиск    

вселюбые словафраза

facebookвконтактеyoutubeгостевая книганаписать письмофорумподпискакак купить пособия? 

Вопрос: Когда же он начнёт читать?!



Критический рубеж. Вы прошли вместе со своим ребёнком-дошкольником большой отрезок пути в направлении обучения чтению по методике Н.А. Зайцева. Освоены кубики и таблицы. Ребёнок достаточно быстро (часто уже и без вашей помощи) находит нужный кубик, а на нём — нужный склад...

Всё бы хорошо, но вот озвучить этот склад, ответить на вопрос что же здесь написано, то есть именно прочитать конкретный склад (или короткое слово), он ещё не может. Кто-то спокойно и терпеливо будет продолжать игры-занятия, основываясь на интересе своего ребёнка, не торопя события. А кто-то будет упорно добиваться скорейшего перехода непосредственно к чтению, постоянно задавая вопросы что это? что здесь написано?, удивляясь при этом, что ребёнок почему-то резко теряет интерес к занятиям. Почему это происходит? Как продолжать занятия? Как не совершить ошибок, стремясь к столь желанному конечному результату — самостоятельному чтению?

Кто виноват? Родители в недоумении: в чём же дело? Естественно, у них в этой ситуации возникает примерно такой ряд вопросов: Не работает методика? Или ребёнок такой непонятливый? Или делаем что-то не так?

Всё знает, а читать не хочет,— вздыхая, говорят мне взрослые, придя на консультацию или семинар. И часто добавляют при этом: Ленится, наверное.

Хочу всех, кто находится в такой же ситуации, успокоить. Ребёнок ваш всё прекрасно понимает. И вы на верном пути. И методика работает. Понятно ваше естественное желание ускорить (подтолкнуть) этот процесс, но слово ленится в данном случае совершенно неуместно.

Ещё раз о письме и чтении. Если вы внимательно прочли все методические рекомендации (см. методическое руководство из комплекта Кубики Зайцева), то, конечно же, помните, что одно из основных положений методики — ПУТЬ К ЧТЕНИЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ПИСЬМО.

Действительно, ПИСАТЬ, то есть переводить звуки в знаки (кубиками, указкой по таблице или карандашом на листе бумаги), ребёнку гораздо легче, чем непосредственно ЧИТАТЬ, то есть озвучивать написанные знаки. Именно поэтому мы пишем много-много слов вместе с малышом, а затем их читаем. Почему такой путь легче? Потому что у ребёнка нет и не может быть при таком подходе психологического барьера, неуверенности в собственных силах — он ведь уже заранее знает, какое это слово, ведь он только что писал его вместе с вами и неоднократно произносил. А так как письмо и чтение процессы зеркальные, то и переход непосредственно к чтению при таком подходе будет плавным, естественным, как нечто само собой разумеющееся. И это произойдёт непременно, когда количество накопленной информации и практического опыта перейдет в качество.

Стратегия вопросов. Есть два очень важных стратегических вопроса. От умения задавать их в правильной последовательности, во многом зависит успешность ваших усилий, направленных на обучение чтению.

Это вопросы ГДЕ? и ЧТО ЭТО? Вопрос где? сродни приёму письма (в методике Зайцева), а вопрос что это? требует гораздо больших усилий от ребёнка, он требует от него прочитать данный склад или слово.

Ответить на вопрос где? ребёнку гораздо проще, а затем он сможет ответить и на вопрос что здесь написано?

Пример. Вы вместе отгадали загадку: В дупле живет, да орешки грызет. — Белка. Написали слово кубиками. Прочитали. Слово знакомо. А теперь спросим: Где КА?, где БЕ?, где Л? Конечно, ребёнок помнит всё слово. А вот найти и показать в нем отдельные склады — труднее. Придётся искать, а значит, читать. Затем спрашиваем: Что это?, показывая на любой склад. Вы и сами заметите, что такой путь гораздо продуктивнее.

Очень помогает процессу выхода в чтение следующий прием.

Склеим 4-5 листов бумаги или достанем из своих запасов рулон обоев, который на всякий случай сохранили после ремонта. На глазах у ребёнка будем писать толстым фломастером крупными буквами сначала простые короткие слова, в том числе знакомые имена, и тут же сами будем их читать, выделяя маркером ударный склад в слове и обращая на это внимание ребёнка.

Чем меньше возраст, тем короче слова и тем меньше количество слов. Сначала это могут быть любые слова, а затем и слова на определенную тему. Рулоны можно раскатывать на полу, можно повесить на гвоздик, как плакат.

Читаем все написанные слова (пусть вначале это будет 5-6 слов). Где ЗИМА, в нём МА выделено? Правильно. Что выделено? А прочтём всё слово? Почему бы и не прочитать? — Поможем.

Вариантов игр с написанными словами великое множество. Можно вместе искать и читать только выделенный ударный склад в каждом слове. Ищем второе слово сверху или третье снизу. А где же спряталось слово, в котором выделен склад СА (лиса)? Молодец, нашёл! Что же это за слово? Читаем вместе. Можно искать среди слов только имена девочек или только имена мальчиков, только цветы или только животных. Всё зависит от интересов ребёнка на данный момент бытия. Таких плакатов-рулонов может быть несколько в разных точках комнаты или квартиры.

Так играем или учим? Конечно же, играем. В дошкольном возрасте любой другой путь ведёт в тупик. Ошибка взрослых — в их неуёмном желании (а порой и в неразумном и необоснованном требовании), чтобы ребёнок читал: Буквы знаешь, слова из кубиков складываешь — читай скорее!!! А если он ещё не готов к этому? Вы замечали, как сразу замыкается в себе малыш, если вы настаиваете на чём-то, что он ещё не очень-то умеет делать и не может соответствовать вашим ожиданиям? Понятно разочарование малыша: разве это игра? А если у ребёнка еще недостаточно опыта и уверенности, то прямо поставленный вопрос-требование отбивает охоту продолжать игру, потому что в таком случае всё это нужно уже не самому малышу, а взрослым. Да и не игра это вовсе, а принуждение.

Итак, что делать? Набраться терпения и продолжать писать кубиками, по таблице, на бумаге слова, много слов и вместе читать, озвучивать их. Помнить о стратегии вопросов. Не отказывать в помощи, если видим, что ребёнок не уверен в своих силах и нуждается в вашей поддержке.

Что мы тем самым делаем? Правильно — продолжаем накапливать информацию и практический опыт письма и чтения. Не принуждайте к чтению. Как только произойдёт определенный качественный скачок, ребёнок и сам не сможет скрыть от вас своего умения.

Но если он ещё не готов прочитать склад или слово, не огорчайтесь.

Помните: отступление — замечательный тактический ход в родительской педагогике.



Вопросы - Ответы  • Ляпенкова Надежда Григорьевна • Отвечаем на вопросы

Внимание: использование данного материала только с письменного разрешения «Методики Н.Зайцева»
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog LiveInternet